"Экспромт" - эмблема любви

Выпуск № 7-127/2010, Портрет театра

"Экспромт" - эмблема любви

 

Нынешний театральный сезон - юбилейный для Московского детского музыкального театра «Экспромт». Театру исполняется 20 лет.

А началось все с дипломного спектакля музыкального факультета ГИТИСа. Актриса Людмила Иванова, композиторы В.Фридман и В.Миляев написали и поставили мюзикл по мотивам пьесы А.Н.Островского «Доходное место». Вторым спектаклем стала детская музыкальная сказка «Крошечка Хаврошечка».

С самого начала «Экспромт» был нацелен на то, чтобы в его репертуаре были и знакомые с детства сказки, и оригинальные музыкальные произведения для взрослых.

Людмила Иванова - автор и режиссер многих спектаклей «Экспромта». Со дня основания сотрудничает с театром композитор Виктор Фридман. В спектаклях звучит музыка Чайковского, Мусоргского, Верди, Шуберта, Грига. Актерская труппа состоит из драматических артистов, музыкантов и вокалистов.

Театр знакомит и взрослых, и, в первую очередь, юных зрителей с произведениями музыкальной классики, сказками народов мира.

Специфика детского театра состоит в том, что утром актер может играть роль Карабаса Барабаса, а вечером выходить на сцену в роли Германна в «Пиковой даме», как это делает Андрей Богданов. Или, например, молодой актер Владимир Токарев, в репертуаре которого такие разные роли, как Комарик в «Мухе-Цокотухе» и поэт Веневитинов в спектакле «Зимний вечер с Пушкиным», Виктория Коньшина – задорная Шурочка Азарова в «Давным-давно», Лиза в «Пиковой даме» и Мария Волконская в «Зимнем вечере».

Самых маленьких зрителей художественный руководитель обычно сама встречает в зрительном зале, рассказывает о театре, о том, какие музыкальные инструменты дети сейчас услышат. В «Экспромте» есть уникальный музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» по сказкам и стихам Корнея Ивановича Чуковского, который интересен всем, «от четырех и старше». Так, когда в середине сказочного действия Муха приглашает всех детей на свои именины, предложив желающим выйти на сцену и почитать свои любимые стихи, то от желающих никогда нет отбоя. Тем более что каждого выступающего поощряют не только бурными аплодисментами, но и настоящими подарками, которые дарит не кто иной, как Комарик – главный герой этого увлекательного действа. А взрослые, с удовольствием подхватывая эту игру, вспоминают любимые с детства стихи, давно ставшие нашей классикой. Минувшей осенью спектакль «Муха-Цокотуха» был участником Международного театрального фестиваля «Гаврош».

Много лет афишу украшают оперетта «Маша и медведь» по мотивам русских народных сказок, трогательная история «Оловянный солдатик» по сказке Г.-Х.Андерсена на музыку Э.Грига, классический музыкальный спектакль 80-х «Али-баба и сорок разбойников» С.Никитина и В.Берковского, «Ежик в тумане» по сказкам Сергея Козлова, сказочное действо на музыку Ф.Шуберта «Башмачки для Золушки», спектакль «Медной горы хозяйка» по сказам П.Бажова, музыкальный спектакль по рассказам А.П.Чехова «Дачные амуры», оригинальная сценическая версия оперы Верди «Риголетто», «Давным-давно», музыкальный спектакль с музыкой Тихона Хренникова.

Последние премьеры театра - драматический спектакль «Пиковая дама» и музыкальный - «Зимний вечер с Пушкиным» в постановке Л.Ивановой.

В зимний вечер 26 декабря 1826 года в Москве собрались в салоне княгини Зинаиды Волконской друзья семьи Волконских и лучшие московские артисты. Сегодня они будут петь для ее родственницы - Марии Николаевны, едущей в Сибирь вслед за мужем, декабристом Сергеем Волконским. Среди гостей - поэт Александр Сергеевич Пушкин. В спектакле звучат романсы и арии европейских и русских композиторов первой половины XIX века (Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, В.А.Моцарта, М.Глинки, А.Варламова и др.), стихи А.С.Пушкина и Д.В.Веневитинова.

