Умер Михаил Шатров (Москва)

Выпуск № 10-130/2010, Скорбная весть

Умер Михаил Шатров (Москва)  

Михаила Филипповича Шатрова нельзя назвать конформистом, «заказным» писателем. Жизнь его не баловала: расстрел отца, арест матери, эвакуация, голод. И уже тогда он редактировал рукописный комсомольский журнал «Наше слово», ставил на школьной сцене «Двух капитанов». Но даже выбор высшего учебного заведения был связан с тем, что там выдавалось обмундирование и можно было подработать. Ему долго не давали вступить в партию - первые пьесы партийные цензоры посчитали ревизионистскими. А автор, потрясенный разоблачением культа личности, через эти пьесы пытался добиться восстановления ленинских норм партийной и общественной жизни.

Свои произведения М.Ф.Шатров создавал, опираясь скорее на исторические факты, чем на идеологические установки. Революционные фигуры у него были не лубочными, а живыми людьми, вписанными в реальную историческую ситуацию. «Штрихи к портрету Ленина», в которых реальные исторические лица действовали в соответствии со своими политическими воззрениями и жизненными позициями и служили фоном для острого политического конфликта и непримиримой борьбы, эти четыре новеллы стоили М.Ф.Шатрову творческой свободы: драматургу запретили писать на историко-революционную тематику. Лишь личное вмешательство министра культуры Е.Фурцевой допустило к зрителю постановку «Большевиков». А ведь главным стремлением автора было показать верность идеям революции, честность и искренность участвовавших в ней людей и постепенное забвение их имен, отход от ленинских принципов.

Шатров был не только драматургом революции, на его счету несколько комедий, пьес о проблемах юношества, о первых стройотрядах, участие в сценарной работе над «Тегераном-43». Он не отворачивался от проблем современной действительности. Тот же «Тегеран-43» не только авантюрный детектив о предотвращении террористического акта против глав союзных держав в 1943 г., но и предупреждение о том, что фашизм рядом и еще способен принести зло. Одна из его пьес «Может быть», написанная в США и поставленная в Королевском театре Манчестера, выдержала 60 представлений, отобразила американскую действительность времен маккартизма со всеми ее страхами и «охотой на ведьм», уродовавшими психику людей, превращавшими их в предателей и мерзавцев.

Величие мастерски показанных переломных исторических событий сродни крупному масштабу самого драматурга.

Мы скорбим о его кончине.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.