Златоуст

Выпуск № 10-130/2010, В России

Златоуст  

Новый спектакль театра драмы «Омнибус» «Вражда и любовь» - фантасмагорическая притча по мотивам пьесы Александра Володина «Ящерица». Именно по мотивам, поскольку главный режиссер Борис Горбачевский представил оригинальную трактовку драматургического произведения в рамках своего авторского театра, принципов которого он придерживается уже немало лет. По мнению Бориса Сергеевича, поставить сегодня спектакль так, как написал драматург советской эпохи, - явно разочаровать зрителя, не наполнить его душу актуальным переживанием.

Собственно, в режиссерской практике Бориса Горбачевского это уже третья работа по триптиху Володина, посвященному взаимоотношениям двух родов после планетарной катастрофы. В первых постановках молодого тогда режиссера акцент ставился на идеях автора пьес, выстроившего бескомпромиссную, весьма жесткую драматическую коллизию с печальным финалом - гибелью главных персонажей из-за поступков, якобы предающих интересы клана. В этот раз Борис Сергеевич наполнил фактуру пьесы новым нравственно-философским содержанием. Оно более приближено к сегодняшним проблемам человечества и человеческих взаимоотношений. Режиссер-постановщик попытался дать ответы на вопросы, как спасти планету от войн, от межнациональной и межрелигиозной ненависти, как поставить любовь во главу отношений между людьми. И в этом плане оптимистическая концовка дает, по его мнению, больший эффект.

«И хотя я не допустил в конце спектакля смерти Ящерицы и ее родителей, перешедших в другой род и продолжавших помогать своим прежним соплеменникам, - говорит Борис Горбачевский, - этого было мало для воплощения моего замысла. Тему установления мира между враждующими племенами, победы любви над природной агрессией человека нужно было проводить на протяжении всего сценического действия. Этому во многом способствовало то, что роли главы одного рода и советчика другого исполняли ведущие актеры театра Юрий Чулошников и Александр Антонов. Они тонко и умело вели «миротворческую деятельность» среди своих соплеменников. Но и этого было мало. Тогда и пришла идея с белыми масками. В наиболее драматические моменты их надевали некоторые персонажи, преображаясь в некие духовные сущности, и помогали людям избежать непоправимых ситуаций. Как раз появление в спектакле этих сверхличностей задумано для подтверждения библейской истины о непреходящей любви Всевышнего к людям, часто неосознанно творящим зло, напрасно губящим себя».

По замыслу режиссера, силы вражды, лжи, изворотливости, хитрости, страха, корыстной угодливости в этом мире настолько мощны, что одного человеческого противостояния недостаточно. Потому и появляются люди в масках - духовные обереги, своего рода ангелы. Накал борьбы противоположных духовных сил отображают в своей игре Игорь Вершинин (Человек боя), Вячеслав Борисов (Красноречивый), Вероника Небывалова (Поющая днем), Алексей Шлянин (Ушастый), Валерия Шакирова (Черепашка), Игорь Дьяков (Похититель), Любовь Вишневская (мать Похитителя) и другие. В эпицентре жестокой схватки зла и добра - Ящерица (Анастасия Семенова), ее родители Рыжий и его жена (Максим и Наталья Фаустовы). Своим точным воплощением режиссерского замысла эти актеры «обрисовывают контуры» авторского театра Бориса Горбачевского.

«Театр только тогда развивается, когда становится лабораторией новых подходов, нового сценографического и музыкального наполнения, - продолжает Борис Сергеевич. - С художниками Борисом Лысиковым и Лилией Файзулиной мы долго искали тот изобразительный ряд, который наиболее зримо подчеркивает состояние борения, прежде всего, в самих людях, потом уже между ними. А также состояние хаоса, безысходности, серости и уныния, когда вражда берет верх над любовью, а ложь и хитрость - над правдой и справедливостью. Мы завалили сцену мусором, одели персонажей в одинаковые коричневые трико, воздвигли каменные глыбы - все это атрибуты запустения, безличия. Не только внешнего, но и внутреннего. Вместе с тем замедленная речь героев - воплощение врачующей сути Слова, воздействующей на нравственный мир героев. Сначала, как известно, было Слово, и Слово было Бог. Именно Словом очищаются герои, возрастают как личности. Это - хороший урок нам, сегодняшним, зачастую не следящим за своей речью».

Опасность мирового хаоса, душевного опустошения и массового прорыва внутренней человеческой агрессии точно передает и музыкальное оформление, подобранное режиссером-постановщиком. Оно поначалу давит на психику сильными, резкими звуками, тяжелым ритмом, будоражит зрителя, но потом меняется с зарождением любви между персонажами. Музыка становится тише, приятнее по мере гармонизации отношений между соплеменниками.

Первые премьерные спектакли прошли при полном зале, вызвали горячий отклик зрителей. Усилиями режиссера и актеров (в двух действиях занята вся труппа) постановка отшлифовалась. Стало более очевидно, что эта работа театра актуальна, глубока, нацелена на врачевание душ зрителей.

Фото Николая Заботина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.