Новосибирск

Выпуск 9-129/2010, В России

Новосибирск

 

В апреле сразу два новосибирских академических театра – молодежный «Глобус» и «Красный факел» отметили юбилеи. Событие привлекло к себе большое внимание, поскольку празднования не ограничились стандартными торжественными вечерами с вручением грамот и прочими чествованиями, программы были много шире и разнообразней. Кроме того, эти два лидирующих в городе драматических театра (сами их здания считаются символами Новосибирска и его гордостью наряду с Оперным театром) на протяжении нескольких десятилетий вели негласное, но очевидное творческое состязание. Вот и юбилеи, состоявшиеся с разницей в одну неделю, дали повод для сравнений ревнивым поклонникам, кочевавшим из одного театра в другой.

Датой основания новосибирского ТЮЗа, в 1993 году переименованного в «Глобус», считается 4 апреля 1930 года, когда был дан первый спектакль «Тимошкин рудник» по пьесе Леонида Макарьева, чьи сочинения прежде наполняли репертуар ленинградского ТЮЗа. Празднование 80-летия ГАМТ «Глобус» длилось целую неделю, а стартовало 1 апреля с открытия выставки «80. Продолжение следует» в Краеведческом музее, подготовленной совместно театром и музеем НО СТД РФ. За основополагающую методу была выбрана систематизация материалов по вехам, определенным художественной политикой главных режиссеров и худруков, которых тоже сменился не один десяток: Б.Цейтнерович, В.Кузьмин, Л.Белов, Г. Гоберник и многие другие. Для молодого поколения ярчайшими экспонатами представлялись исторические костюмы и витрина с призами российских и международных фестивалей, еще они радостно узнавали на старых снимках сцен из спектаклей юных звезд – кинорежиссера Андрея Звягинцева, актеров Сергея Петрова, Алексея Маклакова, Людмилу Одиянкову, Андрея Невраева, Алексея Самолетова. А у тех, кто работал в ТЮЗе, осталось огорчение, в частности, из-за того, что не упомянули Дмитрия Масленникова, чьи спектакли собирали аншлаги, и Вадима Цхакая, местных сценографов Владимира Фатеева и Владимира Авдеева. В общем, пространства одной выставки явно недостаточно, чтобы вместить все фигуры, более яркие, чем исторические костюмы. Но и упрекнуть в формальном отношении к своим героям театр нельзя. Завлит «Глобуса» Инна Кремер – автор сценария юбилейного вечера - разыскала зрительницу первого спектакля – 87-летнюю Веру Васильевну Клепикову, сохранившую билет и программку «Тимошкиного рудника». А настоящей героиней всей юбилейной недели явилась несравненная травести - заслуженная артистка РФ, 95-летняя Зоя Булгакова, игравшая в первом спектакле и во многих следующих. Дуэтом с народной артисткой РФ Анастасией Гаршиной они вспоминали, как были Каем и Гердой в «Снежной королеве», и финал сказки с неослабевающим волнением смотрели из-за кулис гримеры и бутафоры.

«Театр для всех поколений» - так определил новую концепцию «Глобуса» главреж Алексей Крикливый на предварявшей юбилейную неделю пресс-конференции. Она нашла графическое подтверждение в афишах, где соединились изображения всех поколений актеров труппы, «выглаженные» компьютером, как иллюстрации глянцевых журналов. К счастью, афиша юбилейной недели, предлагавшая лучшие спектакли последних лет, подобной «лакировке» не подверглась, в ней было все: боль и радость, искус, тернии и муки обретений, которым подвергается человеческая душа. Показы открыли «Игроки» Н.Гоголя в постановке бывшего главрежа А.Галибина, а увенчала «Старосветская любовь» Н.Коляды по мотивам Гоголя в постановке А.Крикливого. В афишу вошли «Циники» А.Мариенгофа и «Русское варенье» Л.Улицкой в постановке А.Песегова и мюзиклы – «Вестсайдская история» Л.Бернстайна и «Том Сойер» В.Семенова – самая свежая, мартовская премьера, осуществленная к 175-летию Марка Твена молодым режиссером Анной Зиновьевой и имевшая большой зрительский успех.

