Кудымкар

Выпуск 9-129/2010, В России

Кудымкар

 

Про городок Кудымкар Пермской области (около 31 тысячи жителей, четыре часа от Перми на автобусе на север), который стал несколько лет назад столицей Коми-Пермяцкого края (коми-пермяков 64 процента, однако основной язык общения – русский), мне поначалу было известно только, что там активные правозащитники. Оно и понятно – Пермский край был краем лагерей.
Потом как-то вдруг стали поступать вести с разного уровня фестивалей, на которых Коми-Пермяцкий драматический театр им. М.Горького получал награды. Его хвалили непредвзятые критики, пробуждая любопытство. Вспомнилось, что волна интереса к театру возникала и в 80-е годы, о нем писали столичные издания. Театру скоро исполнится 80 лет, однако на официальном сайте города места в разделе «Культура» ему почему-то не нашлось. Интернет выкидывал только фото деревянного, покрашенного голубым старого здания театра, за которым высится, повторяя контур крыши, новостройка (или, вернее, долгостройка) многострадального каменного здания, которое должно заменить обжитое десятилетиями, любимое, с великолепной, как говорят, акустикой. Замысловатую историю этого строительства я узнала на месте: то оно велось полным ходом с криками ура, то приезжал начальник и заявлял, что театр маленькому Кудымкару не нужен, и работы замораживались, требовали раскатать старое здание и начинали разбирать крышу, то Президент России откликался на вопль кудымкарцев и стройка оживала, то опять затихала… Сейчас труппа, намыкавшись на чужих площадках, играет, соорудив амфитеатрик в буфете старого здания, а в бывшем зрительном зале и на сцене хранятся декорации. Хорошо, что театр любит и поддерживает глава Коми-Пермяцкого округа и министр Пермского края Игорь Быкариз, нашедший время посмотреть недавнюю премьеру, а потом подробно обсудить ее, а заодно – и все театральные проблемы с директором театра Анатолием Четиным и приехавшими критиками…
В импровизированном зале 70 мест, которые всегда заняты. Крошечную площадку художники и режиссеры осваивают умело, создавая по нескольку планов, вмещая на нее больше двадцати человек массовки. Вообще театр производит впечатление культурного, светлого, нужного людям места. Да и сам город симпатичен: улицы не мрачны, люди приветливы, великолепен краеведческий музей, созданный некогда художником-футуристом Субботиным-Пермяком, который родился, оказывается, именно здесь. Выставка «Кудымкор – локомотив будущего» (куратор Екатерина Деготь) как раз и проходила в это время в музее. Изящно сложились пышные, радостные сюжеты картин мастера с черно-белыми фотографиями Кудымкара 20-х годов, с кадрами кинохроники (и об одной из первых театральных постановок в том числе) и пущенными в качестве субтитров фразами из писем Субботина: «Без искусства не живите, искусство дает бодрость и радость», «Пусть да будет искусство доступно и понятно для всех трудящихся», «Сколько дела, и все нужное». Все соединилось здесь: витальность и трагизм того времени, надежды и отчаяние нашего… Кстати, последние годы своей 37-летней жизни Субботин-Пермяк посвятил родному краю, создав, в частности, в Перми и Кудымкаре декорационно-театральные мастерские.
Репертуар кудымкарского театра разнообразен. «Женитьба» Н.Гоголя играется на коми-пермяцком языке – так что театр помнит о своей национальной миссии. Как благоговейно зрители смотрят этот неторопливый, обстоятельный спектакль. Как счастливо реагируют, смеются, откликаются на обращенные к ним слова Пульхерии Ивановны, угощающей их солеными рыжиками или домашней наливочкой. Да, спектакль не так-то прост, несмотря на доверительную, жизненную интонацию. Молодой режиссер Анна Потапова (Москва) – большая выдумщица. Она дала зрителям для сравнения как бы два отношения к браку – вывела на сцену старосветских помещиков: дескать, и так могли бы сложиться отношения героев «Женитьбы». У Нины Голевой Пульхерия Ивановна лукавая, вовсе не старая, гладенькая, как куколка. У Александра Власова Афанасий Иванович внимательный добряк, не чуждый озорства. А как чувствуется, что они любят друг друга! Мечта о любви, о тихом семейном счастье так понятна и притягательна – вот и девушки, и молодухи, и тетушки собрались у застенчивой пышечки Агафьи Тихоновны (Галина Кудымова) на посиделки, вышивают ее свадебную юбку, занявшую всю сцену, толкуют о том о сем. Наблюдать за деталями этого спектакля, да хотя бы за метаморфозами этой юбки-символа, интересно. Суета отступает, сердце радуется.
