На Херсонесе отдыхается душой

Выпуск 9-129/2010, Портрет театра

На Херсонесе отдыхается душой

 

Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского
Рассказывая о гастрольной поездке молодого Художественного театра, К.С.Станиславский писал: «А вот и белый Севастополь! Мало в мире городов красивее его!» Сейчас в этом городе есть театр с почти столетней историей – Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В.Луначарского.
15 сентября 1911 г. состоялось открытие Большого художественного театра «Ренессанс» на Приморском бульваре, в 1920 г. он получил имя А.В.Луначарского. Современный вид театр приобрел в 1957 г., когда переехал в новое здание взамен разрушенного в годы войны. Академическим он стал не так давно, в 2002 г. За свою жизнь видел много известных лиц, и сейчас на его сцене ставят спектакли режиссеры из России и Украины – В.Магар, А.Бакиров, Г.Лифанов, Д.Астрахан.
С 2000 г. руководит театром Владимир Владимирович Магар. Он создал театр, о котором в прессе говорят: «Красивая, невероятно пластичная труппа», «…В этом театре можно ставить любую пьесу мирового репертуара», «Театр с глубокими традициями и в то же время невероятно современный», «Счастлив театр, имеющий такого художественного лидера». И все это – чистейшая правда. В.В.Магар поставил на этой сцене «мощные спектакли крупной формы», как говорят о них критики, — «Маскерад, или Заговор масок» по драме М.Ю.Лермонтова, «Империя Луны и Солнца» по пьесе «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, «Дон Жуан» Мольера, А.С.Пушкина и Ш.Бодлера, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, «Женитьба» Н.В.Гоголя. Широта и размах массовых сцен, тонкие актерские работы, нерушимость ансамбля, красота и самобытность художественного оформления, созданного в содружестве с народным художником России Б.Бланком, – вот что привлекает в спектаклях Магара. И, конечно, самоотдача артистов.
В.В.Магар — выходец из знаменитой театральной семьи, он тонко чувствует театр и знает, как его можно и нужно делать. В финале первой части фильма С.Стрижака «Игры богов» Магар подходит к распахнутому окну театрального фойе и говорит, смотря на простирающееся перед ним море: «Грандиозный вид! Это еще раз доказывает, что наш театр уникальный. Не знаю, из какого еще театра можно такое увидеть – простор невероятный! В чем уникальность этого театра? В том, что здесь такая атмосфера. Здесь настолько все продувается, что, наверное, все плохое выносит отсюда, и хороший воздух морской вносит сюда струю свежую. Поэтому театр всегда будет молодой, красивый и настоящий».
И именно потому, что Севастопольский русский драматический театр не просто красивый, а настоящий, и приезжают сюда люди из многих городов, как я, снова и снова. А вот как о театре отзывается севастополец Дмитрий Кириченко, создатель Молодежного театрального сайта: «Попал бы я в другой театр, увидел бы другие постановки, может быть, и не стал бы интересоваться этим Искусством. А здесь зацепило, взяло за живое, вскрыло нерв, научило и заставило задуматься».
На этой сцене можно увидеть многих талантливых артистов. Но сейчас я расскажу об одном из них — Евгении Журавкине, потому что во многом благодаря ему Севастопольский театр так непохож на другие театры: летом здесь существует Античная программа, а зимой — детские сказки.
«На Херсонесе — хорошо!»
Одной из севастопольских достопримечательностей является Национальный Заповедник под открытым небом «Херсонес Таврический» – бывшая греческая колония, откуда возникло христианство на Руси. В XIX в. начались раскопки древнего города, который постепенно, камень за камнем, вставал из руин, а в 1954 г. археолог О.И.Домбровский случайно открыл остатки античного театра.
