Бенефис Ирины Смоляковой (Новосибирск)

Выпуск №8-128/2010, Юбилей

Бенефис Ирины Смоляковой (Новосибирск)

 

Текущий сезон в новосибирском драматическом театре «Старый дом» необычайно богат юбилеями артистов, и, как следствие, в афише практически каждый месяц значатся бенефисы. Март труппе и зрителям запомнится празднованием 25-летия творческой деятельности актрисы Ирины Смоляковой, представшей в образе Джейн в комедии «Смешные деньги» Рея Куни. Разумеется, в зале был аншлаг, а билеты в кассе закончились задолго до показа, и виноват в том не самый коммерческий драматург, а личность бенефициантки, имеющей многочисленных поклонников.

Ирина Смолякова уверенно, «играючи» справляется с трудностями легкого жанра, требующего отточенной техники, особой, бурлящей энергии. Ее Джейн чрезвычайно подвижна, подкупающе мила в своей добропорядочной наивности, и все-таки моментами актриса позволяет себе применить прием отстранения от материала, проявить личностное, несколько ироничное отношение к героине, к забавным особенностям женского ума. Да и можно ли всерьез играть картинки из «не нашей» жизни? Спектакль, не первый год прокатывающийся в репертуаре, удался именно благодаря богатому диапазону оттенков в отношениях персонажей, благодаря слаженности ансамбля.

Впрочем, Ирина Николаевна с первых дней работы на сцене обрела понимание того, что спектакль – это коллективная работа, отличалась способностью органично существовать в ансамбле, слышать партнеров, а не выпячивать себя. Она вообще по натуре добра, мягка, отзывчива, что можно признать секретом ее обаяния. А «женский ум», что бы о нем ни говорили, проявился в верности избранной профессии, в преданности своей, однажды найденной труппе и камерной сцене «Старого дома», где все актеры как на ладони, где непростительна фальшь и требуется предельная самоотдача.

Она родилась в Восточной Сибири, окончила театральный институт в Улан-Удэ, после чего успела поработать в Хабаровске, Шадринске, Борисоглебске и других городах. В Новосибирск переехала вместе с мужем-актером и маленькой дочкой в 1990 году. Молодой актрисе повезло с дебютными ролями в «Старом доме» - главреж Изяслав Борисов занял ее в премьере «Приходите, братья-сестры» по серьезной, полемичной пьесе современного новосибирского драматурга Юрия Мирошниченко и в изящном классическом водевиле «Любовь – книга золотая» Алексея Толстого. Смолякова с удовольствием играла и в классике, и в сказках, до сих пор с юным озорством выходит на сцену в роли Груши в «Чиполлино». А настоящим испытанием для нее был моноспектакль «Человеческий голос» Жана Кокто. Опыта исповедальности, открытого проявления воспаленных страстей, душевной боли она не имела, но от предложения, сделанного И.Борисовым, не отказалась. Он увидел в пышности ее рыжих кудрей, в аристократичной бледности и телесной хрупкости образ настоящей француженки, а ей пришлось преодолевать застенчивость. Сегодня ей кажется, что крах собственного супружества она перенесла легче, чем муки сомнений на репетициях и волнения перед премьерой «Человеческого голоса», но, главное, спектакль получился, состоялся.

«Я, конечно, несовершенная актриса, – рассуждает бенефициантка. – Я в работе над образом иду не от головы, а исхожу из личных чувств и переживаний, которые вызывает произведение. Но если задачи, поставленные режиссером, увлекают, летаю, как на крыльях, и в этом нахожу счастье».

«Летать» ей довелось не единожды – за четверть века сыграно несколько десятков разноплановых ролей. Ирину Смолякову занимали в экспериментальных постановках – авангардных драмах «Медея. Пейзаж с аргонавтами» Хайнера Мюллера и «Меч самурая» по новелле Сантъютея Энте. Только за последние годы актриса сыграла Хозяйку в «Очень простой истории» М.Ладо, Дуняшу в гоголевской «Женитьбе», Серафиму в «Самоубийце» Н.Эрдмана и сразу шесть образов в современной немецкой драме «Удар». Бенефис, особенно поздравительная его часть, оказался достойной наградой за верность.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.