Viva la Deep!/IV Российский театральный форум-биржа "ДИП-студия"

Выпуск №8-128/2010, Фестивали

Viva la Deep!/IV Российский театральный форум-биржа "ДИП-студия"

 

С 21 по 25 марта в закрытом городе Озерске Челябинской области в четвертый раз прошел Российский Форум-Биржа «ДИП-студия». Фестивалей студенческих спектаклей в России немало (из масштабных и регулярно проводимых можно вспомнить «Твой шанс», «Подиум», «Будущее театральной России», фестиваль ВГИКа). Но проблема трудоустройства дипломников, их профессионального будущего по-прежнему решается не слишком активно. Чем ярче такой фестиваль и чем интереснее спектакли на нем, тем острее встают вопросы: «Куда же они деваются, все эти Треплевы и Чацкие? Почему мы не видим их в театрах?! Они были такие!.. Но даже если они оказываются в сильных труппах, порой словно растворяются, теряют свою индивидуальность». Именно решению этих насущных вопросов посвящен фестиваль «ДИП-студия».

Его проведение стало возможно, в первую очередь благодаря директору фестиваля Владимиру Кулику и озерскому театру кукол «Золотой петушок». Особенность фестиваля в том, что это не просто выставка педагогических и режиссерских достижений, но и биржа, как раз дающая возможность студентам трудоустроиться после выпуска. Важно, что на фестивале традиционно представлены дипломники-кукольники и что происходит это в провинции. Конечно, сразу возникает масса уже другого рода вопросов. Например, почему фестиваль проходит в городе, окруженном колючей проволокой, попасть в который можно исключительно через КПП? Некоторые из вопросов остались без ответа даже после закрытия фестиваля. Но, впрочем, все по порядку.

 

Выезжая из Екатеринбургского аэропорта «Кольцово», невольно поражаешься величию уральской природы. Подлинной, первобытной. Той, которая дурманила героев Платонова. На ее фоне особенно явной становится ничтожность человека, силящегося ее осмыслить и объять. «Лишь печаль-тоска облаками / Над седой лесною страною / Города цветут синяками / Да деревни сыпью чумною», — эти строчки из песни Башлачева приходят на ум, когда по дороге в Озерск из-за бескрайних лесных массивов и голубых гор вдруг возникает город Кыштым. Опять же, как в романе у Платонова: полузаброшенный, истощенный, неуместный. Город, в центре которого сморщенные советские пятиэтажки соседствуют с одноэтажными деревянными бараками - символами новой жизни. Думаешь: неужели с 20-х годов ничего не изменилось? Для жителей покосившихся домишек — наверное, ничего. Но несмотря на отсутствие видимых изменений, кое-что дошло и сюда. Пожарники, вдохновившись инцидентом в Перми, закрыли местный детский дом, отправив детей и персонал жить в санаторий «Дальняя дача». Туда же затем «подселили» участников и гостей фестиваля. Без приключений пересечь озерский КПП (ведь Дача находится в получасе езды от него) удалось не всем и пришлось танцевать на холоде. Но и в этом было что-то увлекательное, почти театральное. Даже грозный подполковник, призванный «не пущать» людей в город, где есть Интернет и спутниковое телевидение, был по-своему колоритен. Вообще, закрытость, конечно, скорее «показная», оставшаяся как будто специально, чтобы повеселить приехавших на фестиваль. Основной его программой были студенческие спектакли выпускных курсов из разных городов России: Екатеринбурга, Челябинска, Ярославля, Иркутска, Новосибирска, Магнитогорска. Раньше фестиваль охватывал только кукольников, теперь, в качестве пробы, еще и драму: из Екатеринбурга, помимо кукольного, приехал еще и драматический курс. Студенческие спектакли перемежались разнообразными капустниками и концертами, как привозными, так и местными – озерскими. Но, наверное, самым главным были, собственно, сами торги, на которых, согласно задумке, режиссеры и директора должны были выбрать себе «молодняк». Также для директоров была представлена уникальная возможность послушать две лекции Геннадия Георгиевича Дадамяна, ведущего российского специалиста по театральному управлению. Программа была составлена довольно плотно, время с 8 утра до 11 вечера было расписано практически поминутно.