Актер Михаил Гульдан и вправду очень похож на Александра Сергеевича. Даже особый грим актеру не требуется, так органичен и естествен он в этой роли. Почти портретное сходство с Марией Волконской и у актрисы Виктории Коньшиной.

Вообще спектакль получился весьма традиционным. Певцы поют для гостей и зрителей романсы и оперные арии. Гости и зрители слушают. Но в этой простой и домашней атмосфере присутствует удивительно пронзительная нота. Нота Прощания.

Прощания Марии Николаевны с родным домом, привычным укладом, друзьями, театральными вечерами, налаженным бытом и уютом. В конце спектакля кажется, что и театра – со старыми традиционными классическими формами. И потому вторая пушкинская премьера – «Пиковая дама» - смотрится как возвращение к этому театру, театру внимательного чтения.

«Пиковую даму» поставил режиссер Владимир Байчер, обратившись не к опере Чайковского (что казалось бы логичным в музыкальном театре), а к самой повести Пушкина. Получился серьезный драматический спектакль с интересными актерскими работами.

В прологе за прозрачным занавесом возникает мираж: Германн в смирительной рубашке (Андрей Богданов), герой с «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля». Проносятся рядом в нереальном танце «три карты» - три женщины в бальных платьях, влекущие его в свой зловещий хоровод.

Задник сцены – вращающееся «колесо удачи» - то колесо рулетки, то розетка знаменитого Парижского собора, то круговерть петербургских улиц (художник Иван Миляев). Минимум декораций, максимум музыки и выразительных пластических мизансцен.

Быстро и увлекательно рассказывается о роковой встрече молодой графини (Елена Федюшина) и знаменитого графа Сен-Жермена (Александр Аксенов). Передать настроение и атмосферу пушкинской повести помогает замечательная музыка композитора Валерия Кикты, которой пронизано все сценическое действие.

В роли старой графини Людмила Иванова. Актриса точно передает характер своей героини, перепады настроения, капризы и причуды, своенравный крутой характер, властность и скрытую глубокую силу. У Пушкина читаем: «Графиня, конечно, не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему». Этот спектакль вообще отличается вниманием к Слову Пушкина.

Германн появляется в спальне старой графини. Она молча и неподвижно, тяжелой массивной глыбой восседает перед ним. Хочется, не отрываясь, смотреть на актрису, на лице которой отражается целая гамма чувств.

За их спиной стоят «молодая графиня» и «граф Сен-Жермен» с пустыми портретными рамами в руках, шепотом повторяя разговор по-французски. Эффект присутствия неких потусторонних сил, поэтический дух пушкинской прозы…

Режиссеру спектакля вместе с балетмейстером (Майрбек Матаев) удалось так организовать камерное пространство сцены, что десяти актерам и актрисам удается передать и бурные эпизоды парижской молодости графини, и жутковатую толчею на ее отпевании, и суету игорного зала, и даже пеструю круговерть петербургского бала.

Одна знаменитая оперная ария в спектакле все же звучит. «Что наша жизнь? – игра!» – эта мощная оперная сцена становится кульминацией спектакля. Динамичное, стремительное действие быстро идет к финалу. Всего час с небольшим длится этот спектакль, после которого хочется открыть старую любимую книжку и перечитать всего Пушкина.

В ближайшем будущем зрителей ждет премьера новой версии музыкальной сказки «Крошечка Хаврошечка», цикл музыкальных вечеров, посвященных 65-летию Победы, и спектакль о любви с песнями Булата Окуджавы.

Эмблема театра «Экспромт» - алая роза с белым бантом на черном фоне. Алая роза, как известно, эмблема любви.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.