В любое время года на живописных развалинах древнего Херсонеса фотографируются многочисленные группы туристов, а летом, бывает, задерживаются в античном театре. Теплый ветер доносит шум моря, в нежных лучах заходящего солнца начинается спектакль, который идет всего полтора часа и заканчивается, особенно в конце лета, в полной и внезапной южной темноте, нарушаемой лишь небольшой подсветкой. Восхищенные зрители приходят на следующий спектакль, потом снова и снова, а потом, как и я, планируют отпуск в период работы Античного филиала — с 20 июня по 31 августа. Подсветка и несложная звуковая аппаратура — вот все, что используют из современных средств актеры Античного филиала Театра им. Луначарского. Руководит филиалом артист театра Евгений Журавкин. Он учился в Белорусском театрально-художественном институте в Минске, окончил его в 1991 г., работал там в Альтернативном театре и вот уже 10 лет — один из ведущих артистов театра им. Луначарского. На основной сцене он сейчас играет Дона Жуана, Дженнаро де Сиа в «Человеке и джентльмене» Э.де Филиппо, доктора Львова в «Иванове» и Стэнли Поуни в «Слишком женатом таксисте» и «Папе в паутине».
В филиале всего двенадцать актеров — истинных энтузиастов. «Это они на свой страх и риск взяли на себя то, что в других театрах обычно делает весь персонал – от пошива и ремонта костюмов и реквизита до монтировки и печати программок спектаклей», – говорит о своих товарищах Евгений. «На Херсонесе мы сами занимаемся монтировкой, ставим на жаре… А на спектакле-то все нужно отдать, все до копеечки! И после этого снимаешь с себя костюм, выжимаешь его, садишься — язык на плечо, немножко дышишь и занимаешься обратной монтировкой, т.е. разбором нехитрых декораций, костюмов, реквизита. Частенько через не могу. Я очень благодарен актерам проекта за то, что они это выдерживают, ведь это значительная часть затрат наших сил».
Спектакли идут в естественных декорациях. «Природа иной раз нам предоставляет роскошные декорации, развешивая на небе то безоблачную синь, то стаи облаков, то черные грозовые тучи, сверкающие молниями. Ни в каком другом театре нельзя заставить молнию работать на замысел спектакля. Как-то мы играли спектакль «Эдип-царь», страсти накалялись, дело шло к финалу – и вдруг выплывает огромная черная туча, за ней радуга», - вспоминает Евгений.
Сейчас в репертуаре Античного театра пять спектаклей. «Отравленная туника» и «Ангел стаи» поставлены по произведениям Н.Гумилева, «Троянская война окончена!» – по пьесам Еврипида «Гекуба» и «Троянки». Автором пьес «Лягушки» и «Женщины в народном собрании» в афише значится Аристофан, но его произведения, как и принадлежащие Еврипиду, переработаны и дополнены Е.Журавкиным. Он же их и поставил, сам во всех занят.
Закончив репетицию на основной сцене, актеры спешат на Херсонес, чтобы подготовиться к вечернему спектаклю. Их радует, когда в запасе есть несколько часов и можно раскладывать аппаратуру, реквизит и костюмы без суеты. Работают слаженно и спокойно, на ходу перебрасываясь шутками и указаниями. Никто не кричит и не ссорится, актеры берегут нервы – свои и товарищей. Отдыхающие, которые присаживаются отдохнуть на каменные скамьи после купания в прозрачной теплой воде (рядом галечный пляж), и представить себе, наверное, не могут, что эти молодые мужчины и женщины, сосредоточенно развешивающие костюмы и тянущие провода, через несколько часов превратятся в Одиссея и Ахилла, Гекубу и Кассандру. А потом режиссер-постановщик, переодевшись из туники в шорты и майку, собрав в практичный хвост длинные кудри, решит организационные вопросы с администрацией Заповедника и пойдет вместе со всеми разбирать декорации.