Открывал фестиваль спектакль Озерского театра кукол «Золотой петушок» — «Стрелы Солнца» в постановке молодой Станиславы Мюрего, в нем, несмотря на профессионализм исполнителей и множество удачных находок (например, использование настоящей северной этники, как в звуковом, так и в визуальном ряде), отчетливо видны следы традиционного советского «утренника». История о ленивых, но живущих на Крайнем Севере брате и сестренке, у которых злая Пурга забрала маму, была рассказана «бодро», но абсолютно бесстрастно. Как будто все человеческое нарочно вымарали, оставив только изотерически-масскультные битвы со Злом различных форм и расцветок, напоминающие мультфильм про Сейлор-Мун. И финал — радостная встреча со спасенной матерью - как нарочно был смазан и низведен до пары дежурных слов. К сожалению, увидеть второй спектакль театра — «Мамашу Кураж» не удалось. Железнодорожники задержали декорации, ехавшие домой из Иванова. Похоже, это стало общей практикой — на Володинском фестивале похожая история была с Хабаровским ТЮЗом.

Для оценки студенческих спектаклей основным критерием, помимо художественной ценности, является показ студентов и их профессиональной выучки «крупным планом». Что особенно важно в условиях биржи, собственно, для этого «показа» и проводимой. А ведь спектакли преимущественно кукольные, что несколько усложняет задачу. Ведь выбирать «невесту» надо, основываясь не только на ее умениях, но и на красоте лица, и на характере, — с ней же жить в одной семье не только как с кухаркой, но и как с человеком.

Не последнюю роль играет общий уровень культуры города/института/курса. Культура студентов зависит не только от профессионализма мастеров и уровня подготовки будущих актеров, но и от «среды обитания». Целая пропасть разделяет студентов из романов XIX века (просветленных, зараженных какой-то высокой идеей), или студийцев начала прошлого века, преданных театральному братству, от пьющих «Ягуар» у метро «студентов» современных какого-нибудь возникшего из ниоткуда «университета». Конечно, с исключениями, с поправкой на личный фактор, но в целом – разделение весьма четкое, как между «утренником» и спектаклем.

Студенты Иркутского театрального училища (мастерская Ю.Уткина) полностью походили именно на уходящий, «классический» тип. Все — светлые, одухотворенные. Наверное, свою немалую роль, помимо мастеров, играет в их становлении и живительный воздух Байкала. И что закономерно, показали они прелестного Петрушку. Традиционного, далекого от прилизанной «советской» версии, с пищиками, скабрезными шуточками и вполне себе натуральными сценами площадного насилия. Но при этом — с уместным учетом изменившихся социальных реалий. Одна из самых забавных сцен — Петрушкина рыбалка, во время которой хитрая щука крадет что-то у героя. Петрушка же, не будь дурак, бежит за кипятильником и включает его в заботливо помещенную на ширме розетку и… варит из щуки уху, которую затем предлагает залу. В общем, спектакль полон того, что детям сейчас показывать не принято. Безумно приятно, что совсем молодые артисты так органично поймали «традиционность», при этом не потеряв современности и живости. Возможно, способность пользоваться пищиками и не пригодится им в дальнейшем, но сама по себе — впечатляет, сейчас так могут немногие. Конечно, спектакль не идеальный — немного затянутый, возможно, слишком брутальный, но бесспорно живой и яркий, доставляющий настоящее удовольствие.

Порадовал курс М.Тарасовой Челябинского колледжа культуры, представивший спектакль Александра Борока «Профенциальные этюды». В «Этюдах» пять студентов без слов рассказали несколько абстрактных историй из жизни неких загадочных полумифических «провинциалов» глазами жителей большого города. Пластический перформанс с использованием кукол благодаря богатой выдумке режиссера представил провинцию в крайне милом и забавном свете. Особенно запомнился номер, в котором были показаны провинциальные бальные танцы, где героями были полуобнаженные женские ножки, совмещенные с кукольными платьицами.

