Жизнь и судьба "Братьев и сестер"
Выпуск №8-128/2010, Событие
- Последний поэт русской деревни Федор Абрамов - человек, который с такой любовью и такой мудростью относился к жизни, к людям, к их слабостям, что не скоро еще родится тот, кто сможет встать с ним вровень. Для петербургского Малого драматического театра - Театра Европы имя писателя значит очень многое. Сам Лев Додин признается: «С романов «Дом» и «Братья и сестры» начался тот МДТ, который мы сегодня знаем, Абрамовым наша история и продолжается».
- Впервые о роли Абрамова Додин высказался еще в далеком теперь 1986 году: «Мера правды о жизни, которую внес в наше сознание Федор Абрамов, стала для нас точкой отсчета». И уже много лет продолжается в Малом драматическом генеральная линия театра про людей и для людей.
- В первые дни марта на сцене МДТ праздновали 25-летие со дня премьеры спектакля «Братья и сестры» и 90-летие со дня рождения Федора Абрамова, которому и был посвящен вечер. Его вдову зрительный зал, переполненный до предела, встретил стоя, аплодисментами. Погас свет, и сидящие в зале услышали своеобразный, ироничный, глубокий голос писателя, который говорил очень простые и очень правильные слова о том, что нельзя убежать от самого себя, что жить нужно там, где ты живешь, и о том, что деревня для человека – как мать родная… Своей родной земле Федор Абрамов был предан до последнего.
- В тот вечер в Малом драматическом собрались люди разных поколений: и те, кто помнит очереди и аншлаги на премьере спектакля «Братья и сестры» в 1985 году, и те, кто застал эту легендарную постановку позже, и совсем юные зрители, для которых она – театральная история. Их объединила искренность, которая царила в зале. Вел вечер сам Лев Додин. На сцену поднимались с речами знавшие Абрамова лично, кому довелось с ним работать, его друзья, коллеги, вдова… Выступления перемежались архивными фрагментами из спектаклей «Дом» и «Братья и сестры» (их показывали на экране), а также исполнением некоторых сцен из тех же постановок на сцене.
- Улыбчивый Федор Абрамов с экрана размышлял: «Я не помню ни одного дня, когда бы я не был влюблен». Его мысль продолжал Лев Додин: «Он замечательно писал о любви»… И тут же над сценой начинался видеофрагмент встречи Лизы и Егорши из спектакля «Дом», который на сцене вживую играли повзрослевшие на 25 лет исполнители этих ролей Татьяна Шестакова и Игорь Иванов.
- «То, что я увидел, – прокомментировал московский литературовед и театральный критик Игорь Золотусский, – выбило слезу. И это похоже на мою жизнь, и я понял, что Абрамов жив. И он будет жить. Боль и болезнь России, которые мы только что видели, – продолжаются и сегодня. Я приехал в Петербург и думал, что город к юбилею Федора Абрамова будет завешан плакатами с его лицом. Этого нет. В книжном магазине нет его книг. Это больно».
- Это действительно больно. Не от того, что Абрамова не печатают: в конце концов, есть интернет-библиотеки, и простые библиотеки, где можно при желании найти книги Федора Александровича. Больно за то, что уходит память о нем. Для современных школьников Отечественная война 1812-го и 1941-1945 гг. – в одинаковой степени история, прошлое. Так же и живые, трепетные, современные благодаря своей «безвременности» тексты Федора Абрамова, которые редко проходят «по программе», – рискуют превратиться в забытое прошлое. А ведь мысль, художественно озвученная им, о том, что все люди братья, – это знание, которого сегодня нам всем очень не хватает. Абрамов никогда не впадал в религиозный пафос. Но ведь именно на этой доктрине основывается христианство. И Федор Александрович умел сказать важное, ничего не навязывая.
- Один из выступавших, аспирант исторического факультета Колумбийского университета США Анатолий Пинский, который после прочтения книги «Так что же нам делать?» сузил тему своей диссертации с русской деревенской прозы до творчества одного Федора Абрамова, высказал очень точную мысль. «Именно личность Абрамова - самое интересное. Именно его личность, если так можно выразиться, и есть его творчество». Золотусский назвал Абрамова «огромным раненым сердцем», имея в виду степень переживаний Абрамова за свою страну, за ее людей. В каждой своей мысли писатель действительно был предельно честен. И потому родился роман «Братья и сестры».
- 25 лет назад Лев Додин в одном из интервью признавался: «Театр не рождается без своего автора. Самые главные и сокровенные для себя истины ленинградский Малый драматический театр осознает и говорит сегодня словами Абрамова. Когда мы делали два вечера «Братьев и сестер», то слышали: «Кому нужно два вечера подряд про деревню?». Сейчас в Ленинграде на этот спектакль не попасть. И людей, как ни странно, радует, что завтра они опять идут в театр. Когда они приходят, им, оказывается, нравится вновь встретить соседей по ряду, с которыми сидели накануне. Потому что вдруг возникает внебытовое общение. Такое редкое и, как выясняется, такое нужное человеку…
- Наша абрамовская трилогия – «Дом», «Братья и сестры» — помогает обнаружить позицию театра в вопросах современности. Порой кажется, что нам долго еще не удастся сказать что-то новое о сегодняшнем дне крупнее, масштабнее, чем это помог сделать Абрамов».
- Справедливость этих слов нашла доказательство в том факте, что постановке «Братья и сестры» 25 лет. Когда спектакль праздновал 15-летие Анатолий Смелянский в своей статье о юбилее под названием «Советская Махабхарата» сказал: «Я писал о «Братьях и сестрах» сразу же после премьеры. Сказать, что за 15 лет ничего не изменилось и что легендарный этот спектакль все так же жив и так же молод, значит не сказать ничего. Он жив, но не молод. И дело не только в критическом для многих первых исполнителей возрасте. Существуя по законам живого организма, «Братья и сестры» вобрал в свою память то, что было прожито нами». Своими работами Додин опровергает слова Станиславского о том, что спектакль живет от силы 10 лет, а после – дряхлеет и устаревает».
- Один из гостей вечера, лично знавший Федора Абрамова, поделился воспоминанием о том, как писатель говорил, что, не стань он литератором, он хотел бы стать художником. Однако художник в Абрамове был. Внимательный, пристальный его взгляд замечал и фиксировал мельчайшие движения человеческой души. Никогда никого он не обвинял. Старался все понимать. Он мог бы быть проповедником. Каждая глава его книги – притча. Каждый сыгранный додинский спектакль «Братья и сестры» - увлекательное путешествие по жизни человеческого духа, которое не устаревает и не надоедает. Потому что никогда не повторяется.
- Уже нет в живых Сергея Бехтерева и Николая Лаврова, ушел из театра Игорь Скляр, вместо него калеку Юру играет молодой артист Станислав Никольский. Играет, пока нарочно копируя предшественника, но с прицелом на самостоятельное развитие роли. Но те, кто остался – Татьяна Шестакова, Петр Семак, Игорь Иванов, Сергей Курышев и другие, поддерживают дыхание постановки не просто в норме, в едином ритме, но каким-то фантастическим, немыслимым способом добиваются того, чтобы дыхание это оставалось взволнованным, как в юности.
- Когда смотришь «Братьев и сестер» сегодня, не обращаешь внимания на то, сколько физических, земных лет Пряслиным. Это не важно. Им столько, сколько дал им Федор Абрамов.
- Это и есть то самое обыкновенное чудо гениального спектакля, который Джорджо Стрелер назвал одним из величайших спектаклей XX века, эстетическим переживанием немыслимой высоты.
Отправить комментарий