«Рождение» Алексея Слаповского, пьесу, в которой многие концы с концами не сходятся, «свой» режиссер Станислав Мещангин поставил убедительно и уморительно смешно. Действие происходит в роддоме, рисуются характеры разных женщин и отношения их с навещающими их мужчинами. Основная придумка драматурга в том, что происходящее дается через общение и оценки молодой женщины Саши и ее еще не рожденного ребенка. Избегая нарочитого пафоса и морализаторства, режиссер и актеры добиваются того, что через смех зрители задумываются о серьезном: о том, что в младенце изначально заложены все черты будущего человека, об ответственности родителей за детей и наоборот, о неизбежности конфликта между отцами и детьми, о том, как безобразно современные мужчины перекладывают проблемы на плечи женщин. Спектакль состоялся прежде всего потому, что сложился главный дуэт: Саши и Плода. Галина Никитина играет женщину, изможденную богемной жизнью и не слишком близкой ей субкультурой, которую навязывает ей муж, но из последних сил любящую этого обормота. У Эдуарда Щербинина Валентин не рок-музыкант, хотя в облике его проглядывают окарикатуренные черты БГ, а современный реппер, даже «Баюшки-баю» перелагающий на соответствующий лад, надо сказать, лихо и талантливо. Но, конечно, ребенок не хочет такой губительной для нормального человека жизни! Александр Федосеев не пытается изображать младенца в утробе матери. Его Плод – это прежде всего именно что сложившийся на генном уровне будущий характер: хитроватый зануда, манипулятор, капризный и жестокий в своей безответственной инфантильности эгоист, в итоге остающийся верным своим непутевым родителям. Внешне же он этакий круглолицый кот Матроскин, в джинсовом комбезе, спущенном ниже попы. В конфликтных отношениях матери и младенца присутствует не только физиологически неразрывная связь, но и нежность. Очень хороши в спектакле образы товарок Саши по мытарствам: ухоженная, но несчастная Ольга Екатерины Баушевой, практичная, играющая чувствами мужчин, но затаенно мечтающая о рождении ребенка Кира Ольги Сятчихиной, знающая о проказах мужа, перегоревшая, трезвая, но властная и держащая его на коротком поводке Соня Светланы Суханцевой. Великолепна санитарка тетя Таня Валентины Мещангиной, которая для мающихся женщин и бог, и царь, и злобный сержант, и мать родная. Образы остальных мужчин более схематичны, типажны, за исключением бизнесмена Максима, которого Антон Пиджаков играет современным Штольцем – импозантным прагматиком, в интеллигентном облике которого проглядывает жестокость, а мысли почти все время где-то там, на поле деловых действий, что не дает ему расслабиться. Театр «победил» даже развесистый хеппи-энд, откровенно заявив его условность: да вот, драматург решил так все закончить, ну мы и подчиняемся, дорогие зрители, все счастливы – примерно так заявляет в конце своими словами тетя Таня, и зрители действительно счастливы.
«Калека с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха в постановке Марины Оленевой (Пермь) мне показался менее удачным, несмотря на то, что в спектакле великолепная говорящая сценография (художник Любовь Мелехина) и много прекрасных актерских работ. Театру не удалось взять верный тон, впрочем, с Макдонахом это мало кому удается.
Не стала победой и комедия Джерома Чодорова «Занесенные снегом», поставленная актером и режиссером театра Анатолием Поповым для Александры Симоновой, хотя и здесь есть свои радости: напряженная в первом действии красавица-бенефициантка во втором разыгрывается, как и ее партнер Василий Макатерский, с самого начала осмысленно и подробно существует на сцене Александр Власов в роли отвергнутого мужа Артура (он очень хорош и в роли доктора в «Калеке»), бесподобен Николай Крохалев в комической роли слесаря, а молодая пара – Сергей Кривощеков и Мария Демидова – буквально заводит до их появления вялотекущее действие энергией и юмором. Тот же Кривощеков интересен в «общестатистическом» спектакле «Две стрелы» Александра Володина, где он играет Ушастого. Данная в начале действия режиссером Станиславом Мещангиным заявка на этно-стиль, увы, не оправдалась. Но подумалось: вот бы рассказать историю не абстрактных первобытных людей, а коми-пермяков, да на коми-пермяцком языке… Наверное, постановка зажила бы совсем другой, яркой, настоящей жизнью. А вот двигались артисты в «Двух стрелах» первоклассно, в чем безусловно заслуга балетмейстера Айны Гесь. Ее профессиональная рука, фантазия и вкус чувствуются во всех спектаклях театра, даже там, где нет каких-то специальных танцев. Даже где имя балетмейстера не указано – но выучка-то чувствуется.