Близкой по форме была «Арт-трансформация» курса Н.Холмогоровой Екатеринбургского государственного театрального института. Все происходящее в этом спектакле, видимо, имело только одну цель — сделать «ууух!». Все летит, мигает, пляшет, периодически вызывая подлинный восторг. Но за всем этим (в основном из-за причудливых игр со светом), за редкими исключениями, весьма проблематично разглядеть индивидуальность исполнителей. Контрапунктом к «Трансформации» курс отыграл «Муху-Цокотуху», определить жанр которой непросто: вроде бы мюзикл — молодые артисты в ярких, почти гротесковых костюмах все время танцуют, но «поют» под фонограмму, лишь раскрывая рот. Чертовски обидно за Корнея Ивановича, в чью сказку были вплетены вымученные «песни», как будто украденные из современного эстрадного репертуара. В целом спектакль представляет собой какой-то диковатый карнавал, предназначенный непонятно для кого. Подобное скрещивание утренника с мюзиклом выглядит странно. Наверное, так бы выглядел плод союза (противоестественность которого здесь выглядела особенно ясно) гламурненькой Мухи и «романтического» Комара. Зато всех артистов хорошо видно! Драматический курс Е.Царегородцевой того же института спектаклей сыграл больше всех: три. Но два из них увидеть мне, из-за насыщенности программы, не удалось. Посмотрел только «Разгуляй», который оказался обычным псевдорусско-народным концертом. Девочки в сарафанчиках и мальчики в косоворотках прилагаются. Работают артисты усердно и четко, но фальшиво и безжизненно: косоворотки, сарафанчики и крики «уууууух» им совсем не идут. Видимо, чувствуется дефицит русской национальной идеи: XVIII-XIX века — это уже вроде как и не то, европейские штучки, а что было до этого, мало кто знает, но многие упорно пытаются угадать, предлагая подделки.

«Спрятанностью» артистов страдает и полностью кукольный «Дикий» (Ярославский государственный театральный институт, мастерская А.Н.Белкова). Но несмотря на это постановка Р.Абрахманова удачна сама по себе — в меру трогательная, в меру социальная, в меру динамичная, с милыми и немного иллюстративными куклами, на основе сказки Андерсена про гадкого утенка рассказывающая историю свободного существа. Пьеса Владимира Синакевича совершенно не потеряла актуальности, напротив — приобрела новый смысл. Ведь все ее герои находятся на птичьем дворе добровольно и, слепо поклоняясь мнимым знакам отличия, не задумываются о том, что может случиться уже завтра. Студенты работают с куклами «чисто», передавая и им частичку себя, и энергию в зал.

Новосибирский государственный театральный институт, напротив, удивил неприятно постановкой аллегорической пьесы «Бешеные кролики» М.Путныньша, рассказывающей историю маленьких, но гордых кроликов, отчаянно возжелавших избавиться от страха и дать отпор различным захватчикам. Дел много — прогнать подлого крота, ворующего из-под самого носа капусту, победить и затем подружиться со злым волком. Все бы ничего, и сошло бы это все за милую шутку, если бы не подводный камень всего прибалтийского — кра-а-а-йне замедленный ритм. Спектакль идет около двух часов, и пропасти между хоть какими-то событиями непозволительно глубоки. Чрезвычайно длинный и медленный утренник о судьбе прибалтийского народа фактически не имеет цели: дети на нем будут скучать, взрослые спать, а режиссеры не увидят студентов, поскольку темно и мутно.