В этом году состоялся, согласно шуточной периодизации Е.Журавкина, 2444-й сезон театра на Херсонесе. Традиционно он открылся спектаклем «Троянская война окончена!», гомерической (или комической) трагедией, как определен здесь его жанр. Эта постановка как нельзя лучше дает представление современному зрителю о том, что такое античный театр. Среди действующих лиц – Гекуба, Поликсена, Кассандра, Ифигения, тень Ахилла, Агамемнон, Одиссей. Сам Евгений в роли Корифея комментирует все, что происходит на сцене, и все, что зритель видит, — про назначение подъемной машины и других механизмов, орхестры, жертвенника и прочего.
Трагическую роль поверженной троянской царицы Гекубы в спектакле исполняет молодая, величественно-прекрасная Ирина Демидкина. Ее длинные темные волосы с седыми прядями (Гекуба стара) метут землю, с которой она силится приподняться, а низкий, тягучий голос волнует до глубины души, заставляя разделить с ней страдание:
Несчастная, голову приподыми...
Ах, выпрями шею... Нет более Трои,
Нет с этого дня и царицы у Трои...
Ирина Демидкина рассказала мне о своем благоговейном отношении к древней сценической площадке: «Боги тут благосклонны пока к нам. Молимся, конечно, — я лично без этого не выхожу на сцену — и очень в это верю, особенно здесь. Потому что бывает иногда: дождь льет целый день, думаем – ну как играть, зрители не придут. Все равно сюда приезжаем и до последнего не раскладываем декорации, гримируемся под зонтиками, и вдруг за двадцать минут до начала — абсолютно светлое небо, зрители никуда не уходят. А был спектакль, когда шел дикий ливень, вот на «Тунике» как начался, идет-идет, никто не уходит! Вообще, мне кажется, что эта площадка защищена. Здесь невозможно халтурить — ну, я в принципе не люблю слово «халтура», и неважно, сколько людей, болен ты или здоров, — есть зрители, они пришли, и ты должен максимально выложиться, независимо от того, как ты себя чувствуешь. А здесь, по-моему, место святое, и я себя чувствую здесь защищенной, и не хотелось бы что-то сделать здесь не так. Мне кажется, что это все воздается сторицей, и если здесь оставляешь свое сердце, свою душу, то они подпитываются. Это особое место, и мы вообще должны быть счастливы, что здесь работаем — это большой аванс, его надо отрабатывать».
Детей, коих всегда бывает множество на спектаклях Античного театра независимо от жанра, особенно привлекают красочные батальные сцены. Нередки и курьезы, особенно связанные с появлением животных. На открытии прошлого сезона во время битвы на орхестру выскочила местная херсонесская собака и принялась лаять и хватать за ноги дерущихся. Корифей обратился к ней со стихотворным экспромтом, попросив не гавкать. «На Херсонесе бывает – шумно ведут себя, и детишки бегают иногда, и собаки выскакивают на сцену, и кошки приходят, мяукают... Это не то, что тебе публика вызов бросает, это тебя проверяет на прочность Мельпомена. Пожалуйста, будь, соответствуй — или имей достоинство, юмор или еще что-то, чтобы адекватно это воспринимать. Ну, я не знаю, что бы я делал, если бы в меня бросали помидорами, может быть, спасался как-то, но пока (смеется) таких вот моментов, слава Богу, не было, заставляющих меня ретироваться и отменять спектакль», – говорит Евгений.
Комической постановку по троянскому мифу делают шуточные интермедии наподобие той, где из публики вызывается доброволец и с его помощью демонстрируют полет бога Аполлона, а также уморительно смешной хор в лице единственного артиста (Сергей Бояринов). А завершается первое представление сезона на Херсонесе обычно небольшим фейерверком.
