Светлана Яневская. «Алексей Теплов» (серия «Мастера сцены»)

Выпуск №8-128/2010, Книжная полка

Светлана Яневская. «Алексей Теплов» (серия «Мастера сцены»)

 

Автор этой книги, изданной в рамках некоммерческого проекта Омского академического театра драмы «Мастера сцены», - заведующая музеем омской драмы Светлана Яневская, любовно сохраняющая историю не только своего театра, но и вообще театрального Омска.
Проект поддержан Министерством культуры Омской области, благодаря чему театр ведет активную издательскую деятельность.
Народный артист России Алексей Федорович Теплов — один из мощных стариков омской драмы, ушедший из жизни в 1978 году, память о нем жива не только в театре, славном сохранением традиций, но и в городе. Актер-легенда отдал омской драме 35 лет, в юности работал также в театрах Симферополя, Калуги, Кирова, Астрахани.
Книга уникальна и по-настоящему увлекательна. Она скомпонована из блистательных воспоминаний самого артиста, записанных и обработанных С.Яневской, из интереснейших рассказов о нем родственников, коллег, знакомых - свидетелей его славы, из статьи составительницы и огромного количества разнообразных фотографий, рассматриванию которых можно отдать часы — так они роскошны. Здесь не только фотографии самого Теплова разных лет: в жизни — начиная с 20-го, на сцене - с 30-го, но и сцены из спектаклей разных театров, наглядно показывающие, как менялась во времени театральная картинка, лица знаменитых провинциальных артистов, с которыми привелось работать молодому Теплову, — колоритнейшие свидетельства разных эпох. По ним можно проследить, как менялась мизансценическая культура, приемы создания характеров, гримы, парики. Словом, перед нами целая документальная история Театра.
У Теплова лицо талантливого человека, которое изменяется, в зависимости от роли, до неузнаваемости. Кажется, на 183 страницах собралась целая толпа живых людей разных ворзрастов, социальных слоев, времен и национальностей: Вайнонен («Оптимистическая трагедия», 1936) ничем не похож на Бурята («Терентий Иванович», 1937), Форлипополи («Хозяйка гостиницы», 1941) - на Хлестакова («Ревизор», 1943), а Карандышев («Бесприданница», 1947) — на Голутвина («На всякого мудреца довольно простоты», 1945) или Мамаева (1955). Протасов, царь Федор Иоаннович, Юсов, Полоний, Двоеточие, Монахов, Эзоп, Буденный... Породистый герой, печальный простодушный мудрец, взнервленный неврастеник, гротесковый комик, простак-крестьянин, интеллектуал — это все он, Теплов.
У Теплова явно был литературный талант: о жизни и театре он рассказывает языком метким, цепким, втягивающим в историю. Памятливый рассказчик, для воссоздания времени он использует точные детали, его проза создает эффект присутствия, он талантливый и доброжелательный портретист — описываемые люди встают перед глазами как живые. Когда же сталкивается с чем-то отталкивающим (нравственность для него не пустое слово), превращается в афористичного остроумца.
Воспоминания Теплова и рассказы о нем создают образ крупной, одаренной личности.
Есть в книге собранный по афишам и программкам примерный репертуарный лист Теплова, впечатляющий количеством и качеством работ. Есть ссылки на книги и статьи, посвященные артисту, среди авторов — В.Калиш, А.Хайкин, Е.Цейтлин.
В книге звучат живые голоса режиссеров Ефима Хигеровича, Изяслава Борисова, Льва Дурасова, прославленных артистов, таких как Ножери Чонишвили, и простых артистов, причастных к общему служению омской драме, дочери Теплова Елены Батуриной - первого диктора Новосибирского телевидения, педагогов, концертмейстера, простых работников театра. Большое счастье, что книга дала возможность их услышать.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.