Томск

Выпуск №8-128/2010, В России

Томск

 

В Томском театре куклы и актера «Скоморох» вновь играют «Оркестр» Жана Ануя.

«Оркестр» появился вновь в репертуаре спустя десять лет. И причина восстановления названия почти та же, что и появление его впервые – в труппу пришло молодое поколение артистов.

На рубеже веков историю о послевоенной Франции, о надломленной судьбе мужчин и женщин, которым хочется любить и быть любимыми, поставил Роман Виндерман, создатель театра «Скоморох». Поставил его с актерами своего курса, который выпустил в Томском колледже культуры и искусства.

Сегодня режиссером выступила Марина Дюсьметова, ученица и соратник Виндермана, с которым десять лет назад она выпускала актерский курс и ставила дипломный «Оркестр». Так что восстановленный спектакль – это еще и поклон мастеру и учителю.

Все жаждут любви – об этом писал Ануй. Об этом был «Оркестр» Виндермана. И об этом спектакль Дюсьметовой. Любовь, вернее, жадную мечту о любви доверено сыграть молодым. Задача повышенной сложности. Такое чувство надо пережить, изнутри почувствовать состояние тридцати - и сорокалетних женщин, для которых каждая любовь – лебединая песня. Пока нельзя сказать, что актрисы глубоко проникли в суть характеров и переживаний своих героинь. Пока они идут по внешнему рисунку роли. Но у каждой есть свой «сольный» выход, и каждая его делает успешно. Ни одна не разрушает ансамбля.

Нынешний «Оркестр» изменился стилистически. Благодаря художнику-постановщику Сергею Столярову. На сцене сооружена еще одна сцена. На эти музыкальные подмостки выходят героини Ануя в платьях, перешитых из военной формы, в элегантных и стильных (художник по костюмам Елена Шафер), в ярких, почти клоунских париках, немыслимых фантазийных шляпках. Стилизация как художественный прием нашла свое абсолютное воплощение в шарманке, из которой «извлекают» не звуки, но кадры Парижа ХХ века. Соединение экранного и сценического пространства раздвигает рамки пьесы. Это уже не только французская история, но и русская, и немецкая – история Европы, пережившей войну. Ручку шарманки крутит мадам Ортанс – Ирина Паршукова. Ее героиня – стержень любовной и человеческой драмы, на игре Паршуковой держится спектакль. Ирина и Михаил Митерев (мсье Лебонз) – связующее звено прежнего и нынешнего «Оркестра», с той лишь разницей, что играют уже возрастные роли.

В спектакле использован еще один театральный прием, который уводит от сиюминутной социальной актуальности в сторону вечного искусства. Когда музыканты приступают к работе, они надевают маски. Под маской уже не Сюзанна – Олеся Кондратьева, не Патриция – Юлия Гурова, не Памела – Наталья Павленко, не Леона – Алевтина Лемская, не пианист – Сергей Мириев, которых волнуют житейские проблемы, кулинарные рецепты и измены любимых. Перед зрителем - клоуны и паяцы, которые призваны, должны, вынуждены развлекать публику. Девушки играют, поют, танцуют. Хореограф Екатерина Авдюшина поставила очень «говорящие» танцы. И этот «драмбалет» рассказывает о взаимоотношениях героинь больше, чем текст. У этого оркестра определенная публика – раненые госпиталя. Режиссер-постановщик сделала спектакль многонаселенным, и это добавило ему объем. Актеры даже в эпизодах играют биографии и создают характеры. Например, замечательна Монашенка Надежды Голиковой.

Столяров не только художник этой постановки, но и главный режиссер театра, поэтому ему важно, чтобы молодое поколение актеров росло на хорошей драматургии. Пусть пока спектакль выполняет «учебную» роль, и пусть пока он проходит по разряду домашних радостей. Однако вектор творческих устремлений обозначен.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.