Актерский дуэт: слагаемые успеха

Выпуск № 7-127/2010, Лица

Актерский дуэт: слагаемые успеха

 

Если есть люди, с именами которых связана культурная жизнь региона, то народные артисты Российской Федерации Евгений ШОКИН и Лидия ЦУКАНОВА, безусловно, в их числе. Самого высокого актерского звания они удостоены не случайно. На сцену Кемеровского областного театра драмы им. А.В.Луначарского семейная чета выходит более тридцати лет. За эти годы они покорили кузбасских зрителей, снискали благосклонность власти и завоевали искреннее признание коллег. За плечами актеров на двоих уже около 500 ролей, поражающих разнообразием.

Самость каждого из них не отражается в другом, как в зеркале. Не изменяя самой сути актерской профессии – созданию неповторимого сценического образа – и не разрушая стилистики спектакля, Цуканова и Шокин каждый по-своему остаются преданными своей личной, неповторимой теме творчества на фоне меняющегося театра.

Лидия Цуканова – актриса утонченного психологизма. Ее всегда волновала судьба женщины, для которой любовь – мерило всего. О теме актрисы лучше всяких формул и определений могут сказать ее роли: Наталья («Тихий Дон» по роману М.Шолохова), Дездемона («Отелло» Шекспира), Марианна («Сцены из супружеской жизни» И.Бергмана), Марга («Дикарь» по пьесе А.Касоны «Третье слово»), Кручинина («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Абби («Любовь под вязами» Ю.О’Нила). И, конечно, Бланш – самая любимая и самая трудная роль («Трамвай “Желание”» Т.Уильямса).

Для всех сценических работ Лидии Николаевны характерно приращение драматургического материала силой живой души. Психологически тонкая организация роли во многом становится возможной благодаря индивидуальным чертам самой Лидии Николаевны – неповторимому обаянию, редкой интеллигентности, благородству и изяществу. Ее женское начало, которое неизменно покоряет театральную публику, удивительно сочетается с простотой, мягкостью и добросердечием. Может быть, поэтому актриса не находила оправдания отказавшейся от любви Маше Земцовой («Жестокие игры» А.Арбузова, 1978) или лишенной материнского чувства Раневской («Вишневый сад» А.П.Чехова, 1992).

Способность к разнонаправленности в поиске сценических характеров позволила актрисе органично вступить в новый (обычно болезненный) этап сценического творчества, сопровождающийся появлением острохарактерных и возрастных ролей. В спектакле «Анна Снегина» по поэме С.Есенина, где Цуканова играла мельничиху, приоритеты оставались прежними – глубина чувств, тонкая душевность и милосердие. Только больше мудрости и проницательности стало в образе новой для Цукановой героини, первой в ряду возрастных ролей. Затем были генеральша Ростанева («Село Степанчиково» по Ф.М.Достоевскому), старуха Хлестова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Мария («Живы будем – свидимся» по рассказам В.Мазаева), Аграфена Кондратьевна («Банкрот» А.Н.Островского), Памела («Дорогая Памела» Д.Патрика), Татьяна («Пока она умирала» Н.Птушкиной), миссис Бейкер («Эти свободные бабочки» Л.Герша), мать («Скользящая Люче» Л.-С.Черняускайте), Пульхерия Ивановна («Через Миргород на Невский» по Н.В.Гоголю), Голда («Поминальная молитва» Г.Горина). Постепенно обнаружилось, что погружение в «другой» возраст героинь тоже дает возможность открывать мир, только с другой стороны, узнавать нечто новое про жизнь, про творчество, про себя. А страсть к познанию – одна из самых сильных потребностей актрисы Лидии Цукановой.

Евгений Сергеевич Шокин абсолютно органичен в любой роли. Ему подвластны и трагически прозревающий свое будущее Пушкин («Гибель поэта» В.Соловьева), и хитрый Клавдий («Гамлет» Шекспира), и завистливый Сальери («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина), и ищущий эстетического опыта Треплев («Чайка» А.П.Чехова), и лиричный и одновременно протестующий Мандельштам («Не три свечи горели, а три встречи» по стихам М.Цветаевой, А.Блока).

