"Все играют? Все играют!.."/XVII Открытый традиционный фестиваль "Веснушки"

Выпуск №8-128/2010, Фестивали

"Все играют? Все играют!.."/XVII Открытый традиционный фестиваль "Веснушки"

 

ХVII Открытый традиционный фестиваль детских, юношеских, семейных, молодежных театров, театров-студий и драматических коллективов «Веснушки» прошел с 28 февраля по 7 марта в Москве на трех площадках, из которых основной стала уютная сцена молодежного центра «Галактика» в ЗАО Москвы.
Кроме множества коллективов из столицы и ближнего Подмосковья — Мытищ, Обнинска, Дубны, Серпухова, Реутова, Ступино, Можайска, Королева и поселка Лесные Поляны Пушкинского района — на фестивале выступили театры из Ленинск-Кузнецкого, Томска, Саратова, Калуги и Ярославля.
Журналистский штамп про «семнадцать мгновений весны», разумеется, театральной, в силу частого употребления вовсе не показался спасительным, даже раздражал, да и организация смотра на сей раз была не на высоте. Сложности возникали непосредственно во время проката спектаклей. Игровое пространство порой не соответствовало жанру зрелища или его решению. Камерные версии терялись на огромной плоской сцене кинотеатра «Кунцево» с залом на 700 мест, а многолюдное шоу в духе провинциальных дискотек загонялось в крохотный зал той же «Галактики», куда не усадить и сорока зрителей.
К обязательным для фестивалей подобного рода сказкам, комедиям добавились спектакли на военную тему, а блок из пьес мировой классики дополнился произведениями авторов порой вовсе неведомых.
Выпускники Международного Славянского института им. Г.Р.Державина (худрук курса Людмила Иванова) показал «Праздничный сон до обеда» А.Н.Островского — часть трилогии про женитьбу Миши Бальзаминова. Получился типичный курсовой спектакль со всеми признаками учебной работы, сделанной простодушно и бесхитростно, на чисто студенческой «этюдной энергетике». Действие явно складывалось из учебных отрывков, случайно превращаясь во всем знакомый сюжет.
Студия «Экополис» из Дубны показала «Дурочку» Лопе Де Веги в режиссуре Лады Селивановой. Здесь возобладала темпераментная и лукавая игра в Испанию, где, между тем, очень свежо звучали лирические мотивы, та увлекательная сложность чувств, которая неожиданно легко дается именно юным исполнителям.
Молодежный театр «Арлекин» из Ярославля отважился сыграть «Приключение» М.И.Цветаевой (режиссер Надежда Корнева). Резко-контрастная цветовая гамма (художник Сергей Мальцев) больше годилась бы для символистских драм Леонида Андреева. Три цвета — черный, белый, красный — звучали слишком жестко и безоттеночно. Впечатление снижало и плохое владение артистами шпагой, и танго в качестве пластической характеристики отношений героев, а окончательно «добила»... итальянская эстрадная песенка «Лечу я...» из безмятежных 60-х. Такое Казанове и не снилось.
Русский театр школы № 1239 Москвы разыграл «Проделки Скапена» Мольера, строго следуя стилистике школьного спектакля, в чем было свое обаяние (режиссер Ирина Кочергина). Актерская, вполне детская старательность тоже умиляла. Не слишком раздражало даже то, что от классической комедии по существу остался лишь сюжетный остов в пестрой оболочке.
Серьезнее и глубже прочих выглядела студия «Домой...» из Мытищ со спектаклем «Верона ждет...» по мотивам «Ромео и Джульетты» Шекспира в постановке Юлии Лозован. Юные артисты, заново пересказывая историю великой любви, старались говорить от имени своего поколения, что порой рождало сложности, но и внушало уважение.
Сюжетов про нынешнюю жизнь на сей раз было немного.
