Свет и тепло "Жар-птицы"

Выпуск 9-129/2010, Взгляд

Свет и тепло "Жар-птицы"

 

Чем отличается кукольный театр от драматического, особенно сегодня, когда, как правило, в спектаклях участвуют не только куклы, но и артисты? Мне трудно это объяснить, потому что кукольными театрами занимаются специалисты, владеющие знанием специфики этого искусства, умеющие до тонкостей разобраться в особенностях кукол и кукловождения и т.д. Чувствуя себя в этом абсолютным дилетантом, не слишком часто посещая кукольные спектакли, я привыкла воспринимать этот вид искусства с тех же позиций, что и искусство драматическое. С одним лишь допуском – детская аудитория (особенно, самые маленькие зрители) требует куда большей ответственности в разговоре и откровенно воспитательной функции. В этом меня трудно переубедить, несмотря на то, что все чаще и чаще слышатся со всех сторон разговоры о том, что дети стали совсем другими и разговаривать с ними надо, как со взрослыми.
Но ведь и со взрослыми разговаривать можно по-разному. Можно попытаться чему-то их научить, что-то объяснить, а можно без лишних забот спуститься до их уровня и на языке ненормативной лексики повествовать о том, что он ей сказал, а она ему ответила. Тоже получится все, как в жизни…
В Московском театре кукол «Жар-птица» я не была 12 лет. Многое изменилось за эти годы: сегодня театр просто неузнаваем – нарядное и уютное фойе с огромным аквариумом, от которого с трудом отлипают к началу спектакля юные зрители, ухоженные и удобные зрительские ряды, приветливые, улыбчивые администраторы и билетеры, заботливо рассаживающие малышей. И – очень значительное количество взрослых, пришедших с детьми на спектакль и смотрящих на сцену с явным удовольствием. Все это свидетельствует о том, что театр завоевал свою нишу, что на театральной карте столицы у него есть совершенно определенное, точно найденное место. И это не может не радовать.
Два увиденных здесь спектакля тоже обрадовали – они пробудили множество мыслей, ассоциаций, подарили радостное и светлое настроение.
Первым была, как сказано в программке, «очень добрая сказка для детей от 3-х лет, их мам, пап, дедушек и бабушек» «Солнышко и снежные человечки» А.Веселова. Поставленная художественным руководителем театра Александром Янкелевичем, эта сказка завораживала удивительной красотой (сценография Сергея Клевакина), каким-то поистине волшебным светом (художник по свету Анатолий Ремизов), тонким и точным музыкальным оформлением (Наталья Файзуллина). И, конечно, выразительной актерской игрой, превосходными куклами, но главное – своим содержанием и посылом.
Сказки зачастую бывают жестокими – достаточно вспомнить леденящую душу историю медведя на липовой ноге или безжалостно съеденного заносчивого колобка, который катился себе да катился, ни к кому не привязываясь, но и зла никому не желая, еще пару-тройку сказок, на которых мы все росли, чтобы убедиться в этом. Но сегодня, как мне представляется, малышам, растущим в жестоком и обезумевшем мире, особенно нужна доброта – не сюсюкающая, а очень просто, очень доходчиво утверждающая, что мир можно переделать, надо только приложить для этого какие-то силы.
Сказка А.Веселова и проста, и доходчива: мальчик и девочка (Иван Третьяков и Ольга Щербович-Вечер) вылепили двух снеговиков, которые ожили и пошли искать солнышко, чтобы упросить его не приходить – ведь в его лучах они растают. По пути через лес им встречаются Белочка, Заяц (Дарья Пантелеева) и Медвежонок (Дмитрий Самойленко) – замерзшие, голодные, ждущие солнышка. Снеговики отдают им свои шапочку, шарфик, морковные носы, чтобы хоть как-то утешить лесных обитателей, а когда наконец добираются до солнца, просят его поскорее прийти.
Когда Белочка, Заяц и Медвежонок вместе радуются солнцу, они вспоминают о снеговиках – куда же они подевались? И слышат ответ: «Они растаяли, но ровно через год они к нам вернутся!..» И вот это ощущение отнюдь не бессмысленной жертвенности становится замечательным уроком для малышей. Уроком важным, необходимым – особенно, в наше время, когда многие девизы и идеалы превратились в пустой звук.
Александр Янкелевич не размахивает перстом, назидая и акцентируя – все в спектакле выполнено легко, через игру (великолепна наглая Ворона, клюющая замерзшие ягоды и плюющая в Дворника – Дмитрий Самойленко; замечательно «оживление» снеговиков через игру с детьми; изумительно смешна и иронична пластика Зайца, этакого развинченного весельчака, для которого морковка не столько спасение от голодной смерти, сколько добыча), все сказочно красиво (изысканные пластические этюды студентов Московского областного колледжа искусств на тему «Ветер» и «Метель»), а потому – особенно выразительно и (да простится мне это слово!) педагогично. Дети выходят из зала после конца спектакля с личиками светлыми, но задумчивыми – им был предложен урок: какими быть? И ответ каждый из них найдет в себе…
Совсем другой спектакль – «Холодное сердце» В.Гауфа, поставленный Марданом Фейзуллаевым (он же автор инсценировки), художниками Галиной и Василием Крутипорох. Сказка немецкого автора рассчитана на детей более старшего возраста, на них же рассчитаны и режиссерские придумки – стильные, продуманные и взывающие к осмыслению. Сочетание собственно кукольного и теневого театров (художник по теневым куклам Александр Крупенин) показалось мне чрезвычайно интересным и плодотворным, потому что оно заставляет воспринимать искусство более разнообразно и широко. Здесь нет действующих «от себя» артистов (единственное исключение составляет Сказочник – Борис Домнин, играющий очень серьезно и интересно), здесь живут и страдают, радуются, печалятся куклы – очень выразительные, выполненные в стиле старинных немецких сказок. И особенно важно то, что в спектакле живет дух этих старинных немецких сказок, очень точно режиссером прочувствованный и воплощенный.
История проста и широко известна – она о том, как мечтал разбогатеть Петер Мунк (Евгений Рыжков) и ему удалось это. Вот только взамен теплого и тревожного человеческого сердца он получил от всемогущего Михеля-Великана (Иван Третьяков) холодное, равнодушное ко всему и ко всем. Но кончилось все хорошо – Петер снова стал человеком на радость своей Матери (Татьяна Лопатина с первых же слов покоряет зрителей, и сама актриса и ее кукла настолько живые и теплые, что оторваться невозможно!) и жене Лизе (Наталья Архипова) – денег стало меньше, но счастья и человеческого тепла намного больше.
Для детей среднего и старшего возраста эта сказка достаточно поучительна – в сегодняшнем мире неплохо знать, что важнее: разбогатеть или остаться человеком. И очень важно, что Мардан Фейзуллаев, как и Александр Янкелевич, не назидает и не грозит перстом. Пусть каждый решает для себя сам…
Что ж, надеюсь, что в театр «Жар-птица» я попаду в следующий раз раньше, чем через 12 лет. Мне интересно, как они двигаются вперед, мне интересно смотреть на сцену из этого уютного зала и ощущать реакции детской аудитории. Мне интересно, как работают Александр Янкелевич и Мардан Фейзуллаев, потому что они по-настоящему умеют чувствовать истинное назначение театра, отменить которое не по силам никаким временам. Особенно – если этот театр носит такое символическое имя, освещая жизнь и согревая нас...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.