Артистом создана целая галерея и острохарактерных образов. Такой диапазон ролей (часто второго плана) связан с основной творческой темой Евгения Шокина – с жизнью «маленького человека». Всем своим творчеством он талантливо и убедительно доказывает, что любить можно не только «красавца», но и человека обыкновенного, нередко страдающего. Гнет разнообразных обстоятельств (в зависимости от драматургического материала) во многом определяет характер и поведение маленьких людей, для каждого из которых актер выстраивает внутреннюю жизнь, не менее богатую и красочную, чем жизнь супергероев. Апофеозом темы можно считать спектакль «Записки сумасшедшего» по повести Н.В.Гоголя (реж. В.И.Анисимов, 1994). В исполнение роли титулярного советника Поприщина, жизнь которого протекала болезненно, непредсказуемо и трагично, актер вкладывал столько участия и горечи, что к его жалкому и смешному герою рождалось неподдельное чувство сострадания.

Манера игры Евгения Шокина немыслима без импровизации, фантастической изобретательности, обыгрывания детали. Модуляции голоса, безупречно выполненный грим в сочетании с богатой мимикой (кажется, «играют» даже брови) – все эти оттенки и нюансы доказывают, что скучных ролей у Шокина просто нет.

Совместное участие Лидии Цукановой и Евгения Шокина в спектакле гарантирует успех. Ранее несовпадение их природных данных и пристрастия к собственным темам ограничивали общий послужной список. Расширились грани таланта – открылись и новые возможности совместного существования на сцене.

В полной мере творческий потенциал актерского дуэта раскрывается там, где литературный материал дает возможность сочетания глубокого драматизма с открытой театральностью, разными гранями смешного, гротескового. Такой синтез возникает в «Поминальной молитве», ставшей событием театрального сезона 2008 г. (режиссер В.Прокопов). То, что некогда воспринималось как несходство в содержании сценических образов Л.Цукановой и Е.Шокина, в этом спектакле проявилось как необходимая взаимодополняемость разных черт характера каждого из их персонажей.

К несомненным достоинствам актерской трактовки образа Тевье следует отнести не только откровенную симпатию, которую актер испытывает по отношению к своему персонажу, но и нескрываемую иронию, которая окрашивает ее в теплые тона. Тевье – философ и мудрец, когда в трудные минуты обращается к Богу в надежде на его поддержку. Но становится беззастенчив и бесцеремонен, когда пытается примерить текст Священного Писания к своим повседневным надобностям, пересыпает речь шутками. В этих разговорах с Богом видится не только проникновение в глубь мыслей Тевье, но и демонстрация мягкой, добродушной улыбки актера по отношению к дорогому ему персонажу.

Евгений Шокин мастерски работает с предметами. Неторопливо, размашистыми движениями рук, давно вошедшими в привычку, его Тевье составляет бидоны с молоком. Эта привычная аккуратность оправдана желанием при всех неурядицах сохранить заведенный порядок жизни. А вот он яростно бросает табуреты на телегу, выплескивая всю горечь души обманутого отца. Каждый бросок-удар как всхлип или плач.

Образ Голды в исполнении Лидии Цукановой тоже лишен строгой однозначности. Твердой хозяйской рукой ведущая дом, Голда в бесконечных заботах и хлопотах умудряется сохранить любовь к своей семье и неизбывную жажду бытия. Она удивительно легка и жизнерадостна, когда вместе с дочерьми готовит субботний ужин, когда бросается лечить соседа или когда пускается в пляс на свадьбе дочери. Но уход из дома Цейтл, прощание с Годл, беспокойство за Хаву, погромы наполняют ее образ трагизмом.

В сцене, когда больная Голда встает с одра и начинает помогать рожающей дочери на расстоянии, драматический талант актрисы раскрывается особенно ярко. Отдав необходимые распоряжения Мотлу («… согрей воду… там в углу узелок… главное, сам держись»), Голда произносит свой последний монолог, напоминающий звук натянутой струны. «Ну давай, девочка моя, соберись! Это не страшно! – начинает она. – Я пять раз такую штуку проделывала, и ничего...» Эти напряженные минуты Голда проживает вместе с дочерью, деля надвое страх и боль. Вместе с ней переводит дух, мягко и ласково приговаривая: «Дом наш вспомни. Речку!.. Входи в нее, входи…» И напористо, вдохновенно и искренно, глубоким, надрывным голосом торопит: «А теперь ныряй!.. Глубже! Глубже! А теперь – вверх! Сразу! Пошла!! Еще, еще!..» Трепетно обращается к готовящемуся выйти в мир первенцу дочери: «…ты, внученька, давай, выплывай!.. Ты ведь девочка, я чувствую… Давай, Голда! Тебя Голдой назовут! Голда – имя счастливое…» Собрав последние силы, вскрикивает: «Ну?!.. Давайте, девочки!.. Всплываем!.. Еще! Еще!..» Вся неодолимая любовь и жертвенность выплескиваются одним захлестом: «Господь милосердный, да помоги же им! Возьми мою душу, передай!.. Ну?!!» Голос Голды затихает, растворяясь в пространстве, освобождаясь от усилий, напряжения и от самой жизни. Свою миссию на земле она выполнила.