Театр игры «Надежда» из Москвы показал «городскую сказку» Виктора Ольшанского «Зимы не будет!» в постановке Надежды Кеслер, грустную притчу в духе знаменитых «Собак» (с той лишь разницей, что бездомны здесь кошки, которых по доброте душевной подкармливает, пока сама жива, такая же одинокая и добровольно бездомная старуха, устыдившаяся своих «крутых» родственников). Спектакль сохраняет лирические и трагикомические интонации первоисточника, что одинаково интересно юным и взрослым зрителям.
Театр-студия «Лики» (Москва) сыграл «Рождественское чудо» Н.Птушкиной, известное по фильму «Приходи на меня посмотреть». Молодой режиссер Евгения Ефремова чутко и бережно выстроила тонкий лирический сюжет, где даже лукавство пронизано нежностью к человеку, уважением к его мечтам и тайнам.
Взрослый сюжет разыграли артисты детской студии «Интересно», совместив «Человеческий голос» и «Равнодушного красавца» Жана Кокто (постановка Ирины Некрасовой). Впечатление осталось странное хотя бы потому, что две монопьесы не шли одна за другой, а проникали одна в другую, что создавало сложности: действие казалось вычурным, а прием — вымученным. Больше сугубо взрослых сюжетов в программе вроде как не наблюдалось.
Молодежный театр Кирилла Королева показал версию повести А.Богословского «Верочка», некую «обратную» вариацию классического «Чучела». Автор спектакля, разумеется, находит свои интонации, как всегда, интересно работает с юными артистами, воплощающими эту «школьную историю» убедительно и драматично.
Студия «Вдохновение» из Ленинск-Кузнецкого показала дуэтную пьесу Екатерины Ткачевой «Фонарь-Лунатик, или Вначале должны встретиться Он и Она». Елена Чернышева поставила эту историю, стараясь не замечать ее очевидной вторичности (диалог пары развивается по законам «Скамейки» А.Гельмана, где тоже периодически меняются драматические «полюса»). Юные артисты с трудом справляются с многословием текста, порой не очень-то понимая суть внутреннего содержания сюжета.
Шесть театров показали спектакли, посвященные юбилею Великой Победы.
Артисты театра «Финист» из поселка Лесные Поляны Пушкинского района сыграли журналистский этюд Севера Гансовского «На главном направлении» старательно и простодушно, что вполне отвечает природе авторского текста, его стройной и трогательной сосредоточенности на том, как из самых простых побуждений рождаются героические деяния.
Муниципальный театр «Зазеркалье» из Серпухова — коллектив взрослый, здраво консервативный — сыграл «Трибунал» Андрея Макаенка по всем правилам заявленного жанра трагикомедии. Однако «обрамление» истории про лже-предательство показалось несколько странным.
В прологе явилась маленькая девочка в чистенькой робе... узницы концлагеря. Время от времени она затем возникала внутри действия, то беря со стола кусок, то многозначительно и безмолвно пересекая пространство. Сюжет, меж тем, развивался по законам трагикомедии, никак подобный «комментарий» не оправдывая.
Финал режиссер О.Кудрявцева тоже переписала за классика: после всего персонажи в бедных одеждах, глядя в Вечность, вышагивали под фонограмму... Александра Розенбаума, который, как всегда, весьма взыскательно учит зрителей уму-разуму, за что ни герои пьесы, ни сам драматург, умерший лет за двадцать до того, как этот врач «скорой помощи» вышел на эстраду, не несут никакой ответственности.
Еще больший конфуз вызвала версия «Молодой Гвардии» театра «Эльф» из г. Королева, вяло текущее действие которой комментировалось песнями Владимира Высоцкого.
Тягостное чувство рождал моноспектакль «Зоя» по поэме М.Алигер театра «Папирус» из Ступино.
Молодая актриса Контесина Бородина надрывно произносила пафосный текст, находясь, однако, как бы в музее — на фоне фотографий Сталина и повешенных партизан. А в центре сцены, на табуретке сидела кукла, с которой героиня, правда, перестала общаться минут через десять после начала трагического повествования.
Трагизм, что называется, «данный в ощущении», из монолога, увы, не рождался, ибо из прямолинейного фанатизма по определению не может родиться ничего реально трагического.
