Атриум духа

Выпуск № 7-127/2010, Выставка

Атриум духа

 

Из всех московских театров, пожалуй, лишь одно театральное фойе активно используется под выставочное пространство - это Атриум в Школе Драматического искусства. Ни площадка Театрального центра СТД РФ (ВТО) «На Страстном», ни уж тем более пространство «Практики» конкуренцию составить не могут, в остальных же театрах «посторонние» экспозиции можно рассматривать лишь как случайные эпизоды.

Визит в Школу Драматического искусства всегда полон дополнительной интриги… до начала спектакля и в антракте публика может познакомиться и с театральной фотографией, и с произведениями живописи и графики. Причем выбор устроителей сочетает эксперимент с классическим подходом, налицо поиск, элементы игры и одновременно строгий отбор (однажды вернисаж отменили из-за картин абсолютно неприемлемых для политики театра). Это предвкушение рождает в душе чувство волшебства, когда фойе театра, имея узкое функциональное предназначение, превратилось в площадку для фей.

Совсем недавно завершилась выставка «Размышления. Посвящения. Вариации» (живопись) театрального художника Владимира Ковальчука, создавшего несколько проектов с Анатолием Васильевым, среди которых «Вариации феи Драже» (ТЮЗ. Рига; 1987), «Амфитрион» (Комеди Франсез. Париж; 2002), «Медея. Материал» (Школа Драматического искусства. Москва; 2001) и другие. Публика увидела работы, созвучные метафизике Васильевской школы. (Эта же выставка затем была представлена и в СТД РФ.)

Ранее Школа Драматического искусства показала фотовыставку «Шведские мотивы» режиссера Игоря Лысова , который, оказывается, не только давно увлечен фотоискусством, но и написал книгу, в которой анализирует принципы современного фотографического мышления. Работы Лысова стали неким художественным фотоотчетом и в то же время личностными впечатлениями от творческой поездки в Швецию и встречи там с драматургом Ларсом Нуреном (июнь, 2009).

Идея другой экспозиции - «Эхо» - принадлежала главному художнику театра Игорю Попову. Почти двадцать лет подряд зрачок фотоаппарата Натальи Чебан фиксировал процесс создания театра на Поварской (фотосъемки не только творческого процесса, но и материального: стен, лестниц, архитектурного пространства), создавая летописный фототекст. Художница Ольга Левенок перенесла ее фотоизображения на шелк.… И вот эхо Прошлого перед нами. Создав интерьер в интерьере Атриума, эти полотнища, развеваясь от легкого дуновения парусами, запечатлели оттиски времени, сохранили тени и отзвуки тех двух десятилетий рабочего процесса «лепки» театра.

Если «Эхо» было все-таки проектом земным/материальным, то совсем иначе воспринималось «Превращение цвета» - так называлась выставка Сергея Брюханова (живопись на холсте и бумаге, фото, цветовые коллажи на бумаге). Цвет стал основой для духа. В экспозиции доминировала мысль живописца и графика, трактующего «происхождение мира из Света как мистерию нисхождения Света в Цвет, как преобразование материальной субстанции в духовную категорию», а главные превращения происходят внутри человеческой души.

Зато живущие в Москве абхазская художница Диана Воуба (живопись) и ее сын Алан Воуба (фотография) своей выставкой «Резонанс форм» через цвет, форму, линию и пространство выражали в первую очередь свои эмоциональные и интуитивные переживания посредством ритма, определяя его как визуальную и эмоциональную волну, одушевляя и связывая явление с понятием времени, познания себя и мира. В стенах театрального Атриума ритм экспонируемых произведений рождал мощный оптический эффект резонанса.

И вот самая последняя встреча.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве (24-29 января, 2010) прошли XVIII Международные Рождественские образовательные чтения, являющиеся крупнейшим в России ежегодным церковно-общественным форумом, который дает возможность выразить позицию Церкви в области образования и культуры. С 2002 года Школа Драматического искусства ежегодно в рамках чтений проводит Фестиваль духовного и светского искусства «Вифлеемская звезда». В этом году в рамках этого фестиваля в театре состоялась выставка Людмилы Григорьевой-Семятицкой «Рождественская звезда» (работы в технике «рваная бумага»).

