Смеяться, право, не грешно/"Русская тоска" (Театр "Школа современной пьесы")

Выпуск №8-128/2010, Премьеры Москвы

Смеяться, право, не грешно/"Русская тоска" (Театр "Школа современной пьесы")

 

В театре «Школа современной пьесы» решили напомнить зрителю, что «Горе от ума» - это все-таки комедия.
Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз не впервые решается на игру с классикой. Из чеховского «Предложения» он сделал практически мюзикл, из «Чайки» - вообще оперетку. Теперь пробил час Александра Андреича Чацкого со товарищи. В игру с А.С.Грибоедовым и его героями режиссер втянул Вадима Жука и композитора Сергея Никитина. Исходный текст изрядно сократили, оставив лишь ключевые сцены. Сверхидеи, заложенные Грибоедовым, переложили на стихи и музыку, снабдив соответсвующими аллюзиями на заоконную действительность. Все роли, включая и почтенного отца взрослой дочери, поручили молодым актерам (отсутствие премьеров было принципиальной установкой), которые и сыграли «в Грибоедова», как играют в казаки-разбойники — азартно и не совсем всерьез. На выходе получился и не традиционный драматический спектакль, и не театральный капустник, и не варьете, а некий замысловатый гибрид, существующий почти на грани свободной импровизации, но сохраняющий при этом необходимое уважение к первоисточнику.
Провокация? Конечно! Зрителя честно об этом предупреждают с самого начала. Зачем она понадобилась? Возьму на себя смелость предположить: исключительно для того, чтобы очистить от паутины школьной дидактики и плесени повседневности «простые» истины, заключенные в разодранной на цитаты гениальной пьесе. Мы их так затаскали, затрепали, опошлили... Чтобы они снова зазвучали, ожили, надо сменить привычный ракурс. Ну, хотя бы перевернув все с ног на голову. Вот это нам и предлагают сделать. Но чтобы ненароком не растрясти классику, лучше самим проделать этот кульбит. Зрителю молодому, а именно на него спектакль и рассчитан в первую очередь, это особого труда не составит.
Эффектность, почти граничащая с магичностью, этого выписанного белым по черному спектакля в немалой степени обеспечена художником Алексеем Трегубовым. Декорации есть и как бы их нет. Есть их гигантские белые «тени» на глухом черном заднике. То, что на фоне черного бархата одетый в черное человек практически не видим, известно со времен Станиславского. Эффекту этому больше ста лет. Ну и что из того? Зато как артистично он использован: черно-белые костюмы не просто помогают героям оказаться в нужное время в нужном месте (исполнители главных ролей то и дело появляются в массовке, работающей с точностью и слаженностью часового механизма), но и подсвечивают некий подтекст: не все так просто в этих персонажах из школьной хрестоматии. Нечто подлинное можно раскопать в каждом из них.
Фамусов (Иван Мамонов), конечно, ретроград ретроградыч, но в его заботе о счастье дочери есть и что-то совершенно неподдельное. Лиза (Татьяна Циренина), вынужденная терпеть «и барский гнев, и барскую любовь», в глубине души тоскует по настоящему, искреннему чувству. Эти двое существуют в пространстве спектакля наиболее органично. Жаль, что Софья у Екатерина Директоренко получается чересчур уж манерной, а от того лишенной вот этого самого живого подтекста. Даже в лизоблюде Молчалине (Степан Рожнов) нет-нет да и проступает из-под хамелеонской личины абсолютно искреннее сожаление о том, что настоящую любовь, по велению сердца, а не по расчету ума, он себе позволить не может ни сейчас, ни, что весьма вероятно, и в будущем, даже отдаленном.
Самым же неканоническим получился, как и следовало ожидать, Чацкий. Времена нынче негероические. Так что делать из него героя или даже антигероя особого смысла не имеет: зрители старших поколений, скорее всего, все равно сочли бы его недостаточно социально-протестным, а молодым он наверняка показался бы слишком пафосным (а они же этого на дух не переносят). Поэтому Алексей Гнилицкий играет по преимуществу просто человека, страдающего от непонимания окружающих.
Те, кому этого недостаточно, усматривают в спектакле, естественно, с подачи авторов, чуть ли не историю российского диссидентства и проводят аналогии с Иосифом Бродским (благо в финале Александра Андреича снабжают старенькой печатной машинкой, круглыми интеллигентскими очочками и облачают в вельветовый пиджак с заплатами). Где-то это уже было использовано. Если не ошибаюсь, в спектакле Ярославского драматического театра им. Федора Волкова, причем совсем недавно. Не думаю, что создатели «Русского горя» об этом не знали. Скорее всего, просто позволили себе не устоять перед искушением еще раз перебросить такой звонкий, яркий мячик с этого края пропасти на тот. Что более чем извинительно, если взять в расчет, в какой стране и на какое время пришлась их собственная молодость. Но изыскания в этом направлении, столь милые коллективному сердцу авторской команды, более всего придутся по вкусу тем, для кого диссидентство хотя бы в некоторой мере является фактом собственной жизни. Пусть не прямым, но косвенным. Те же, для кого 60-70-е — история допотопная (то есть имевшая место быть задолго до их рождения) скорее недоумевают, чем считывают глубинные смыслы увиденного. Однако похоже, что создатели спектакля не особо этим огорчены.
Им, по всей видимости, гораздо важнее, чтобы до молодого зрителя дошли сконструированные ими параллели с днем сегодняшним. Не для того ли они и облекли их в музыку Никитина и тексты Жука. «Старшим» и здесь не рекомендуется искать обличительный пафос. Иронии в этой постановке куда как больше, чем праведного гнева. «Славься отечество наше дымящее» провозглашает дружный хор, в едином порыве вытаскивая сигареты из пачек «Парламента». Они имеют в виду только сигареты? Как бы не так. Впрочем, если необходимо, задиристая, ерничающая молодость может стать серьезной. Отрывок из «Путешествия в Арзрум», где Пушкин встречает арбу с телом убитого в Тегеране Грибоедова, обрывается песней о грузе-200, место встречи с которым за минувшие два столетия, увы, оказалось невозможным изменить.
А теперь попробуйте сказать, что «Горе от ума» - это неактуально.
Дома новы, да предрассудки стары.
Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.