Куда легче воспринималась романтическая баллада А.Дударева «Не покидай меня...» театра-студии «Золушка» гимназии г.Обнинска (режиссер Виктор Упоров), хотя и тут хватало несуразностей.
Зато школьный театр «Роза ветров» из Реутова, взявшись за пьесу того же автора «Ты помнишь, Алеша...» (режиссер и сценограф Алексей Капитонов), явно выиграл, пойдя «от себя», стараясь говорить от имени поколения нынешних школьников, прикоснувшихся к Истории.
Юные артисты хорошо чувствуют площадку, умело читают стихи, проникновенно поют свои песни, оказавшиеся в контексте сюжета на удивление уместными. Душевный трепет, ненаигранная искренность — реальные эмоции актеров придают спектаклю глубокий нравственный контрапункт.
Парад сказок, обязательный для подобных фестивалей, был, как всегда, многообразен и противоречив по результатам.
«Городской сказкой» назвалась мало понятная ироническая притча из жизни... трамваев, троллейбусов, грузовиков и т.д., громыхавшая около часа на крохотной сцене «Галактики» в исполнении нескольких десятков юных артистов (театр-студия «Поколение», Москва). Зрелище, уместное на улице как иллюстрация правил дорожного движения, к театральному искусству отношения не имело.
Серпуховской коллектив «Вдохновение» музыкальным спектаклем «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака тоже не порадовал.
Выстроив в глубине сцены десятка два разряженных детишек, режиссер Елена Прапирная никак не решила действие сказки, а лишь заставила послушных детей заунывно пропеть известный текст под довольно невнятную музыку. Коллектив «Театралика» из Саратова превратил «Свинью-копилку» Андерсена в нечто тягостно многозначительное (режиссер Анжелика Торгашина).
Ребята прекрасно развиты пластически, но они плохо говорят, во всяком случае, «через фонограмму» их не слышно. Они интересны типажно, но не поднимаются до характера. В их игровой манере есть признаки дрессированности, отчего дидактику сюжета особенно трудно воспринимать. Переписанный Дм.Калининым «Золотой ключик» А.Н.Толстого под названием «Б.У.Ратино» театра «Экополис» (режиссер Лада Селиванова) выглядел не менее многозначительно, но куда более увлекательно и мудро.
Детский передвижной театр «Соффит» Натальи Логвиновой показал целый букет искренних девических мечтаний под названием «Мы играем, мы играем!..» — вполне детских, но от этого не менее страстных.
Детский театр игры «Забава» из Можайска шоу «Как царя женили» пытался стилизовать под интерактивное народное игрище, отчего сказка слишком долго сказывалась и растеряла последнюю логику.
Детская школа искусств № 8 из Калуги забавно и трогательно разыграла сказку «По щучьему велению» В.Чернявского (постановка Юлии Ереминой). Особенно ярко проявились здесь четыре характера озорных девчонок: две Невестки, Кума и Параша чудесно пели, хороводили и отражали все события сказки. Эти роли вдохновенно сыграли Катя Рыбакова, Даша Ларина, Маша Кондратьева и Наташа Агеева.
Студия «Страна Чудес» из Мытищ выбрала несколько «Сказок на всякий случай» Е.Клюева (сценарий и постановка Татьяны Раздорожной). Мудрый вопрос «Куда уходит детство?» снова и снова возникает как пугающее открытие, что в подобных спектаклях дороже всего.
Самым ярким и радостным впечатлением оказалась «Баллада о невеселом теремке» по русским сказкам, разыгранная студентами МГУКИ (руководитель курса Владимир Красовский), где вполне в духе нынешнего постмодернизма пересказаны философские притчи на тему человеческих отношений, весьма конфликтного ощущения жизни. Этот, с позволения сказать, «русский Киплинг» аранжирован неподражаемой тотальной иронией — сыгран остроумно и яростно, зорко, въедливо и нахально, лукаво и драматично анализирует ситуации столь же сказочные, сколь и житейские. Спектакль стал истинным мастер-классом ХVII фестиваля «Веснушки».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.