Любителей посмеяться радуют истинно комедийные «Лягушки» и «Женщины в народном собрании». В интерпретации Е.Журавкина бессмертные комедии претерпели существенные, но, на мой взгляд, гармоничные изменения. «Лягушки» — это, пожалуй, самое смешное, что мне доводилось видеть в театре. Основной упор Е. Журавкин сделал не на споре поэтов, а на странствиях Диониса и Ксанфия. Он здесь играет Ксанфия, а популярный артист театра им. Луначарского Андрей Бронников — Диониса. Дионис у него — трусливый пройдоха, сластолюбец и пьяница в бледно-розовом коротеньком хитоне и с забавным хвостом на голове. Ксанфий — пройдоха похрабрее. На плечах у Диониса — грязно-белая шкура «Немейского льва» под названием «хомячок». Когда Дионис должен принять грозный вид, Ксанфий призывает: «Хомячка поправь!» Обиженные Гераклом торговки вовсю работают с публикой, они же исполняют и хор лягушек — это актрисы И.Демидкина и О.Лукашевич. Эти торговки после порки (сцена выдержана вполне в духе Аристофана) подстрелили солью несчастных Диониса с Ксанфием. И с какой скоростью те несутся с вытаращенными глазами с низенькой фимелы к самому краю орхестры — вот это точно надо видеть! Наверное, это мой самый любимый эпизод...
Как и у Аристофана, здесь, конечно, среди героев тоже есть Эсхил и Еврипид. Их эпизод более всего нравится самому постановщику: «Для меня самая дорогая сцена, когда они бросают друг в друга надувными лягушками, дерутся по-детски (хохочет), я всегда это вижу и смеюсь под сценой. Это очень похоже на театр».
Актеры владеют искусством импровизации, непринужденно отвечая на реплики смелых зрителей, но не отходя от стиля и ритма спектакля. Также особенный смех вызывает неописуемого вида покойник в исполнении Сергея Бояринова. Он крадет у незадачливых путешественников в Аид осла и поклажу, а Харона Дионис случайно топит, ненароком огрев веслом. Евгений дописал забавную сцену, где за Ксанфием гонятся три сексуально озабоченные старухи, которые хотят заставить его «натурой» отрабатывать мелкие деньги, данные авансом. В итоге предметом их домогательств становится выведенный Дионисом из Аида Эсхил.
И в спектакле «Женщины в народном собрании», актуальность которого символична в наши дни, а для Украины в еще большей степени, также появились новые сцены и действующие лица: два вора — везунчик и неудачник, Эрот, «томно-жгучее» мексиканское трио. Захватившие власть женщины в числе прочего объявляют войну Спарте, а каждый, даже безымянный у Аристофана, герой имеет имя и характеристику, отображенную в программке спектакля. Так, персонаж Е. Журавкина Хремет назван «заслуженным ветераном Саламинской битвы».
В остроумно сочиненных Евгением текстах программок сообщается, что «за вольности, допущенные Аристофаном, участники спектакля ответственности не несут», но элегантный юмор постановок не наносит никакого вреда даже детскому восприятию. Е.Журавкин создает спектакли, в которых чувство меры сочетается со вкусом.
Сами участники проекта ждут начала Античного сезона с радостью. Для них это — другая театральная реальность. «Мы с удовольствием, как дети в песочнице, играем в это – пусть, может быть, не так академично, но нам доставляет это удовольствие, и брызги нашего удовольствия, возможно, попадают на зрителей. Вот наши надежды и оправдания в этом деле», – говорит Евгений. А вот что сказал о своем отношении к спектаклям Античного филиала Андрей Бронников: «Двоякое ощущение: с одной стороны, отдых от академического театра, а с другой стороны, сил-то надо — ух-ты, ух-ты, ух-ты! Чтобы быть услышанным, не говоря уже о том, чтобы быть еще и увиденным... На Херсонесе — хорошо! На Херсонесе отдыхается душой, и похулиганить можно – в хорошем смысле, потому что не во всех спектаклях нашего театра на стационаре это можно себе позволить (смеется). Есть спектакли, конечно, очень напряженные, «Ангел Стаи» – для меня очень тяжелый спектакль. Как говорит один наш артист — не молодеем, поэтому с каждым годом приходится все больше сил затрачивать на этот спектакль». Его слова подтверждает и Евгений Журавкин: «В «Лягушках» и «Собрании», можно сказать, просто без зазрения совести веселимся, и репетиции комедий, детских сказок доставляют огромное удовольствие… смех продлевает жизнь. Иногда на репетициях на коленях ползаем и хохочем… Творчество, оно, наверное, как у греков должно быть — радостное, светлое, аполлоновское какое-то, легкое. Правда, на эту легкость не всегда хватает сил, но к этому стремимся».
