Орск

Выпуск №8-128/2010, В России

Орск

 

Хотя Орск относится к малым городам (в нем проживает около 250 тысяч жителей), Орский государственный драматический театр им. А.С.Пушкина работает, что называется, на полную катушку: не только ставит по шесть-семь-восемь, а то и больше премьер в сезон, понимая, что репертуар при небольшом количестве потенциальных зрителей надо постоянно пополнять, но и очень много гастролирует по всему Восточному Оренбуржью. Мал да удал — театр на востоке огромной области единственный.

В труппе всего 20 человек, а в афише — 28 спектаклей! Кроме большой сцены в последнее время активно работает малая: идут обычные камерные спектакли, ставятся спектакли литературные, проводятся поэтические вечера, театрализованные семейные праздники, спектакли – уроки милосердия... Залы здесь полны отнюдь не только на кассовых постановках (которые, к слову, очень достойны), но и на классике, зрители активны, наивно, но вполне адекватно реагируют на происходящее на сцене. Театр ставит детские спектакли — их в репертуаре 8! – и вовсе не по остаточному принципу. В общем, театр живой, активный, современный, нужный своему городу, который переживает трудные времена (промышленные предприятия стоят, жилищное строительство не ведется), а энергии его руководителей – директора Владимира Дорошенко и художественного руководителя Михаила Козлова – можно позавидовать.

Конечно, современность театра определяется не только поисками грантов, участием в проектах и фестивалях, созданием сайта и проч., но — прежде всего — эстетикой спектаклей. И с этим у театра тоже порядок. Я посмотрела постановки, в которых играет молодежь, в том числе воспитанная в студии театра, и это, надо сказать, впечатляет: ребята талантливые, хорошо обученные и беспредельно преданные своему делу и своему театральному дому.

О «Смерти Ильи Ильича» (пьесу Михаила Угарова на малой сцене поставил молодой режиссер из Москвы Сергей Тюжин) я писала в обзоре ульяновского фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене» (см. «СБ, 10» № 5-125). Собственно, с этого компактного и гармоничного спектакля и началось мое знакомство с орским театром. И новая встреча с запомнившимися актерами не разочаровала, и новые знакомцы оказались тоже интересны.

После «Обломова», успешно идущего на малой сцене, театр пригласил Сергея Тюжина на вторую постановку. Режиссер предложил «Вдов» Славомира Мрожека, назвав спектакль «Особо важная особа». Камерное пространство на этот раз превращено художником Фитратом Ахметшиным в кафе – элегантные столики, ставки-экраны, изображения Адама и Евы, с которыми забавно «контактируют» персонажи. Зрители тоже чувствуют себя посетителями кафе, тем более что Официант – Алексей Маланьин поначалу сидит в первом ряду, доверительно обращается к ним, комментируя происходящее, постепенно становясь все более активным действующим лицом.

Тюжин ставит абсурдистскую пьесу легко, изящно, с юмором. Заставляет двух вдов, дожидающихся любовников в кафе после похорон мужей (Кристина Каминская и Юлия Позднякова), комично бороться за лишний стул, придумывает для них множество забавных поведенческих деталей. Третью вдову – Смерть — превращает в графичный силуэт, посадив актрису за просвечиваемый экран. В результате Смерть не показывает своего уродливого оскала, а превращается в фантом, символ недостижимой мечты об идеале, который раздражает женщин и ведет к гибели мужчин. Молодые актеры прекрасно двигаются, стильно танцуют (хореограф Катя Тингаева), очень точно взаимодействуют с персонажем-тенью, что не всегда удается даже столичным мастерам, поднаторевшим в экспериментальных постановках. Исполнители, особенно мужчины, улавливают и транслируют в зал главное – ощущение пограничности происходящего, существование между реальностью и мистикой, когда мистика вроде бы обыденна, а реальность — инфернальна. Замечательно работают Алексей Маланьин — Официант, Юрий Деккер и Александр Кабаев, играющие антиподов, попавших, однако, в плен к одному женскому образу, притягательному и гибельному. Первый фарсово играет смесь мелкого наркодилера и свободного художника, второй – буржуа, страдающего многочисленными комплексами и фобиями.

Молодым актерам порой не хватает лоска, но в целом они чувствуют предложенный жанр и стиль, а зрители бурно воспринимают не только рассказанную забавную историю (каковую театр им тоже обеспечивает), но и чувствуют в зрелище второе дно, что ясно и из реакций, и из разговоров после спектакля.

На большой сцене состоялась премьера «Игры в фанты» Николая Коляды. Как показали спектакль и последовавшее за ним зрительское обсуждение, пьеса, поставленная режиссером Олегом Прониным, не потеряла и сегодня острой социальности. Мало того, режиссер «наращивает» смыслы: его спектакль не просто про фарцовщиков конца 80-х (кто сегодня помнит-понимает, что это такое?) – он о праве человека на свободу и допустимых границах этой свободы, о том, как игра перерастает свои рамки и неумолимо вторгается в жизнь. Героев спектакля режиссер делает рок-музыкантами, членами одной команды. И таким образом социальная тема Коляды расширяется до темы экзистенциальной.