Людмила Григорьева-Семятицкая (1946, Москва) – художник-график, окончила Московский полиграфический институт. Занималась компьютерным дизайном и рекламой (1990-е). Уже в зрелом возрасте стала заниматься живописью и графикой с детьми. Художница вспоминает: «Помню, как в 1987 году я, будучи в тяжелом душевном состоянии, оформляла детские работы и вдруг увидела в разноцветных обрезках фигуры поэта, музы и Пегаса. Такой и была моя первая бумажная композиция. С тех пор я нашла удивительное отдохновение и утешение, настоящую радость в этом «рваном» творчестве. На таком языке можно рассказать о целом мире, о своем видении жизни. Обо всем».

Эту технику опробовал на закате жизни Анри Матисс, когда, отложив кисти и взяв в руки обыкновенные ножницы, принялся вырезать бумажные силуэты в технике декупажа. Резка ножницами позволяла мэтру сохранить линию.

Людмила Тимофеевна предпочитает обрывать бумагу рукой, чтобы сохранить теплоту рукотворности, передать трепет и красоту края. Важна фактура бумаги, подсказывающая решения, помогающая увидеть объемы и очертания людей, предметов. Затем художник бумагу рвет, части варьирует, накладывая их в разных вариантах одна на другую. Бумажный край неожиданно образует линии максимально выразительной композиции. После чего художник бумагу осторожно подклеивает, не снимая намеченных частей и оставляя «хвостики», чтобы произведение дышало.

Людмила Тимофеевна признается, что любит художников, излучающих жизнь, таких, как Марк Шагал, а встреча с полотном «Ночной дозор» Рембрандта в Рейксмюсеуме остается одним из самых острых ее переживаний. Ей близки работы Кеса Ван Донгена и Артура Фонвизина, а, например, холодное умозрительное искусство Павла Филонова подавляет. Что ж, в ее картинах видны все предпочтения: детскость и грация от Шагала, теплота и бархатный дух Рембрандта, символизм Одилона Редона, декоративность Ван Донгена, красочность Фонвизина, а еще образность русского лубка и лаконизм иконных клейм.

В экспозицию выставки вошли литературный, религиозный, бытовой (жанровый) циклы. В сериях «В городе» и «Люди» автор рассказывает о своем отношении к людям, о чувствах (любовь, жалость) и переживаниях. Состраданием исполнены, например, «Люди в городе (Уходящие) или «Без дома»… Однажды в метро, вспоминает художница, увидев сидящего прямо на полу мужчину в пальто с высоко поднятым воротником, она поняла, что это пальто - его Дом. Карандаша под рукой не оказалось, пришлось прямо на сумке процарапать его черты. Так же, совершенно случайно возник цикл «Русская литература на диване», где слились ирония и грусть. Как часто у русского человека рождаются прожекты на диване! В серии «Русская литература на диване» - портреты Пушкина, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого, и тут же не менее узнаваемые персонажи из гоголевских «Мертвых душ» - Ноздрев с картами в руках, Плюшкин, Чичиков, Манилов.

Но, пожалуй, самая удачная часть выставки была посвящена библейским сюжетам: цикл «Се Человек» - «Благовещение», «Дары волхвов» или «Падший ангел» из цикла «Рваный мир». Рваная бумага оказалась очень сродни миру архаики и простоты, где каждая вещь становилась знаком, а каждый жест был исполнен значительности. Рассматривая эти трепетные работы, зритель проникался духом молитвы и, по существу, оказывался внутри христианского храма, где картинки смотрелись как витражи, собранные из осколков бумаги наподобие узора из детского калейдоскопа. Чтобы добиться такой чистоты чувства, надо быть в душе немного ребенком.

Фото предоставлены художниками

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.