Не гони лошадей / II Международный фестиваль театров кукол "Рабочая лошадка"

Выпуск № 10-130/2010, Фестивали

Не гони лошадей / II Международный фестиваль театров кукол "Рабочая лошадка"  
Спектакли, продолжительностью не более сорока минут должны приносить хорошие сборы на стационаре и легко собираться на выезд – таковы условия участия в Международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка», который прошел в городе Набережные Челны в мае во второй раз. Так Набережночелнинский театр кукол затеял интересное дело – фестиваль «нефестивальных» спектаклей.
Оказалось, что подобный форум вызывает такие же страстные и серьезные дискуссии, как и крупные фестивали лучших новаторских произведений. Ежедневные обсуждения и финальное распределение премий и наград вызвало немало вопросов, слез и сомнений. Простые условия участия в фестивале каждый гость трактовал по-своему. Кто-то привез самый старый спектакль в репертуаре, кто-то развлекательную игру с детским залом при минимуме декораций. В каждом втором спектакле показывали фокусы, почти каждый начинался с развеселого пролога, без которого можно было бы обойтись.
Некоторые участники предполагали, что жюри отнесется к ним снисходительно и с пониманием. Мол, не для критиков работаем, а для полных залов. Вероятно, они позволяют себе делить спектакли на настоящее искусство и на халтуру для детского сада, не считая детей за настоящих требовательных зрителей.
Фестиваль 2010 года продемонстрировал ошибочность их суждений. После просмотра 14 спектаклей стало ясно, что «рабочей лошадкой» может стать не только старая кляча, но и племенной конь. Среди многочисленных «Бук» (предполагал ли Михаил Супонин, что пишет знаковую пьесу своего времени?) нашлось четыре постановки, которые не потерялись бы и на фестивале с серьезным отбором. Они и стали красноречивым доказательством, что кассовый спектакль и хороший спектакль – понятия совместимые.
Омский театр куклы, актера и маски «Арлекин» и Оренбургский театр кукол «Пьеро» всегда работают интересно. «Тигренок в чайнике» первых продемонстрировал отличную работу с куклой артистки Елены Артамоновой. «Волк, коза и…» вторых порадовал вкусом и мастерством художницы Марины Яриловой. Изначально честные художественные цели омичей и оренбуржцев принесли результаты и в виде зрительской любви.
Недавно возглавивший Волгоградский театр кукол Михаил Логинов обратился к неожиданному материалу – басням Крылова, его спектакль так и называется «Басни дедушки Крылова». Логинову по душе авторский театр, он сам написал текст, соединяющий отдельные сцены и сам из-за болезни актера на фестивальном показе сыграл роль дирижера, ведь 4 басни рассказывает квартет музыкантов-клоунов. В течение спектакля дирижер не только руководит событиями, но и поясняет маленьким зрителям значение специальных театральных терминов вроде пантомимы. А это немаловажно для спектакля, все части которого решены с помощью разных приемов: нашлось место в «Баснях» и для тростевых кукол, и для масок, и для приглашения на сцену двух маленьких зрителей – «Волк и ягненок» в их исполнении парадоксален и умилителен. У Логинова отменное чувство юмора. Отстаивая правду Стрекозы (она же искусством занимается!), он не забывает представить Муравья крепким мужчиной в оранжевой рабочей униформе с усиками на каске.
Открытием фестиваля стал спектакль из Кстово. Сергей Балыков восемь лет назад поставил «Ваню Датского» Бориса Шергина и только сейчас стал знакомить с ним коллег-кукольников. Фестивали – вещь коварная: в марте холодно принятый на ивановском «Муравейнике», в мае спектакль стал обладателем главных призов на «Рабочей лошадке». Три женщины сидят на лавочке весь спектакль, не вставая с места, не торопясь. Рассказывая историю Шергина, они пользуются подручными предметами. Утюг превращается в корабль, капустные листы в деньги, колесо прялки станет символом кругосветного путешествия. Даже герои повествования созданы из клубков и спиц. Плотность сценического текста удивляет своей насыщенностью и оригинальностью. Намеренная неспешность интонации нарушается лишь в конце эмоциональным взрывом. В финальной сцене все потомство Вани Датского оказывается скрыто в решете – юбке его матери. Именно она оказывается прародительницей рода, а не сам Иван или его иноземная супруга. Внуков много, и все они – вместе с бабушкой.
Кому-то показалось, что спектакль-лауреат – не в формате «Рабочей лошадки». Но Кстовский театр играет спектакль в школах, где он чрезвычайно популярен. Значит, кто-то может воспитать своего зрителя, а кто-то собирает кассу, потакая низким вкусам. Даже в прессе существует мнение, что одни режиссеры ставят спектакли для «Золотой Маски», на которые не ходят зрители и которые покидают афиши спустя год после премьеры, а есть режиссеры, заботящиеся о зрителях. Это мнение способна опровергнуть простая статистика – почти все спектакли - лауреаты национальной театральной премии до сих пор популярны в родных городах.
Спектакли продолжительностью не более сорока минут должны приносить хорошие сборы на стационаре и легко собираться на выезд – это не повод для надоедливого «чеса», это весомый аргумент для проведения рабочего фестиваля. Набержночелнинский театр кукол затеял дело, прежде всего, полезное.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.