Непредсказуемая премьера

Выпуск № 7-127/2010, Реплика

Непредсказуемая премьера

 

Спектакль «Фуршет после премьеры» Архангельского театра драмы им. М.В.Ломоносова (автор пьесы Валентин Красногоров, режиссер Роман Виктюк), о премьере которого «СБ, 10» писал в прошлом номере, в архангельской прессе изругали. Кто-то подсчитал, что на каждом показе примерно десять процентов зрителей покидает свои кресла. Спустя месяц после премьеры половина зала театра пустовала (впрочем, как говорят, раз на раз не приходится). А в афише февраля и марта «Фуршет» осторожно значится один раз в месяц.

То, что Виктюк – эпатажный режиссер и, в какой-то степени, провокатор, архангелогородцам было известно. В разное время в городе побывали его спектакли «Служанки», «Саломея», «Фердинандо», разделившие, как водится, зрителей на сторонников и противников режиссера. Впрочем, о Романе Виктюке все уже написано до нас.

Пьеса «Фуршет после премьеры», по словам режиссера, была поставлена только единожды, да и то за пределами России – в казахской Алма-Ате. Драматургический материал подвергся у Виктюка некоторой переработке (опять же по его собственным словам, но до какой степени, режиссер не уточнил). Жанр спектакля определен как «черная комедия», но можно было бы считать его и фарсом с долей эксцентрики, и злой самопародией.

Напомню: в некоем театре после успешной премьеры «Отелло» актеры собираются выпить и закусить. Все пришли, кроме Дездемоны, которая, как выясняется, мертва. Сначала подозрение падает на Отелло, потом в ходе разговоров выясняется, что актрису – приму театра – ненавидели все до единого и каждый как-то поспособствовал ее смерти. Начинаются долгие споры между двумя актрисами, кому же теперь играть ее роль. Доходит до поочередного уединения с режиссером в гримерках. Тем временем, дружным голосованием коллектива решено труп вывезти из стен театра, никуда не заявлять, молчать и играть столь успешно прошедший спектакль. Правда, потом оказалось, что Дездемону лишь усыпили, но не убили (но при вывозе «трупа» ударили о капот автомашины, прищемили дверцей ногу, заехали в глаз локтем).

Актеры в реальном спектакле выходят в «шекспировских» костюмах и обращаются друг к другу по именам персонажей Шекспира. Свет в зрительном зале не выключается на протяжении всего двухчасового действа, актеры бегают по проходам, к стене прислонен бутафорский гроб, который потом заволакивают на сцену. Во всю сцену – дурашливо написанная надпись «С премьерой!», на заднике – экран, отражающий лица зрителей, сидящих в зале. Периодически на сцену сверху спускается какая-то огромная блестящая башка с рогами. Вот, собственно, и все декорации.

А теперь о том, что особенно не понравилось многим зрителям: актеры, сбросив «шекспировские» костюмы и парики, бегают по сцене и залу полуголыми. Мужчины – в трусах и шарфиках, женщины – в блестящих «купальниках» и босиком. «Уединения в гримерках» тоже, в общем-то, узнаваемы по стонам и телодвижениям, имитирующим сексуальные отношения. Музыкальное оформление при этом отдает неким кабацким душком – разухабистая «Гуляночка» Верки Сердючки и «Все мы бабы стервы», кажется, Аллегровой.

Конечно, со многим в спектакле Виктюка можно не согласиться, не все эстетически воспринять, но то, что «Фуршет» вышел за рамки «ожидаемых» спектаклей Архангельского театра, это точно. Не случайно зрители выплескивают свои эмоции после спектакля словами «неожиданно», «необычно». Правильно, ожидаемое – значит, неинтересное. Актеров в спектакле даже не узнавали, хотя именно они любимы местной публикой и на сегодняшний день составляют костяк труппы: Елена Смородинова, Людмила Советова, Тамара Волкова, Сергей Чуркин, Александр Дунаев, Александр Дубинин, а также без пяти минут выпускник Ярославского театрального института Иван Братушев.

Так почему же неожиданный спектакль оказался не принят публикой?

Несмотря на некоторые длинноты и сбои ритма, новый спектакль яркий и очень живой. Известно, что театр – зеркало общества и потому спектакль повествует не столько о закулисье театра, сколько о пороках нашего общества в целом.

Но только ли нашего? Если верить интернету, автор пьесы Валентин Красногоров до 2003 года являлся вице-мэром израильского города Хайфы. Как всегда, прав оказался Шекспир: весь мир – театр, а люди в нем – актеры...

Фото Виталия Крехалева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.