Главное, чтобы костюмчик сидел... /Валентина Машкова (Волгоград)

Выпуск №2-112/2008, Лица

Главное, чтобы костюмчик сидел... /Валентина Машкова (Волгоград)

В любом хорошем коллективе, творческом особенно, обязательно есть незаменимые люди, те, что являются его достоянием, «брендом», как бы сейчас сказали. Вот такой человек в Волгоградском ТЮЗе — Валентина Яковлевна МАШКОВА, художник-модельер, заведующая пошивочным цехом. Ей исполнилось 70 лет (чего она не скрывает), но этот возраст даже внешне ей не соответствует, не говоря уже о внутреннем самоощущении и невероятной работоспособности. Она из породы «ужаленных театром» людей, что срастаются с ним на всю жизнь.

«В 1956 году я случайно оказалась в Сталинградском драмтеатре им. М.Горького (а может, судьба привела, за что я ей благодарна). Отец погиб на фронте, жили с мамой так бедно, что зимой надеть было нечего. Из-за этого и школу не закончила, хотя училась очень хорошо. Надо было деньги зарабатывать. Кем меня могли взять в театр? Только уборщицей, конечно...». Режиссеры и актеры театра драмы не могли не обратить внимания на красивую, жизнерадостную, шуструю девочку, каждый вечер завороженно глядящую из-за кулис на сцену. И ей дали возможность выйти на эту сцену, сыграть небольшую роль в спектакле «В поисках радости», потом и в других.

«Когда при драме открылась студия под руководством народного артиста РФ Н.А.Покровского, я собралась поступать. Но аттестата-то школьного не было. А пока доучивалась, перевели в костюмерный цех, стали поручать шить — это я любила с детства, так и осталась там. А раз осталась, значит, в том и было мое призвание».

Спорить тут не о чем, и все же нельзя не отдать должное необыкновенному природному артистизму нашей Валентины Яковлевны. Видели бы вы, как она умеет веселиться и «представлять» на всякого рода театральных вечеринках, как умеет костюмчик себе подобрать, иногда и весьма смелый. По любви к игре и преображениям — фору даст самым молодым и самым маститым артистам. Эта особенность ее натуры наверняка добавляет «изюма» к чисто профессиональным умениям. Потому что она очень хорошо чувствует, знает, как сценический костюм может помочь артисту в создании образа того или иного персонажа.

«Свою профессию я 15 лет осваивала в драмтеатре ( в те годы одном из лучших в стране по актерскому и техническому составу) с помощью добрых, внимательных и влюбленных в свое дело людей. Навсегда благодарна Т. И. Рахматулиной, научившей меня крою и находившей любые поводы, чтобы похвалить, поддержать; М. Э. Леон, прекрасному специалисту по историческому костюму. После войны нашему театру, сильно пострадавшему от бомбежек, помогли многие театры страны, прислав в дар коллекции костюмов разных эпох. Мы их распарывали, изучали и делали выкройки для создания будущих костюмов к спектаклям по классике».

С тех пор зародилось у Валентины Яковлевны особое пристрастие к сложному классическому костюму, изготовление которого требует больших знаний, немалого творческого напряжения и фантазии.

В костюмерной ТЮЗа уже накопилось огромное количество настоящих швейных произведений искусства, выполненных и бережно хранимых Машковой. Среди них есть, например, костюмы к давнишнему спектаклю «Два веронца», сшитые, казалось, из натуральной кожи. А это была обыкновенная байка, покрытая какой-то мудреной жидкостью.

Художник ТЮЗа Людмила Терехова вспоминает: «Когда мы ставили „Нарнию“ во Дворце спорта, я, художник спектакля, долго не могла сообразить, как создать в костюме Бобра (одного из главных персонажей) видимость мокрого меха. Машкова ночь не спала и придумала нашить на коричневую фланель полоски целлофановой пленки». Подобные эксперименты Валентина Яковлевна проделывает довольно часто, чтобы добиться нужного театрального эффекта.

«Она человек творческий, неравнодушный, требовательный, профессионал высочайшего класса, — продолжает Людмила, — ей недостаточно просто предъявить картинку, эскиз. От художника Машкова не отстанет, пока не выяснит все детали, все мелочи. Могу сказать, что создание любого костюма в работе с Валентиной Яковлевной — наше общее создание, потому что постоянно происходит обмен идеями. Кроме того, с ней всегда есть уверенность, что все будет исполнено безупречно, она не допустит халтуры. И на репетициях будет сидеть, смотреть, как выглядят костюмы из зрительного зала. Она на самом деле специалист и человек уникальный (мне есть, с чем сравнить по работе в других городах и театрах). Должна сказать, что не так просто художнику добиться ее уважения, доверия. Помню, когда впервые ей понравились мои эскизы костюмов к спектаклю „Здравствуй, принцесса!“, я испытала настоящее счастье. Я учусь у нее, да просто ее люблю».

В пошивочном цехе, которым руководит В. Я. Машкова, сегодня не так много людей, как быть должно: работа трудная и малооплачиваемая, на любителя. Среди тех, кто задержался, Екатерина Игнатова, в отсутствие своей начальницы добавившая о ней существенное: «Валентине Яковлевне 70, мне 36, но возрастной преграды я не ощущаю. С ней весело и легко, хотя мы часто спорим по делу. Она не авторитарный человек, не давит своим положением, умеет выслушать, вникнуть и всегда готова помочь. Она учит своей увлеченностью профессией, тем, что не боится сложной работы, всегда добивается максимальной красоты костюма. Постоянная ее присказка: «Шейте так, чтобы артисты вышли на сцену — и зрители ахнули!»

В. Я. Машкова уже 37 лет в ТЮЗе. Говорит, что долго привыкала, были всякие непонимания, проблемы. Зато теперь не может представить себя вне этого дома. У нее здесь особое положение, ей позволено говорить то, что она думает, — не всегда приятное тем, кто слушает. Но она заслужила это право, потому что, как никто, умеет радоваться удачам коллег и своим личным трудом всегда приносит успех театру.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.