Конечно, ретроспективные и премьерные показы, несмотря на тщательный отбор, в ходе юбилейной недели дали далеко не полное впечатление о «Глобусе», чей диапазон гораздо шире, чем освоение классики и новой драмы. Но известно, что «невозможно объять необъятное», важно, что театр сделал шаги навстречу зрителям в целом ряде интерактивных акций: были проведены поэтический конкурс «Пообещайте мне любовь» и конкурс театрального плаката. Также состоялся арт-марафон в фойе, когда зрители проверяли свои способности в искусстве флористики, составляя букеты, и выступали дизайнерами, изготавливая подарки любимым артистам, а после фотографировались с ними и высказывались в микрофон о своих впечатлениях и чувствах. Естественно, состоялось много выступлений для ветеранов войны и сцены.

Итоговый вечер напоминал пионерский монтаж. В композиции, воспроизводившей в хроникальном порядке события «давно минувших лет», действительно участвовали все поколения – поющие и танцующие дети и как бы их «предки» - опытные актеры. Сценографическая конструкция напоминала двухэтажный дом, в арке которого расположился оркестр под управлением маэстро Алексея Людмилина. Он, безусловно, украсил действо, живая музыка усилила романтическую окраску, обаяние искреннего энтузиазма. И все-таки двухчасовой вечер показался длинным из-за монотонности поздравительных чиновничьих речей, по тональности не совпадавших с музыкой. Потому что невозможно совместить несовместимое: искусство и чествования с соблюдением протокольных церемоний.

Руководство академического «Красного факела», задолго обдумывая празднование 90-летия, наверное, тоже стремилось совместить эти несовместимые составляющие: «никого не забыть и ничего не упустить». Но еще в начале сезона директор Александр Кулябин решил, что праздник уложится в один день - 15 апреля, точную дату возникновения театра, родившегося в Одессе спектаклем «Оп-ля, мы живем!». Потому что долго праздновать – это еще хуже, чем долго прощаться, лишние слезы, уход от реальных задач. Весь сезон параллельно с выпуском премьер театр трудился над осуществлением компактных и очень трудоемких задач по осуществлению празднования 90-летия. Однако все свершилось, как и планировалось: праздник начался еще до полудня с премьерного показа на экране Большого зала документального фильма «Мой театр» автора и режиссера Ольги Морозовой. Она вместе с оператором Сергеем Ждановым для создания фильма записала около 30 сюжетов, интервью с воспоминаниями ветеранов сцены и откровениями молодых актеров, фрагменты спектаклей и репетиций, а также воспользовалась хроникальным архивом Западно-Сибирской киностудии. Далее последовала презентация книги «90 лет – 90 спектаклей» - труд театроведов Татьяны Антоновой и Татьяны Шипиловой, определивших и описавших лучшие спектакли каждого из 90 сезонов «Красного факела». Реплики к этой книге невольно раздали преданные зрители, которые принесли в театр вырезки с рецензиями из газет, старые программки и мутные, но очень милые фото из своих личных архивов.

В эпоху конца 40-х - начала 50-х годов, когда не было телевизоров, зрители – заводские слесари, токари, наладчики с промышленного Левого берега - в свой единственный выходной добирались пешком через мост в театр, чтобы увидеть премьерные или много раз сыгранные спектакли. Имя Веры Редлих - худрука театра - было для них менее известно, чем имена исполнителей ролей, но установка, девиз театра, рожденный после гражданской войны, и сегодня сохраняется: «Красота, правда и радость!»

Юбилейный вечер назывался «Девяносто лет – как вам это понравится». И вот ЭТО понравилось всем. Во-первых, губернатор (глава правительства Новосибирской области) Виктор Толоконский, с утра вручая грамоты, многим шепнул комплименты на ушко, воодушевил труппу. Во-вторых, торжественный вечер никого из актеров не утомил. От них требовалось всего-навсего занять свои места в специально выстроенном на сцене амфитеатре и принимать поздравления, рождающие красоту, правду и радость. Оказывается, формула верна на все времена.

Фото с сайтов театров

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.