Юбилей Юрия Архипова (Москва)
Выпуск № 10-130/2010, Юбилей
Фигура директора театра остается для музыкального театра сакраментальной со времен Вольфганга Амадея Моцарта, создавшего одноактный зингшпиль «Директор театра». В серьезности отношения композитора к своему герою сомневаться не приходится, поскольку совершенно очевидно, что комические обстоятельства оперы лишь оттеняют его значительность.
Директор театра – фигура публичная только отчасти, что вызывает к ней повышенный интерес. Как-никак, именно здесь, в кабинете директора, воодушевляющие договоренности принимают вполне материальный образ контракта, начиная воплощаться в жизнь. Именно этот человек умело создает из металла, бумаг, нервов и многих других подручных средств невидимый фундамент для любых художественных проектов.
Каждый из директоров справляется с этой художественной задачей по-своему – кто остается директором, кто совмещает в себе директора и художественного руководителя, кто превращается в интенданта.
Фигура директора Московского музыкального театра «На Басманной» Юрия Архипова примечательна во всех смыслах, вызывая невольные ассоциации с былинным образом богатыря. Не случайно в театральном репертуаре директор отдает предпочтение именно сказкам – он любит их естественно и искренне, сообразно своей природе, а главное – умеет воплощать в жизнь.
Однажды решив показать свою молодую труппу Петербургу, он трижды провел гастроли в Северной столице при полных аншлагах. Захотел в 1999 году покорить Прибалтику – и театр «На Басманной» до сих пор получает заманчивые приглашения из Риги, Вильнюса, Таллина. Поверил в хорошее предзнаменование - и два весенних вечера подряд переполненный театр Гешер в Тель-Авиве аплодировал московской «Фиалке Монмартра».
Это лишь некоторые из подвигов директора, к которым по справедливости стоит причислить выпуск любого спектакля. Особенно, если учитывать тот факт, что создаются они театром, который не имеет собственного репетиционного зала, а выступает на самых разных площадках.
«Крошечка Хаврошечка и волшебная корова», «Спящая красавица», «Сказка о царе Салтане», «Волшебная лампа Аладдина» - все это сказки о подвигах, которые каждый раз смотрит из зала директор - не пропуская ни единого спектакля и словно набираясь сил от своего детища. На протяжении четверти века неизменным источником вдохновения, импульсом к действию и бесценной поддержкой остается для Юрия Архипова сотворчество с автором спектаклей, режиссером-постановщиком и художественным руководителем театра заслуженной артисткой Жанной Тертерян. Без нее создание театра и руководство им могло и не состояться.
В прошлом спортсмен, Юрий Архипов не лишен азарта. Но двадцать лет, почти полжизни, руководства труппой принесли ему опыт понимания и овладения еще одной силой – силой улыбки, поощрения, силой вовремя сказанного ободряющего слова. Этими качествами Ю.А.Архипов овладел сполна. Кроме того, коллеги и артисты знают – Архипов слово держит, чего бы это ему ни стоило.
Вот и сейчас, ощутив юбилей прекрасным поводом для праздника, директор устраивает на сцене Оперного дома в Царицыно концерт благотворительный – во славу музыки и театра, в благодарность артистам и зрителям. И место для торжества выбрано не случайное - старинный, точно сказочный, Екатерининский дворец со стрельчатыми окнами, охраняемый с фасадов белокаменными ажурными орлами о двух головах.
Только такой и может быть сказка, тем более, если она театральная, тем более, когда ее создает директор театра.
Отправить комментарий