Нальчик

Выпуск 9-129/2010, В России

Нальчик

 

Премьера спектакля «Эдип» по одноименной пьесе кабардинского драматурга Бориса Утижева (перевод Г.Яропольского) с большим успехом прошла на сцене Русского госдрамтеатра им. М.Горького. В основу пьесы лег древнегреческий миф о фиванском царе Эдипе. По злой иронии судьбы он убил родного отца и женился на матери. Спектакль, поставленный замечательным режиссером Султаном Теуважевым, вызывает и живые, современные ассоциации, касающиеся взаимоотношений отцов и детей и весьма актуальной проблемы отсутствия на свете справедливости. Потому зритель, смотрящий постановку, не только познает прошлое, но одновременно погружается в мир собственных эмоций и переживаний. Этому в значительной степени способствуют и художественные особенности спектакля с точными нравственными критериями, с тонким пониманием сути вечных человеческих ценностей.

Действие на сцене сначала развивается в несколько замедленном темпе, в спокойном ритме, с акцентом на психологическое решение образов героев и лишь к концу обретает стремительность.

Начинается спектакль с культового обряда, обращенного к Зевсу, на фоне заунывной, предвещающей трагедию музыки (композитор А.Казанов). Верховная жрица (Зарема Волгасова) заклинает богов раскрыть причину мора, который был наслан ими на жителей Фив. Ответ богов гласит: виной всему убийца царя Лая, предшественника Эдипа на троне, первого мужа царицы Эпикасты. Только предав смерти убийцу, люди получат избавление от своих бед.

Стремясь спасти свой народ от напастей, Эдип (Анатолий Татаров) с присущей ему энергией незамедлительно берется за поиски убийцы. Во время первого выхода на сцену Эдипа-Татарова мы видим глубоко озабоченного, но уверенного в себе человека, полного решимости спасти свой народ. Срочно сзываются на площадь фиванцы, чтобы начать поиски виновника всех бедствий. Раскрыть правду способен лишь прорицатель Тересий (Олег Гусейнов), но тот долго не решается назвать имя убийцы, заранее зная, что это получит нежелательный резонанс. И даже речь Эдипа, обращенная к нему, с призывом к отмщению во имя спасения народа, непреклонная воля царя к борьбе со злом первоначально не дают никаких результатов. И только страх потерять внучку вынуждает Тересия назвать имя убийцы царя - Эдипа.

Услышав свое имя, царь растерялся (этот момент был прекрасно сыгран А.Татаровым), но не поверил в обвинение и потребовал доказательств. Он не стал останавливать процесс, полный готовности, если это потребуется, принести себя в жертву на алтарь справедливости ради спасения своего народа.

Кажущиеся на первый взгляд абсурдными обвинения постепенно находят свое подтверждение в реальных фактах. Роковая предопределенность, как будто случайная цепь событий делают ни о чем не подозревающего Эдипа преступником: отцеубийцей, замешанным в кровосмесительстве. Он вынужден принять на себя грехи своих предков, прежде всего своего отца Лая, вполне осознанно из-за престола убившего своего отца и детей. Лишь по таинственным законам рока в живых остался младенец Эдип, чтобы потом принять на себя расплату за собственные и отцовские грехи.

Шаг за шагом, с появлением все новых и новых обстоятельств Эдип убеждается в том, что стал невольной жертвой возмездия. Но и тогда он готов продолжить бороться со злом, видя, что идет навстречу своей гибели. Правда, нет теперь у Эдипа-Татарова прежней решимости, он постепенно сникает, а в конце окончательно раздавленный грузом собственных невольных преступлений, он медленно опускается на землю и застывает в позе поверженного, уничтоженного морально человека. Эдип-Татаров ужасен в трагической безысходности. Если раньше царь чувствовал себя частью народа, то теперь он отвергнут всеми, а главное, самыми близкими, преданными ему людьми: женой-матерью Эпикастой, дочерью Антигоной (Светлана Свидина), которая так и не отважилась подойти к отверженному всеми отцу. Эдип-Татаров с покорностью принимает возмездие, хотя грехи совершил неосознанно. На глазах у всех он превратился в мертвеца.

Мизансцены, выстроенные режиссером С.Теуважевым, безупречны. Точно уловлена диалектика чувств Эдипа под ударами судьбы, неожиданными разоблачениями. По мере появления новых неопровержимых доказательств напряжение трагического действия все возрастает.

Другой персонаж трагедии Креон (Валерий Балкизов) спешит воспользоваться удобной ситуацией. Долго моливший богов о троне, он предпринимает все усилия для захвата власти. Правда, не для блага, не в интересах народа, но чтобы потешить свое самолюбие. Властолюбие – еще одна сквозная тема спектакля, которая раскрывается точными репликами и тонкой игрой Валерия Балкизова.

Блестяще справилась с ролью Эпикасты актриса Марина Бурмако. Она сумела очень тонко передать развитие характера своей героини. Сильная духом и одновременно обаятельная, женственная, Эпикаста-Бурмако беспредельно предана своему мужу Эдипу. Одетая в греческую тунику, она величественна, царственна, горделива. Ее жесты, пластика движений выразительны. Вначале ее слова удивительно спокойны, взвешенны, эмоционально наполненны. Но вот пришла беда, и ее речь нагнетается до трагического накала. Эпикаста-Бурмако переживает сильное волнение, восстанавливая в памяти горестные события совместной жизни с царем Лаем, гибель своих сыновей. У актрисы резко меняются интонация речи, поведение и настроение. В ней уже бушует горе, поднимается целая буря эмоций в душе, которые она старается внешне сдерживать, но, нет-нет, они все же прорываются наружу стоном, горестным вскриком. Непрерывная цепь разоблачений невольных преступлений Эдипа, который в ее глазах был идеалом мужчины и правителя, а потом и известие о том, что ее любимый муж – это ее сын, окончательно сломили ее. Не выдержав обрушившихся на нее несчастий, она покончила с собой. Все эти метаморфозы, произошедшие с ее героиней, М.Бурмако сыграла безупречно, добавляя все новые и новые краски к раскрытию внутреннего мира Эпикасты.

Трагедия не заканчивается гибелью главных героев. Гибнет от удара молнии Зевса-громовержца провидец Тересий, вовсе не желавший разоблачить Эдипа. Смерть он принял из-за того, что обвинил богов в отсутствии в мире порядка и справедливости, отчего и происходят все беды человечества. Тут нельзя не вспомнить слова пушкинского Сальери: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше». Погублены богами и другие персонажи трагедии. Финал спектакля вряд ли можно назвать оптимистичным. В отличие от зрителей античного театра сегодняшний зритель вряд ли оправдает деяния богов, наказывающих не худших, не тех, кто служит первоисточником греха, а лишь косвенных виновников. Именно эту мысль удалось донести до зрительного зала режиссеру и актерам, сыгравшим в «Эдипе».

Огромную роль в создании цельного, законченного спектакля сыграла ансамблевость игры актеров. Сильное воздействие на зрителей оказывают также сценическое оформление, выполненное художником-постановщиком Эльвирой Бородиной, костюмы, подчеркивающие величие, монументальность образов античных героев, созданные Мариной Алимовой, пластика актеров, разработанная Юрием Кузнецовым. Не только эстетическое, но и эмоциональное воздействие оказывают на зрителя и прекрасные образцы ювелирного и декоративно-прикладного искусства, сделанные руками самого драматурга Бориса Утижева, обладавшего также художническим даром. Все это вкупе позволило сделать спектакль зрелищным, эффектным и запоминающимся.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.