Астрахань

Выпуск 9-129/2010, В России

Астрахань

 

В свой юбилейный 200-летний год Астраханский драматический театр обратился к русской и зарубежной классике. На его сцене идут «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Последняя жертва» А.Островского, «Женитьба Фигаро» П.Бомарше, «Пигмалион» Б.Шоу, «Стакан воды» Э.Скриба. Одна из последних премьер - «Чайка» А.П.Чехова, и, наконец, в первых числах марта вновь появился А.Островский - его знаменитый «Лес».

Русского драматурга чрезвычайно волновала тема трагической власти денег над человеком. Деньги правят миром в большинстве его произведений. «Лес» из их числа. Наблюдая быт России середины XIX века, драматург с болью наблюдал, как под давлением набитого золотом кошелька ломались жизни и судьбы истинно благородных людей и торжествовали казнокрады, мздоимцы, торгаши «живым товаром» на ярмарке житейского базара. К сожалению, эта тема актуальна и в наши дни.

Избрав для своей постановки «Лес», режиссер спектакля, художественный руководитель театра Станислав Таюшев представил астраханцам художественный мир А.Островского в несколько осовремененной интерпретации, что проявилось, прежде всего, в декоративном оформлении. Оно условно, лаконично и по-театральному выразительно (художник Людмила Терехова). Вместо богатого быта помещичьего дома Гурмыжской зрители видят лишь колонны, символизирующие, во-первых, саму усадьбу, а во-вторых, ее будущее: голые «стволы» колонн намекают на то, что может остаться от распродажи Гурмыжской леса, и само название ее усадьбы весьма выразительно - Пеньки. Под колоннами время от времени появляются массивный стол, кресла и другие предметы мебели. Но они выполняют чисто функциональную роль, подчеркивая тем самым мимолетное, временное пребывание хозяйки дома в своих владениях. Несколько сокращен текст пьесы, переставлены некоторые сцены, что, впрочем, не умаляет достоинств оригинала.

Начинается спектакль со встречи на перекрестке двух дорог актеров Несчастливцева (А.Ганнусенко) и Счатливцева (П.Ондрин). Их выход из зрительного зала, простота общения, нелегкая судьба скитальцев по России в поисках работы, чувство юмора и надежда на лучшие дни сближают героев с теми, кто сидит в зале. Мало того, они, как и публика, сторонние наблюдатели тех событий, которые будут происходить в поместье Гурмыжской. В связи с этим их выходы в зрительный зал по ходу спектакля выглядят естественно. Кроме того, начав представление с появления двух актеров (трагика и комика), режиссер придал этой сцене значение своеобразного эпиграфа к спектаклю, в котором почти все персонажи - лицедеи, или, как назовет их Несчастливцев, вложив в это слово крайнее презрение, - «комедианты». Единственное, что сразу вызывает недоумение и возражение - музыкальное оформление Татьяны Ионовой. Красивая раздольная русская песня о степях Забайкалья, где золото роют в горах, никак не соответствует ни содержанию пьесы, ни спектаклю, где события разворачиваются в среднерусских лесах да в дремучих душах героев комедии.

Всех персонажей можно поделить на две группы. В составе первой, несомненно, искренняя, мягкая, скромная, с чувством собственного достоинства Аксюша, какой увидела ее актриса Е.Спирина; хотя и не очень умный, но добрый, порывистый, любящий Аксюшу Петр актера Д.Карыгина; слуга Карп (Д.Курбангалеев), он умен, наблюдателен, ироничен, с чувством самосознания, добр. К этой же группе можно отнести и бродячих талантливых провинциальных актеров Несчастливцева и Счастливцева. Все остальные персонажи, в числе которых и соседи-помещики Бодаев — Ю.Черницкий; Милонов — Е.Григорьев, составляют вторую группу, во главе которой богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская.

В роли Гурмыжской астраханцы увидели одну из своих любимых актрис Наталию Антоненко. Ее Гурмыжская - величайшая лицемерка, лгунья и неистощимая в изобретении для себя различных театральных масок комедиантка. Гурмыжская у Н.Антоненко не просто молодящаяся дама с современной гривой волос на затылке. Она свято верит в свою молодость и неотразимость. Преследуя разные цели, она играет разные роли. То перед нами несчастная сирота, всеми покинутая, взывающая к сочувствию окружающих, то воплощенная добродетель, денно и нощно пекущаяся о бедных и своих родственниках. Но главная и самая любимая ее роль - роль молодой светской красавицы, этакой столичной львицы, которой все должны восхищаться и поклоняться.

