«Вампука» по свистку, или С юбилеем, Геликон!

Выпуск 9-129/2010, Премьеры Москвы

«Вампука» по свистку, или С юбилеем, Геликон!

 

Самый молодой оперный театр Москвы «Геликон-опера» отпраздновал свое 20-летие фестивалем, представившим ретроспективу постановок на музыку ХХ века своего бессменного основателя, худрука и вдохновителя Дмитрия Бертмана. Перед зрителем прошла целая галерея спектаклей «Геликона»: «Мавра» И.Стравинского, «Туда и обратно» П.Хиндемита, «Лулу» А.Берга, «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича, «Средство Макропулоса» Л.Яначека, «Упавший с неба» и «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева, «Диалоги кармелиток» Ф.Пуленка, «Распутин» Д.Риза. И, наконец, премьера оперы «Образцова опера. Вампука, невеста африканская» В.Эренберга, сыгранная в торжественной юбилейной обстановке в самый день рождения театра – 10 апреля. Точнее, первоначально эта опера-пародия на все существующие в оперном жанре штампы, условности, нелепости, банальности и пр. была показана в день смеха в Центре оперного пения Галины Вишневской, а в день рождения «Геликона» она предстала на сцене театра-юбиляра в оригинальной версии.

Этот комический «музыкальный фельетон», написанный одним из основателей театра «Кривое зеркало» Владимиром Эренбергом в 1909 году по пародии А.Манцепилова (в реальности М.Волконского) именно с целью высмеивания оперной рутины, впервые увидел свет тогда же в Санкт-Петербурге и имел у публики оглушительный успех, в результате прожив на сцене долгую жизнь – до 1930 года. С тех пор опера не ставилась. Дмитрий Бертман, решивший восстановить «Вампуку» совместно с Владимиром Понькиным (музыкальная часть) и Андреем Климовым (сценография, костюмы), высмеял в ней не только старые, но и новые оперные штампы, показав одновременно не только, как оперу ставить не нужно, но и как можно оставаться остроумным и смешным в современном комедийном оперном жанре.

В двух отделениях спектакля по-разному «проигрывается» один и тот же бессмысленный мелодраматический сюжет о неизвестно чьей африканской невесте, скитающейся по пустыне, оплакивающей отца, изливающей взаимные чувства с неизвестно откуда появившимся молодым Лодырэ, пойманной эфиопами для своего царя Страфокамила, казненного затем неизвестно откуда взявшимся завоевателем Мериносом, которому и достается Вампука. Но сюжет здесь не важен, как, собственно, и весьма условная музыка, и весьма условный текст. На первом месте в этом спектакле вообще не Вампука, а госпожа Пародия, в первой половине спектакля подчинившая себе помпезные многокрасочные quazi – исторические костюмы и красочные декорации из пальм с плодами-яйцами, африканские маски и розовые фламинго, а во второй части – осовремененные декорации и костюмы. Пародия здесь властвует над всем – и манерой пения, и манерой поведения, и особенностями произнесения оперного текста, и культом примадонны, и режиссерскими штампами. Руководство действием отдано не дирижеру – Владимиру Понькину в смешном полулысом парике, а суфлеру Екатерине Облезовой в облике, сильно смахивающем на вахтершу советского образца с клубком на голове и термосом в хозяйственной сумке, непрерывно напоминающей: «Работаем по свистку!» По свистку на сцене происходит все – открытие-закрытие занавеса, выход артистов, принятие ими нелепых поз и распевание нелепых арий, дуэтов и ансамблей. Несравненно-незаменимая Инна Звенягина, не имеющая дублеров в роли Вампуки, переодевается несчетное количество раз и всеми возможными способами демонстрирует свои незабываемые формы. Экстравагантную партию ей составляет столь же незаменимый в этом спектакле Дмитрий Пономарев в роли Лодырэ. Их центральный «высокохудожественный» дуэт, состоящий из бесконечно длящихся и каждый раз подсказанных суфлером реплик: «Это ты, Лодырэ?» – «Это я, Лодырэ!» – заставляет зрителя содрогаться от хохота. Столь же колоритен на славу удавшийся Михаилу Гужову пьяный и падающий эфиопский царь Страфокамил, по ходу дела перепутавший свою свежепохищенную жену с кем-то из свиты, но вдруг пафосно спрашивающий завоевателя Мериноса (Петр Морозов): «Кто ты, в маске папуаса?» Между делом на сцене появляется владеющая совсем недурственным вокалом уборщица (Марина Андреева) и невесть откуда взявшийся прима-балерин (Алексей Елизаров) с вставным дивертисментом. Хор, поющий шепотом, балет из небалетно-пышных фигур – все в этой пародии напоминает как будто недоработанный капустник, но во всем чувствуется высокий профессионализм и остроумная рука режиссера, по всему заметно, крепко «сдружившегося» с материалом Эренберга, а потому выдавшего действительно удачный и очень веселый постановочный опус. Им оказались увлечены все – и оркестранты под управлением В.Понькина, и артисты, вокал которых, как, впрочем, и всегда в «Геликоне», представлен на должном уровне, и зрители, уставшие к концу представления от непрерывного смеха.

В день юбилея, по случаю которого спектакль претерпел особую – юбилейную метаморфозу, зритель имел возможность созерцать «Вампуку», скроенную на основе красочного первого акта и «прослоенную» юмористическими поздравительными вставками артистов других московских театров, проникнувшихся атмосферой юбилейного веселья в «Геликоне». Квинтет басов из Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в фирменных майках «I love Helikon» выступил с поздравительной юмореской на тему песни «Вечерний звон». Юрий Веденеев поздравил юбиляров в испанском духе, вручив именной «непередаваемый» кубок князя Потемкина-Таврического, сыгранного им же в недавней премьере театра «Царица». Московская оперетта исполнила знаменитый зажигательный шлягер «Без женщин жить нельзя на свете». Секстет девушек из Центра оперного пения Галины Вишневской поздравил дуэтом Лизы и Полины из «Пиковой дамы» на собственный, юбилейный текст, закончив свое исполнение в русском народном стиле нескончаемыми славильными частушками на тему песни «Во поле береза». Камерный музыкальный театр им. Бориса Покровского поприветствовал коллектив «Геликона» сценой в духе их фирменной постановки «Нос» Д.Шостаковича. Государственный театр «Мюзик-холл» показал феерический белый танец, переходящий в пародийный эротический мужской балет. Заключительными аккордами стали поздравления на алкогольно-музыкальную тематику Дома актера и Театра кукол им. С.В.Образцова.

Как сам фестиваль, объединивший постановки опер ХХ века Дмитрия Бертмана, закрепившего за собой репутацию новатора и смелого экспериментатора в современном оперном мире, так и юбилейная премьера «Вампука», показали, что театр-юбиляр способен быть равно как очень серьезным, так и очень смешным. А его дружный коллектив единомышленников, полный энергии и обладающий огромным творческим потенциалом, способен еще долго обновлять современную оперную карту Москвы интересными и яркими спектаклями.

Фото Олега Начинкина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.