Бал завпостов

Выпуск 9-129/2010, Выставка

Бал завпостов

 

Выставка «От эскиза до спектакля», прошедшая 12-й раз в Центральном Доме актера им. А.А.Яблочкиной, – это уникальный проект, в котором блистают своим творчеством труженики театрального тыла, то есть постановочных частей театров: художники-исполнители, бутафоры и гримеры, художники по свету и костюмеры. Словом, люди, творящие спектакль в закулисье театральных цехов. Идеолог и организатор выставки – Клуб заведующих художественно-постановочной частью московских театров, возглавляемый Мариной Печориной. В сегодняшнее время, полное хаоса и нестабильности, эта ежегодная выставка театральных завпостов стала уже символом неизменности и постоянства. Что бы ни было, но каждый год весной она торжественно открывается в Доме актера, наполняя его особой театральной энергетикой. Творческая жизнь мастеров закулисья захватывает воображение каждого, желающего понять, из чего и как складывается сценический образ спектакля. К тому же здесь можно узнать обо всех новостях московского театрального сезона.

Само собой, во время этих выставок Дом актера преображается, превращаясь в причудливый интерьер всевозможных эпох, стилей, красок и форм, а служители московских театров идут сюда «взглянуть на своих и чужих». Открывается редкая возможность людям, творящим в безвестных театральных мастерских, больших и малых, показать себя всем сразу, покрасоваться на общем подаренном им пространстве, блеснув фантазией и талантами.

Поле этих выставок беспредельно и непахано, для разговора о них надо иметь в виду две постоянные величины: сценографа и изготовителя. Имена сценографов у всех на слуху, выставка же демонстрирует именно воплотителей идей, как правило совокупно трудящихся виртуозов, чьи имена длинным списком указываются под экспонатами.

Нынешние завпосты, во всех тонкостях владея тайнами сценографического искусства, сами решают вопрос о том, как наиболее выгодно представить свой спектакль, чтобы зрителю захотелось его увидеть – осуществляя пиар-акцию собственным театрам и хорошо понимая, что сценография – самая манкая и запоминающаяся часть сценического действия. Таким образом, весьма пестрая и разнокалиберная экспозиция, занявшая два этажа Дома актера, превратилась в единое и цельное высказывание, активизирующее зрительский интерес.

В этом году корифеи выставки вновь блеснули мастерством и размахом, негласно объединившись в раздел, который можно было бы назвать «Всё о своем спектакле». Ну конечно же, это Большой театр со своим балетом «Эсмеральда», в вещественный мир которого можно было войти и пожить там какое-то время. И, безусловно, это Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко с балетом «Неаполь», где эскизы, костюмы и живые рыбы, пойманные в сети, являли несомненное волшебство сценического мира, которое ничуть не улетучивалось от резкого приближения к зрителю. Театр им. Н.В.Гоголя во главе со своим завпостом Валентиной Зыковой занял полтора этажа «Ночью перед Рождеством», рассказав о ней столько, что идти на спектакль вроде бы уже и незачем; однако увидеть на сцене эту мистическую куклу «Петербург», начинающуюся на первом этаже и заканчивающуюся на втором, признаюсь, было бы любопытно.

Главный художник Русского духовного театра «Глас» Татьяна Петрова-Латышева дарит нам ежегодно такие экспозиции, что можно и не догадаться о крайне скромном пространстве самого этого театра. В этом году «Великая княгиня Елисавета Феодоровна» заняла половину второго этажа, представ во всей роскоши настоящих исторических костюмов и величественной атмосфере спектакля (право, непонятно, как умещающегося на маленькой сцене). Долгопрудненский театр «Город» за последние годы тоже вырвался в лидеры: его главный художник Анастасия Данилова показала своего «Оскара и Розовую Даму» в уникальных авангардных костюмах и изысканной «небесной» атмосфере, сотканной из дымки облаков, деревянных детских лошадок, прозрачных катающихся шаров и прочих нежных вещиц мира детских грез.

Хорош был и Московский театр кукол с постмодернистским «Лебединым озером» художника Ю.Непахарева. И Театр Иллюзии, интригующий «Ловкостью рук и…» – точно так, как и должен позиционировать себя этот загадочный театр.

В разделе «Образ спектакля» объединились те, кто несколькими емкими штрихами создавал «образ» и «стиль» своих любимых премьер. Художник Малого театра Александр Глазунов выстроил забавный «уголок» своего спектакля «Умные вещи», доносящий до нас яркое лубочное многоцветье всего действия. А Станислав Бенедиктов показал макет и «атмосферу в фотографиях» рамтовских «Алых парусов». Театр Российской Армии подарил нам для близкого знакомства макет, а главное – костюм, в котором играет Людмила Чурсина «Ту, которую не ждут». «Школа современной пьесы» брала публику в оборот «Проституткой», останавливая всех сеткой с красными фонарями – мимо которых просто так не пройдешь. Как не проскочишь просто так и мимо белого медведя, привезенного Гарри Гуммелем из «Эрмитажа» по поводу спектакля «Кто автор этого безобразия?».

Завпост Ермоловского театра Виктор Грачев выступил, по обыкновению, обстоятельно и эффектно, показав впечатляющие фрагменты «Свадьбы Кречинского» и «Исповеди начинающего» и уложив на пол настоящего крокодила для удовольствия всех гуляющих. Свой «образ» в эскизах и макете имели и «Разбойники» Театра им.А.С.Пушкина. А ТЮЗ напоминал нам о необходимости увидеть «Медею» и «Нос».

Особый трепет вызывает у знатоков столь тонкая вещь, как «монтировочная опись» – основа и тайна завпостовского искусства: те хитрые чертежи с цифрами и расчетами, с которых как раз и начинается работа по созданию декораций на сцене. Ими, как всегда, блеснул завпост Театра Сатиры Виктор Лазарев, раскрыв нам секреты обстановки «Мольера». К нему присоединилась «Новая опера» с «Иолантой». И театр «Модерн» со спектаклями лирическими – «Мои дорогие мужчины», «Один мужчина, одна женщина» – выставив кое-что интригующее и кроме сухих чертежей и расчетов.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.