Киров

Выпуск № 10-130/2010, В России

Киров  

В Кировском драматическом театре – премьера, комедия-водевиль «Ханума» по ставшему уже классическим произведению Авксентия Цагарели. Режиссер постановки – художественный руководитель театра, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ Евгений Степанцев.

Появление «Ханумы» в репертуаре Кировского драматического не случайно. Последнее время, при прежнем главном режиссере, выбирались пьесы на трех-четырех актеров, большая часть труппы, в том числе и народные, заслуженные артисты, несколько сезонов находилась в простое. Зрители не просто отвыкли от масштабных постановок, но и соскучились по любимым актерам.

«Мы хотели продемонстрировать зрителю возможности нашей труппы. Сегодня время синтетического театра, синтетических актеров, когда актер должен не просто проживать роль, но и уметь хорошо петь, танцевать. У нас в этом смысле труппа действительно уникальная!» – говорит Евгений Степанцев.

В новой работе возник ансамбль. Театр действительно демонстрирует богатую, насыщенную палитру возможностей не просто отдельных актеров, но и всей труппы в целом. В «Хануме» все – и сценография с минимумом декораций, лишь пунктиром обозначающих место действия, и обилие воздуха, света, пространства, и мизансценические решения – призвано акцентировать внимание зрителя, прежде всего, на актерских работах.

Главную роль играет Наталья Исаева, актриса с мощным, ярким темпераментом и уникальными вокальными способностями. Это уже не первая роль свахи, которую сыграла актриса (многие зрители помнят ее Устинью Наумовну в спектакле «Свои люди – сочтемся!»). Тем интереснее наблюдать, насколько другой – бесконечно обаятельной, не столько хитрой и изворотливой, сколько смекалистой и энергичной, сделала свою Хануму Наталья Исаева. Широта жеста, яркость и сочность каждой детали, каждого эпизода сочетаются с тонким психологизмом, пониманием своей задачи и умением закрутить вокруг своей героини главную пружину, интригу спектакля, при этом не уводя в тень своих партнеров, а работая с каждым на равных.

Роль свахи Кабато исполняют актрисы Елена Одинцова и Галина Мельник. Каждая находит разные краски для своей героини, но обе подчеркивают в Кабато главное – ее «бойцовские» качества. Она готова идти до конца, чтобы обставить соперницу и стать главной свахой Авлабара. При этом она не готова проигрывать и искренне страдает, когда Хануме удается опять ее обойти.

Князь Вано Пантиашвили в исполнении Сергея Турицына получился молодящимся, не растерявшим буйной энергии и обаяния ловеласом. Не беспомощный старец-жених, а настоящий кавказский князь, еще жаждущий от жизни и удовольствий, и радости. При этом актер не боится выставлять своего персонажа смешным и нелепым в этом стремлении любой ценой продлить уже ушедшую на самом-то деле молодость.

Галина Малышева, исполняющая роль бабушки Ануш, в очередной раз создала по-настоящему народный характер. Филигранным исполнением, каждым жестом, каждой фразой она запоминается зрителю и не раз срывает аплодисменты. Столько смекалки, задора, обаяния, ума, наблюдательности в ее героине! Настолько правдивой, жизненной, сочной получается роль, что бабушка Ануш, в общем-то, второстепенный персонаж, выходит на первый план.

Запоминаются и работы актеров Александра Кирикова (купец Микич Котрянц) и Андрея Матюшина (Акоп, его приказчик). Оба необыкновенно органичны, в их игре нет и намека на плакатность. И хотя в жизни их герои ставят перед собой разные цели: купец мечтает о гербе и княжеском титуле, а приказчик – сохранить свободу, в чем-то они похожи. Временами очень серьезные, временами дурашливые, доверчивые, а местами даже наивные и смешные, их персонажи получились объемными, не шаржированными и бесконечно симпатичными.

Первую свою большую роль в этом спектакле сыграл молодой актер Павел Каныгин (Коте Пантиашвили). Страстный и темпераментный, нежный и ранимый, молодой князь в исполнении Павла в то же время получился мужественным, ценящим княжескую честь и доблесть, но и не лишенным чувства юмора. На сцене мы видим как бы «новое поколение» князей: они ничем не хуже родителей, но все-таки отличаются от них. Так исподволь раскрывает режиссер и тему конфликта поколений. Коте, хоть и князь, в отличие от дяди не считает зазорным работать, и когда он признается, что сам сделает Сону (Елена Шевелева, Светлана Лаптева) счастливой, зритель понимает: это не просто слова, это – его личный жизненный план.

В спектакле многие актеры выступают в не привычных для себя и зрителей амплуа. Так, Галина Марина, играющая роль сестры князя Пантиашвили, работает в совершенно новой манере. С причитаниями и упреками каждый раз обрушивается ее героиня на своего непутевого брата. Но за этой бурей эмоций скрывается чувствительный характер и нерастраченная любовь.

Яркий, сочный, очень смешной и органичный образ удалось создать и Владимиру Шишлянникову (Тимоте, слуга князя Пантиашвили). Это первая за много лет в такой степени удачная роль актера. И он не раз срывал аплодисменты, несмотря на то, что его персонаж в пьесе второстепенный.

Всем известная музыка Гии Канчели в Кировском драмтеатре звучит в новой, свежо, современно и легко звучащей аранжировке, которую сделал, исходя из особенностей голоса и возможностей каждого поющего актера, Александр Афанасьев, заведующий музчастью театра. Актеры поют вживую, без фонограммы. Это, с одной стороны, накладывает особые требования, а с другой – создает ощущение происходящего «здесь и сейчас».

Автор оформления спектакля Маргарита Аюпова. Черная одежда сцены создает эффект глубины, вызывая ощущение дополнительного объема, подобно технологии 3D, используемой в кино. Кавказские горы из шифона одновременно символизируют и фату, присутствующую в спектакле как один из главных атрибутов любой свадьбы.

Режиссер и художник отказываются от эффекта «четвертой стены», разрушение которой наряду с постоянными репликами и обращениями актеров к залу вовлекает зрителей в действо. А присутствие в «Хануме» элементов площадного, народного театра, например, в сценах базара, бани, знакомства Князя Пантиашвили с мнимой Гулико Махнадзе, придает спектаклю дополнительную динамику, живость и колорит.

Несомненной удачей можно назвать и работу балетмейстера Светланы Кулдышевой, с которой у Кировского драматического театра давно сложился крепкий творческий союз. Танцевальные номера и танцы во время исполнения песен не просто сделаны на профессиональном уровне. Они задают особый темп и настроение спектакля, органично входя в его ткань, подобно тому, как танец на Кавказе сопровождает любые церемонии и традиционные праздники.

В спектакле, безусловно, важен и «национальный вопрос». Ставить сегодня Цагарели, ставить его на периферии – важно втройне. Это не просто уникальный материал, где каждая строчка, каждый герой, каждая сцена заставляют смеяться от души. Не просто пьеса на все времена и настоящий подарок для труппы и зрителя. Это и маленький, но очень важный шаг в сторону от ненависти. Шаг к терпимости, пониманию и, быть может, к любви.

Спектакль в целом получился яркий, праздничный, темпераментный, театральный. Сочные национальные характеры, блистательные диалоги, настоящий кавказский колорит и юмор – «Ханума», безусловно, станет одним из самых популярных спектаклей Кировского драматического театра. Выбор материала, режиссерское мастерство, удачные актерские работы – все это убеждает: не только популярные западные комедии с сомнительным юмором могут собирать полные залы.

Фото Алексея Лихачева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.