Например, «станцована», в смысле, пластически точна до мелочей «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской в постановке главного режиссера театра Сергея Андреева. Имевшая взрывное социальное звучание пьеса театром не осовременивается, но и эпоха тридцатилетней давности в ней не воспроизводится буквально – создается цельное, атмосферное художественное высказывание, логичное и будто бы самостоятельно живущее и развивающееся внутри себя. Кроме того, для помнящих былые, не столь уже и давние времена, спектакль звучит как реплика из сегодня во вчера. Идеалы учительницы Елены Сергеевны, в которые она свято верит, сегодня смыкаются со штампами, ее донкихотство выглядит не только наивным, но и в чем-то банальным. Ее образ воспринимается через знание о том, как многие подобные ей интеллигенты выпали из времени, в буквальном смысле сошли с ума или погибли. Татьяна Томилина так органично, объемно, живо играет все это вместе взятое, что вызывает счастливое эстетическое восхищение. Спектакль ансамблевый, молодые артисты достойно работают вместе с актрисой более опытной. В их исполнении ребята, пришедшие к учительнице требовать журнал, чтобы исправить оценки за выпускное сочинение, вовсе не выглядят стаей, каждый индивидуален. Володя у Антона Пиджакова прирожденный демагог, но и умник, опасно, по-достоевски заигравшийся, в какой-то момент испугавшийся, но не могущий остановиться. Паша Андрея Майбурова – разумный, не злой, влюбленный, неожиданно для себя под напором логики Володи становится подлецом, именно под напрорм логики (потому что разумный), а не только потому, что лидер надавил на его самолюбие. Простак, сын алкоголиков и сам уже алкоголик Витя Сергея Кривощекова – типичный аутсайдер, шестерка, которому льстит, что его взяли в компанию. И все-таки в нем живо человеческое достоинство. Пронзительно играет Лялю, осознающую, что игра кончилась и началось убийства человеческого, Мария Демидова.
В кудымкарском театре великолепная молодежь. С такими стильными, современными молодыми артистами можно многое. Дорогого стоит музыкальный спектакль «Тук-тук! Кто там?», поставленный Олегом Степановым (Москва) по пьесе Михаила Бартенева. В смысле художественного качества фестивальный спектакль, при этом – редчайший на сегодня случай – он понятен и интересен маленьким детям: свидетельствую, что крохи, заполнившие зал, были увлечены и вовлечены. Спектакль вызвал восторг. За исключением логически-ритмической сбивки во втором акте, связанной, скорее всего, с драматургическим материалом, все в нем гармонично: умная музыка Михаила Роговенко, великолепные фантазийные и понятные детям декорации и костюмы Олега Степанова, танцы Айны Гейс, точная игра артистов (и не только молодых!), сочетающая не наигранную доверительность, изящество, лирическую иронию, легкость. К тому же они поют вживую, прекрасно используя радиомикрофоны. Хороши все: застенчивый донжуанистый Волк Антона Пиджакова, женственная тонная Коза Галины Поповой, неуклюже грациозные козлята Сергея Кривощекова и Галины Никитиной, осанистый джазмен Медведь Василия Макатерского, подслеповатая любознательная сплетница Сова Веры Чугайновой, очаровательные лисички Александры Симоновой и Натальи Морозовой и вся вышколенная, но живая и обаятельная массовка, изображающая в пластике и пении то деревца, то капустные кочаны, напоминающие зеленые розы, а то и вовсе воплощения мечты Волка о счастливом доме – дамы выплывают в огромных шляпах, на которых сконструированы прелестные игрушечные сценки семейной жизни.
Пожалуй, это и есть главная, добрая тема Коми-Пермяцкого национального театра: счастье, дом, уют – все это возможно в нашей жизни, как бы тяжела она ни была, добро победит. А спектакли этого доброго театра, думаю, не раз еще победят на российских фестивалях, прославляя маленький городок Кудымкар.
Фото Антона Пиджакова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.