Не все выбирают Пепси/Открытый фестиваль детских театральных школ "Грани"
Выпуск №8-128/2010, Фестивали
- В Мурманске – полярная ночь, атомоход «Ленин», множество моряков, вкусная рыба. А еще он – МурмАнск, как с детства известно из песни Визбора.
- Морозец – да, но ярко светит солнце, моряков не встретилось, но встретилось много хороших гражданских людей и чудесных детей на фестивале театральных школ «Грани». Таких школ, куда дети приходят учиться после уроков в школе общеобразовательной, в России всего семь. Как они, дети, успевают еще и уроки делать – уму непостижимо. А ведь и учатся, говорят, хорошо. Впрочем, что касается конкретно мурманской театральной школы (полагаю, и остальных тоже), то неудивительно, что дети сюда стремятся. У школы – прекрасное большое здание, удобные кабинеты, залы, сцены. Большую сцену украшает дивной красоты занавес. Участники хореографических постановок одеты в костюмы от Гришко, хорошо известного в балетном мире. Здесь заботливый творческий коллектив учителей. Часто приезжают педагоги по движению и речи из столичных вузов. И, хотя считается, что здесь не стремятся к тому, чтобы дети по окончании школы выбрали театр своей профессией, процент поступивших в театральные институты достаточно высок. Некоторые, отучившись, возвращаются в школу в качестве педагогов и режиссеров. Честно говоря, никогда не могла поверить, что после педагогического ученики добровольно приходят работать в бывшую свою школу, пусть самую распрекрасную (если такие есть). Но здесь же все по-другому. Здесь воспитывают душу. Здесь учат быть красивыми и свободными и творить красоту для других. Чем-то похожим, наверное, были ныне отмененные Дворцы пионеров, из которых почти поголовно вышли все знаменитые артисты уходящего поколения. Вот так отменили, а теперь пойди построй – дело непростое и небыстрое.
- Как хорошо, что руководство города понимает право и необходимость маленького человека сделать свой выбор в пользу искусства, а не Пепси, еще в том возрасте, когда за него это делают родители или вообще не делает никто. То есть родители приводят их сюда, но решение остаться они принимают сами.
- Программа фестиваля была достаточно разнообразной и насыщенной, как чисто детскими развлекательными мероприятиями, так и демонстрацией театральных достижений для зрителей и жюри, и пресс-конференциями, и круглыми столами, и мастер-классами. Приехали людей посмотреть и себя показать Бегуницкая школа из Ленинградской области, соседи из Росляково Мурманской области, школа имени Александра Калягина из города Вятские Поляны Кировской области. Показы были конкурсные и внеконкурсные.
- Надо отметить, что самым сильным местом была хореография. Особенно это касалось младших классов, когда деткам еще трудно адекватно читать стихи (они еще совсем недавно вставали для этого дома на стул, а сегодня и профессиональные артисты не всегда этим владеют) или играть драматические роли. А двигаются уже легко и гармонично как мотыльки. Дипломами были отмечены «Загадки сейда» из саамской сказки «Волшебные приключения медведя Таала» (педагоги-хореографы М.Пысина и Н.Пилипенко), фрагмент хореографической композиции «Военные письма» «Почтальонка» (в той же постановке) и «Фестиваль воздушных змеев» (педагоги-хореографы Н.Бриленкова и Н.Пилипенко).
- Конкурс «Художественное слово» состоял, в основном, из стихов и выглядел несколько бледнее. Темой, в связи с приближающимся 65-летием Победы, была выбрана война, но, как мне показалось, не самые лучшие произведения из колоссального объема военной поэзии. Это, конечно, очень трудно юному существу - не укрыться за красочными костюмами, не помогает музыка. Стоишь один в луче посередине сцены, одетый строго в черно-белое, и читаешь про то, что так далеко от тебя. Другое, уже второе поколение, увы, приученное с экранов к обыденности смерти. Каждый день в городе или стране убивают. Режут, расстреливают, взрывают. И достаточно безнаказанно. Откуда взяться боли к погибшим в сороковых годах? Говорят, дети сами выбирали, что читать. Возможно, выбор был недостаточно широк, или педагогам стоило принять более активное участие в этом выборе.
- Безусловно, были и удачи. Ребята из Калягинской школы очень симпатично разыграли два рассказа полузабытого превосходного писателя Викентия Вересаева. Дипломами были награждены очень яркая и сильная ученица мурманской школы Дина Рыгина за композицию по стихам мурманских поэтов и Роберта Рождественского и несомненный премьер той же школы Евгений Ковальчук, тоже читавший Рождественского. Еще запомнилась Яна Белевская из той же школы. Она выбрала военное, но в то же время лирическое стихотворение Маргариты Алигер, и это «женское» ей удалось прочитать очень искренне.
- Виктория Никифорова из Бегуницкой школы прочитала отрывок из «Светланы» Жуковского и очень задушевно спела.
- В драматическом конкурсе мурманская школа показала спектакли «Когда мои друзья со мной» (инсценировка и постановка Елены Крынжиной сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок») и «Беда от нежного сердца» Федора Соллогуба в постановке Людмилы Печеневой. «Пеппи» - зрелище очень красочное, звучное, наполненное действием (в основном физическим), танцами и песнями. Исполняющая роль Пеппи Мария Юрьева - девушка уже обученная и профессиональная - по способу существования на сцене, да и по возрасту сильно опережает своих партнеров, якобы ровесников. Впрочем, Пеппи — существо вполне сказочное, которому доступны всяческие перевоплощения. Совершенно превосходно сыграла Лошадь Джулию Алена Михалап. Ей был замечательно придуман костюм, найдена выразительнейшая пластика, а искрометное чувство юмора артистки не могла спрятать симпатичная лошадиная морда, почти полностью закрывавшая ее лицо.
- «Беда от нежного сердца» показалась работой больше педагогической, нежели режиссерской направленности, да, честно говоря, довольно мало смысла в этом водевиле. Если его и ставят сегодня, то сопровождают, как правило, очень много чем, как «кашу из топора». Играли ребята весело и с пониманием жанра. Многовато толкались и иногда уходили со сцены вне пространственной логики. Особенно понравился Александр Кузьмин в роли Сашеньки.
- Спектакль «Королевская корова» по пьесе Л.Титовой и А.Староторжского в постановке Сергея Суворова привезла школа из Вятских Полян. Оригинальная и симпатичная пьеса. И зрителей и жюри совершенно покорила Корова Зорька в исполнении Славяны Кощеевой (за одно имя надо было диплом давать!) - не корова даже, а теленок, телочка, уверенная в родстве с Солнцем, а потому ни король, ни принцесса, и уж вовсе ни фрейлина ей не ровня. Она очень напоминает Пеппи Длинныйчулок, но не из предыдущего спектакля, а по первоисточнику — вроде бы устраивает переполох и суматоху, но в итоге все налаживается и всем весело. Славяна сыграла замечательно и заслуженно получила диплом за лучшую роль.
- После завершающего поздравления участников и вручения дипломов все в нарядных костюмах высыпали на сцену и все вместе спели и станцевали прощальный танец. В окружении этих счастливых юных театралов было очень хорошо, и пришла несколько пафосная, но приятная мысль: если такое множество детей сделало именно такой выбор, то жизнь рядом с театром прожита не зря.
Отправить комментарий