Жизнь человека XXI века отмечена высоким скоростным режимом, который до минимума сокращает возможность глубокого проникновения в судьбу другого. Умение слышать друг друга становится почти недосягаемой ценностью, которой удивительно владеют в парных сценах Евгений Шокин и Лидия Цуканова. Попадание в тональность друг друга сменяется контрастным по звучанию диалогом.

Такое партнерство, являющееся залогом успеха многих спектаклей с участием Лидии Цукановой и Евгения Шокина, конечно же, основано на глубокой разработке образа. Однако оно становится возможным и благодаря еще ряду факторов, которые объединяют актеров в чем-то более важном, выходящем за пределы работы над конкретной ролью.

Первый из них – абсолютная самоотдача преданных театру людей. В работе они не жалеют себя. Современный зритель – человек искушенный, но этим актерам он доверяет, потому что они по-настоящему затрачивают собственные душевные силы.

Были за тридцать с лишним лет и профессиональные простои (недолгие, к счастью), и не всегда оправданная смена режиссеров, и отсутствие главного, способного объединить интересы театрального мира. Были и спектакли, которые недолго оставались в репертуаре. Но высокая профессиональная ответственность и какая-то врожденная порядочность никогда не позволяли им перекладывать вину на чужие плечи.

Случалось, что профессиональное мастерство помогало решать семейные конфликты. Когда-то, сильно поссорившись, актеры должны были вместе играть в «Аморальной истории». Известно, как мешают в спектакле субъективные антипатии, житейские неурядицы и размолвки. Но увлеченность сценическим материалом и умение сконцентрироваться на главном оказались для артистов сильнее. К концу спектакля от личных обид не осталось следа.

Среди актеров бытует такое мнение – чтобы брак был прочным, муж и жена не должны помогать друг другу в своей профессии. В семье Шокина и Цукановой профессиональные амбиции не мешают личным отношениям. На репетициях они всегда смотрят друг на друга со стороны. А после их дом становится «штабом для разбора полетов». Самый строгий критик в семье – дочь Василиса, выросшая в театральном закулисье. Она выбрала профессию дизайнера. Но преданность семейным традициям и пристрастиям иногда может удивительно сочетаться с профессиональными навыками. Однажды такое соединение вылилось в самобытный образ, созданный мыслью Василисы Шокиной. Ее сценография стала настоящим «действующим лицом» спектакля «Живы будем – свидимся» (2004, режиссер Н.Шимкевич). Театральный дуэт вылился в творческое трио. Последнее время на сцену Кемеровского театра выходит Устинья, тринадцатилетняя внучка Шокиных. С надеждой глядят они на младшую Анисью. И это наполняет жизнь актерской пары особенным смыслом и радостью.

Сильные и внутренне богатые люди не боятся взвалить на себя груз дополнительных забот. В 1993 году, в очень сложное для страны и театра время, Лидия Николаевна Цуканова возглавила Союз театральных деятелей Кузбасса. В начале 2000-х вместе они создавали театр-студию «Родник». А чуть позже стали преподавателями на курсе актеров драматического театра в Кемеровском государственном университете культуры и искусства.

Когда-то, связывая воедино свои судьбы, оба решили, что будущая супруга останется в браке, как прежде, Цукановой – если актерская судьба не сложится, пусть каждый позорит свою фамилию. Бесчестия не вышло. Пожалуй, это единственное, что не удалось в жизни признанных и любимых кемеровской публикой народных артистов со звучными фамилиями.

Фото Е.Рыжиковой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.