Но самым страшным испытанием был, пожалуй, спектакль Магнитогорской консерватории им М.И.Глинки. За загадочным названием «Таинственный Гиппопотам» скрывался опять же махровый утренник, повествующий о трудностях самоидентификации бегемотика Бори (все персонажи носят подобные имена, по первой букве своего вида) и его тяжелой жизни в стране Мерилехлюндии. В первую очередь, поражают куклы: такое ощущение, что для того, чтобы их добыть, создатели ограбили лавку китайских мягких игрушек. Оживший кошмар советского школьника — львенок в штанах с подтяжками, жадный заяц-капиталист и т.д. Коварный тридцатисантиметровый удав, больше похожий на червяка (которого, к слову, кличут Устином, что значит «справедливый), одетый в черный латекс — пожалуй, самый колоритный персонаж, в речи которого буквально через каждое слово прорывается тяжелый фрейдизм режиссера. Актеры, видимо, сильно скучая за ширмой, постоянно выбегали на авансцену зажигательно станцевать и спеть, что давало возможность их «разглядеть», но в не слишком выгодном свете.

Еще была куча капустников, удачных и не очень (справедливости ради, большинство удачных были озерские). Больше всех запомнился уморительный концерт актерской группы «Тринтет», состоящей из Сергея Гальперина, Владимира Азимова, Сергея Кудрявцева, известной в России благодаря конкурсам актерской песни.

По забавной случайности в списках на въезд среди первого курса Челябинского колледжа культуры оказался мальчик с фамилией Гагарин, который давал старт спектаклям взмахом руки и криком «Поехали!».

Нельзя не отметить общую «сделанность» фестиваля. Качественный дизайн дипломов, программок, призов и прочего — все создано со вкусом и выдумкой, совершенно не в духе «стенгазеты».

Событием фестиваля были две лекции Геннадия Дадамяна, посвященные новому закону об автономных культурных учреждениях, который напугал немалое количество театров. Дадамян рассказывал практически обо всем: о грандиозном русском меценатстве XIX века, об отсутствии государственной культурной политики и проч., и проч., при этом всегда оставаясь в рамках основной темы, не для красного словца, а для прояснения каких-то конкретных вещей. Его лекции — самодостаточный спектакль, интересный не только директорам, но и всем, кто случайно или неслучайно попал на них. Да вот только директоров, для которых они, собственно, специально и читались, на них было совсем немного, и основной публикой стали представители местной и не очень прессы. В конце первой лекции Геннадий Георгиевич обещал на второй рассказать о репертуарной политике, но из-за того, что во второй день пришли уже совсем другие люди, пришлось опять рассказывать про «автономию». Но даже рассказывая второй раз, по сути, то же, Дадамян покорил своей изобретательностью и красноречием — он не повторил ни одной фразы, оставив разве что цитаты из законов и постановлений, с которыми уж ничего не поделаешь. Вывод, как мне показалось, достаточно прост: если директор энергичный и инициативный, умеющий привлекать дополнительные средства, то ему без раздумий нужно переходить на автономию. Если же нет — то и переходить незачем, совсем без денег оставить, по идее, не должны.

Та же печальная история «отсутствия адресата» сложилась и с «торгами». Было решено отойти от ранней системы, когда это действительно были «торги», где режиссеры и директора буквально торговались за понравившихся артистов. В этом году устроили некое подобие пресс-конференции, в которой задающими вопросы были молодые артисты. Но, опять же, большого директорского и режиссерского ажиотажа не случилось. Присутствовали именитые главрежи известных театров Валерий Шадский, Дмитрий Лохов, Александр Борок. Но у них труппы либо полностью сбалансированы, либо требуется один-два артиста. Причем пола преимущественно мужского, т.к. девочек всегда больше. Но что же делать девочкам, которых и на «торгах» было значительно больше? Единственными действительно заинтересованными людьми оказались представители созданного год назад Ханты-Мансийского театра кукол, главреж и директор. Но вопросы студентов, обращенные к ним, были одного плана: «Какова зарплата? Какова северная надбавка? Сколько стоит квартира? Помогут ли откосить от армии?». Вопросы, конечно, очень важные, жизненные. И, безусловно, требуют ответа, но ведь должны быть и другие?.. Их не последовало, и кто-то, видя всю нелепость ситуации, начал вполне явно хохмить, справляясь о стоимости буханки хлеба и процентного соотношения цен в Москве и Ханты-Манскийске. Наверняка какие-то переговоры проходили тет-а-тет, без посторонних глаз и ушей, но статистических данных по этому вопросу привести не могу.