Московский режиссер Григорий Лифанов, поставивший на основной сцене четыре спектакля, говорит о труппе театра им. Луначарского: «Я влюблен в артистов Луначарки, они абсолютно профессиональные люди. Для них профессия актера – это не способ зарабатывания денег, а смысл жизни».
Поэтому и то, что эти артисты делают, находит отклик в сердцах самых разных зрителей, в чем они признаются на странице отзывов сайта Античного проекта: «Что мне особенно понравилось, так это то, что ваши спектакли на редкость целомудренны и помогают задуматься о важных духовных вещах», – пишет Ирина. Ей вторит Дарья: «Спасибо вам, что вы заставили нас смеяться до слез на «Троянской войне» и еле сдерживать слезы на «Ангеле Стаи», спасибо за то, что вы помогли нам почувствовать себя частью истории, почувствовать, что мы тот же «хор, молчащий хором», такие же зрители, что и люди, сидевшие на этих ступенях две с лишним тысячи лет назад...» А Алексей пишет: «Первый раз я случайно попал на «Отравленную тунику» в 2006 году, теперь специально приезжаю в Севастополь, чтобы пересмотреть весь репертуар».
Сам Евгений Журавкин на главной странице сайта выражает кредо своей команды:
«Мы привыкли с почтением относиться к любой сцене, но эта древняя площадка – наш Храм, и, играя спектакли, мы едва ли не ощущаем себя жрецами, которые продлевают подлинную жизнь подлинному театру». Мне он сказал: «Удовольствие в херсонесских спектаклях – как после совершения какого-то обряда. Помимо удовольствия актерского, это еще и ощущение сделанного дела, знаете, какого-то вот не бессмысленного, пожалуй, так. … Артисты, когда они в хорошем тонусе, в хорошем настроении, очень сильно помогают своими придумками. Тогда и наслаждаешься репетицией, когда акт творчества, искусства происходит уже помимо тебя, люди играют, получают удовольствие, чувствуют себя соучастниками какого-то процесса — это замечательно. Самое главное — это сделать команду, где каждый не ощущает себя винтиком, а, наоборот, очень важной частью сложного театрального механизма. И вот когда это удается, тогда все легко».
А на мой вопрос, что для него и его команды самое трудное, Евгений ответил: «Честно работать. Когда сил мало, голоса нет, не дай Бог, болезнь или еще что-то, но работать честно до конца, не позволять себе халтуры. Иной раз хочется отвернуться, отдохнуть, а надо, надо, надо работать, ибо халтура – она разрушает мир, понимаете? Мир спектакля, в данном случае, и, может быть, в более глобальном смысле. Если позволишь себе такие вещи, это ни к чему хорошему не приведет».
Зимние каникулы Античного театра
С конца декабря и до середины января, во время каникул у школьников (у взрослых в Украине каникул нет) на основной сцене театра им. Луначарского идут спектакли для детей. Их тоже, по сказке в сезон, ставит Евгений Журавкин, добрая фантазия которого неистощима. И здесь он — автор пьес, а занята в них его команда, «херсонессцы и примкнувшие». «Все параллельно: это репетируешь, это задумываешь, пока зима закончилась — и Херсонес. Время летит очень быстро, сказки-Херсонес меняются как кадры в киноленте», – говорит он.