Обладая природным юмором, Н.Антоненко подчеркивает нелепость, противоестественность поведения Гурмыжской, которая не переставая кокетничает, бросая на своих собеседников наивно-беззащитные взгляды. Интонации ее голоса постоянно меняются, выражая то ее доброту, то чуть ли не детскую наивность, то ранимость ее «добрейшего» сердца. Они то трогательные, то капризные, то нежные и вкрадчивые. Но все это выглядит столь нелепо, что зал постоянно взрывается смехом и аплодисментами мастерству актрисы.

На грани фарса играется ею сцена вечернего свидания Раисы Павловны с Булановым. Роль этого молодого недоучки-гимназиста играет молодой артист М.Ракитин. Его герой – явно родственник грибоедовскому Молчалину. Стараясь угодить своей благодетельнице и ее гостям, Буланов при своем высоком росте стремится казаться как можно ниже, а потому его фигура постоянно изогнута и напоминает искривленный вопросительный знак, наверху которого возвышается голова на нелепо вывернутой шее, немного вбок и с наклоном к плечу. Создается впечатление, что молодой человек с высоты своего роста пытается заглядывать в глаза собеседникам. Голос его звучит подобострастно, словно его владелец извиняется за произведенный им шум, а смех, скорее всего, от смущения похож на лошадиное ржание. Этого «красавца» Гурмыжская привезла из Петербурга под видом заботы о бедном сыне своей подруги, объявила его женихом своей племянницы Аксюши, а на деле отрядила себе в мужья.

В один из вечеров Гурмыжская назначила Буланову свидание, воображая, что это будет их романтическое объяснение. Но поскольку молодой человек немыслимо глуп и озадачен лишь тем, как угодить богатой барыне, попытка Раисы Павловны ласковым, вкрадчивым голосом обратить его внимание на ночную природу не имела успеха.

Гурмыжская: Ну, как ты думаешь, что я люблю?…

Буланов: Луну-с.

Гурмыжская у Антоненко от неожиданного ответа оторопела. Она давно забыла, как привлекательна луна в молодые годы. На ее лице с вытаращенными глазами такое глупое выражение, что зал захохотал. И тут Гурмыжская заспешила с признанием в любви. Буланов кинулся ее целовать, шиньон с роскошной гривой волос свалился, обнажив весьма скромную прическу своей хозяйки. Упавший шиньон привел Раису Павловну в крайнее негодование, обнажив не только голову, но и ее злобную сущность. С досады она швыряет злосчастный шиньон и орет: «…неуч, негодяй, мальчишка!» Впрочем это не мешает ей на следующий день представить его гостям как своего жениха.

Достойной партнершей Гурмыжской предстает в спектакле Улита (Е.Булычевская). Изуродованная властью своей хозяйки, ставшая по ее требованию соглядатаем и доносчицей, она унаследовала кое-что и из ее лицедейства. Но оно в исполнении Улиты выглядит смешной и жалкой пародией на поведение хозяйки.

В числе лучших сцен спектакля, несомненно, те, в которых действует Несчастливцев-Ганнусенко. Это, во-первых, сцена, в которой Геннадий Демьянович, защищая свою тетушку, требует у Восьмибратова (в исполнении А.Матвеева это умный, хитрый, жадный до денег купец-пройдоха) возвратить Гурмыжской тысячу рублей за проданный ему лес. Оба героя - и Восьмибратов-Матвеев и Несчастливцев-Ганнусенко - страстно схватились в словесном поединке, и упоминание о чести заставляет купца вернуть деньги. Вторая сцена - финал спектакля. Поздравив Гурмыжскую с браком, Несчастливцев обращается к ней с просьбой помочь Аксюше выйти замуж за Петра, подарив ей в качестве приданого всего-навсего одну тысячу рублей. Услышав отказ, он напоминает ей о чести имени («Не роняйте себя перед почтенным обществом! Не стыдите фамилии Гурмыжских…!») Но для нее слово честь - лишь пустой звук. Отдав Аксюше свою единственную тысячу рублей, которой Гурмыжская откупилась от него как от наследника, Несчастливцев произносит свой заключительный монолог. Вложив в него все свое оскорбленное достоинство, гнев, рожденный в его душе лицемерием и жадностью тетки и ее гостей, он страстно и одновременно насмешливо обвиняет собравшихся в том, что они – всего лишь «совы» и «филины», живущие по законам темного леса. Их общество – это «сыр-дремучий бор», а сами они кровожадные обитатели лесов. В этой сцене Несчастливцев сыграл, очевидно, свою лучшую трагическую роль.

Подозревал ли А.Островский, писавший комедию «Лес» в I870 году, что спустя почти полторы сотни лет законы дремучего леса будут продолжать запутывать в своих тенетах жителей России, а пьеса его не утеряет своей современности?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.