В рамках фестиваля прошла пресс-конференция под говорящим названием «Кому и зачем это нужно?», на которой собрались представители озерской прессы. Первый и, наверное, самый главный вопрос был примерно таким: почему именно в закрытом Озерске, а не в Челябинске или Екатеринбурге? Владимир Кулик ответил вполне резонно: если проводить фестиваль в Екатеринбурге, будет возмущаться Челябинск, и наоборот. Также он отметил неприятную особенность некоторых журналистов, на фестивалях спектаклям уделяющих внимания меньше, чем тусовкам. Поэтому «оранжерейные» условия закрытого города, по его мнению, как нельзя лучше подходят для «рабочего» форума. Ну и само наличие подобного фестиваля в маленьком городе — огромное событие в его культурной жизни. Неожиданно для меня главный редактор «Озерского вестника» Елена Вяткина задала вопрос примерно такого характера: вы все тут говорите, почему фестиваль проходит именно в Озерске и зачем фестивалю Озерск, но у меня возник вопрос, зачем же, собственно, этот фестиваль Озерску? Подобные вопросы всегда ставят в тупик, и сразу вспоминается Хармс с его «А по-моему, ты говно!» На такой вопрос ответить трудно, и этим, в общем-то, занимается огромное количество театральных директоров/режиссеров, вынужденных постоянно доказывать чиновникам, что театр нужен. Доказывать, что культурный опыт гражданина не должен ограничиваться «Камеди-клабом» и голливудскими блокбастерами, что человек должен быть образованным и развитым в любых, не только больших городах, подчас сложно. Трудно доказать, что «махровая образцовщина» хуже нежных и живых кукольных спектаклей. Ведь когда они лежат на одной тарелке, власть предержащие обычно выбирают именно худшее. И совершенно не прислушиваются к мнению специалистов-театроведов, даже имеющих ученую степень (которые на Западе, что вполне логично, составляют все культурные комиссии). Ведь чиновники же лучше знают, что лучше, правда? После этого вопроса, встал молодой артист театра «Золотой петушок» и поделился своим армейским опытом — его недавно «призвали». Он рассказал, что в его части, как и во многих других по всей России, солдаты ничего не делают. Даже не строят генеральские дачи, поскольку сегодня генералы могут себе позволить нанять квалифицированных работников. А на стрельбищах им не дают патронов, предоставляя возможность вволю пострелять холостыми. Тра-та-та! И на каждого такого призывника уходит 40 тысяч рублей в год. А их количество недавно увеличили до 700 тысяч. Традиции, Духовность, Станиславский? No way!

Озерск — город контрастов. На пресс-конференции ситуация с фестивалем была едва ли прояснена. Как у нас обычно и бывает, все держится на энтузиазме нескольких человек. За финансирование каждый раз идут ожесточенные бои, и уверенности в будущем фестиваля нет. Организация «Росатом», признавшая Озерск самым культурным российским городом атомной промышленности, дает деньги со скрипом, а в местном бюджете их не так много. Из-за недостатка финансирования пришлось существенно ужать семидневную программу до четырех дней. Пока что «рабочесть» фестиваля лично у меня вызывает сомнение: ведь нельзя же провести аукцион без покупателей? Малое число директоров и режиссеров, наверное, объясняется трудностями «закрытого» города. Хотя пока что этот студенческий фестиваль очень живой и яркий. Вопрос «кому и зачем это нужно» отпадает, стоит лишь взглянуть в счастливые глаза студентов. Но для тех, кто может дать деньги, — этот вопрос очень актуален: нужен ли закрытому городу в 100 тысяч жителей, помимо двух театров, редкий (в России из подобных — только БТР) фестиваль, при должной поддержке могущий стать событием не только городским, но и областным, и даже всероссийским. Узнаем через два года.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.