Во время работы в Минске Евгений написал две сказки под псевдонимом Эрнст Разноцветный, к одной из них – «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги» – театр вернулся годы спустя. В ней несколько незадачливых пиратов впервые в жизни выбрались на разбой на корабле «Барбацуца», хотя даже не знают, где море, ими командует более опытный Бармалей Бармалеич в исполнениии Евгения. Они пытаются отнять радугу у хранящих ее волшебниц, но едва не гибнут в бурю, а добрые волшебницы их спасают с помощью сохраненного кусочка радуги, и исправившиеся пираты вдохновенно поют незамысловатую, но очень веселую песенку, которой подпевает весь зал. «С актерами работать было – одно удовольствие. Предлагали шутки – реплики-мизансцены каскадом, и большинство их предложений – в спектакле. Эти пираты на самом деле – добрейшие люди, они просто играют в жутко-кровожадных... Прямо как дети...», – говорит Евгений. Слушать его рассказ так же интересно, как и смотреть его постановки: «Еще в Минске задумал сказку «Соловей», долго не складывалось, и вот, думаю, сейчас самое время... Вышла такая спокойная, неторопливая сказка с большим количеством музыки. Противоположность «Золушке», где все ярко, шумно, пестро, а здесь получилась сказка тихая и удивительно вдумчивая, и удивительно завороженно смотрят ее дети. Как-то удалось правильно организовать их внимание: они все переживают и слушают музыку, и там, где надо, боятся, а где надо, смеются. Это так здорово, когда формула, которая выводится еще в пьесе, начинает работать на спектакле. Думаешь: вот здесь, наверное, будут дети смеяться, что бы сделать, чтобы они смеялись? И вот, когда получаешь это подтверждение, думаешь: о, здорово! Значит, не зря какое-то время было потрачено на придумывание».
Также на сцене театра идет в его постановке «Рождество с привидениями» по «Кентервильскому привидению» О.Уайльда, а 25 декабря зрители впервые увидели «Снегурочку» А.Н.Островского. В день играют два детских спектакля, после них — вечерний, из основного репертуара. Меня поразила и здесь все та же самоотдача артистов. «Чем мне нравится наш театр: он удивительным образом самоорганизуется, актеры имеют совесть, ответственность, и сколько бы народу ни пришло — все равно есть честь, достоинство и желание играть для тех, кто пришел», – говорит Евгений.
На мой вопрос, как ему удается заинтересовать детскую аудиторию, Евгений ответил: «Самое главное — заинтересовать актеров, придумать им интересные роли, которые сам хотел бы сыграть. Проживаешь каждую роль, проживаешь взаимоотношения. Если у актеров даже в сказках хорошие, интересные роли, то это фундамент, на котором можно дальше действовать, работать, и дети и их родители будут заинтересованы, увидев – почувствовав, что актеры получают на сцене какое-то творческое удовольствие. Ведь детей же нельзя обманывать! Я призываю актеров честно подходить к своим обязанностям».
Можно многое еще рассказать об этих увлеченных людях, которым интересно жить и творить настолько, что невозможно не заразиться их энергией и энтузиазмом. Хочется пожелать им не растерять эти качества, пронести их через всю артистическую жизнь. И, конечно, здоровья, сил и понимания зрителей. Закончить свой первый рассказ о Севастопольском театре им. Луначарского мне хочется словами Е.Журавкина о том, что приносит ему самую большую радость: «Понимание публики, даже не просто публики, а зрителей — вот чего сложно добиваться и что очень дорогого стоит, когда этот контакт происходит. Тогда я чувствую: да, день прожит не зря, не зря все это происходит, и я существую в этом мире... И мне приносит такую тихую, скромную радость, когда зритель смеется, или соболезнует, или сочувствует, когда в зале внимательная тишина, или, наоборот, громкий, гомерический смех, тогда вот чувствую — да, это те моменты, за которые стоит сражаться в этой жизни».

Фото Дмитрия Кириченко

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.