Художник Зинаида Зейферт превращает квартиру Кирилла и Насти, к которым накануне Нового года приходят друзья и люди, которых, мягко говоря, не ждали, в музыкальную студию. Время от времени герои берут в руки гитары, садятся за ударные, задавая ритм происходящему. Среди музыкальных тем спектакля – Hotel California группы Eagles. Попавший в отель «Калифорния» – то ли в ад, то ли в рай – может сдать свой номер, но никогда не сможет уйти…

Заигравшиеся герои не могут прервать жестокую игру, приведшую не только к смерти постороннего человека, но и к их саморазоблачению, к осознанию неправильности жизни, к столкновению сущностных позиций. Тема игры, которая становится больше, чем игра, кстати, тоже характерна для абсурдизма, она представлена режиссером и молодыми актерами жестко и выразительно, некоторые сцены по-настоящему потрясают, даже шокируют – например, объяснение Кирилла (Денис Бухалов) и Насти (великолепный дебют юной Екатерины Тарасовой), сыгранное как акт физического насилия. Большинству артистов удается избежать прямолинейности, заложенной в пьесе, провоцирующей играть попеременно то подлеца, то жертву. Добродушный хозяин дома, любящий муж, лидер, обладающий явно позитивной энергией, Кирилл-Бухалов открывается как беспощадный манипулятор, лжец, таящий злость против мира и людей. Напряжение, вызванное необходимостью постоянно носить маску, заниматься самооправданием, чувствуется в нем с первого появления на сцене. И все же он, человек, сделавший себя сам, но осознающий, что результат не совпадает с желаемым, вызывает искреннее сочувствие. Никита Юрия Деккера – не просто безобидный недотепа, человек с явно неустойчивой психикой, он оказывается способен на убийство не ради идеи, а чтобы получить признание более сильных друзей и любимой девушки. Сергей Чиненов играет Артема, главного оппонента Кирилла, как человека рок-культуры, что проявляется и в одежде, и в манере себя вести, и в беззлобном пофигизме. Хороша сцена, в которой он разыгрывает соседку и придумывает страшную байку скорее из-за неловкости ситуации, которая ему неприятна, на ходу импровизируя и совершенно не задумываясь о последствиях. Он и совестлив, и умен, но как-то проблесками, и явно трусоват.

Наиболее прямолинейна Ева Юлии Поздняковой – поначалу предстающая как девушка отвязная и эффектная, в момент откровенности она открывается как натура страдающая и вырастает в обвинительницу. Но это и неизбежно – в пьесе именно ей отдан публицистический пафос, в котором актриса убедительна. Ее идеологический антипод, как ни странно, эпизодически появляющийся врач скорой помощи, в исполнении Алексея Маланьина – обаятельный циник, не жалеющий чужой жизни, но умеющий радоваться и брать свое. Органична Кристина Каминская в роли Ксении – вроде бы чужая в этой среде, недалекая и необразованная, поначалу она смущена, скованна и в то же время испытывает любопытство и даже некоторую гордость – эх, куда я попала! Постепенно девушка делает открытие: да я здесь своя! – и приоткрывает очень несимпатичное лицо мелкой хищницы, готовой на все ради пары модных сапог. У актрисы мало текста, но она отыгрывает сложные реакции на происходящее и создает характер своей героини.

«На сладкое» критикам показали сказку «Маленький Мук» в постановке Валентина Бирюкова, стильные и функциональные, волшебные декорации к которому придумал Леонид Черный, а неплохую музыку написала Евгения Сафронова. В этой восточной сказке актеры, и не только молодые, порезвились с удовольствием, которое передавалось и залу. Томные танцы полуобнаженных красавиц, шаловливые девы Зухра (Екатерина Манаева) и Гюляй (Юлия Позднякова), традиционно комичные персонажи, вызывавшие бурный смех зала, – тщеславный Падишах (Александр Кабаев), коварный Визирь (Игорь Гладков) и придурковатый сын Визиря (Сергей Чиненов)… Кто бы мог подумать, что Чиненов, создавший образ идеального Обломова, наделен органичным комическим даром. А Татьяну Горелову, которую я впервые оценила в роли Пшеницыной, невозможно было узнать в кругленьком простодушном уродце Маленьком Муке – смотрела в программку и не верила глазам своим.

Спектакль не без недостатков, главный из которых, увы, традиционен для детских постановок – пение под фонограмму, тем не менее произвел впечатление работы свежей, озорной, по вложениям – материальным и актерским – серьезной.

А французская комедия «Мадам, вы миллионерша!» Марселя Беркье-Маринье в постановке Александра Митькина, призванная развлечь, и не более того, поставлена и сыграна здесь так лихо, весело и празднично, что доставляет поистине эстетическое удовольствие. После нее критики вместе с «простыми» зрителями продолжали напевать и пританцовывать, а с их лиц долго не сходила глуповатая, но счастливая улыбка. Здесь хороши были все – и виртуозная героиня-комик Елена Мирошникова, придумавшая своей Мишлин маску этакой Миу-Миу из «Вальсирующих»; и Денис Бухалов – витальный любовник Доминик, вихрем носившийся по сцене и залу; и Сергей Чиненов, подтвердивший широту своего актерского диапазона, сыграв нелепого, но трогательного мужа-очкарика; и даже Александр Кабаев – промелькнувший в финале гротесковый вор.

В орском театре ценят классику – в афише Пушкин, Гоголь, Мольер, Цветаева. Но помнят и о том, что зрителю нужно отдохновение, чистая театральная радость.

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.