Наша общая память
Выпуск № 10-130/2010, Вспоминая
- Хорошая традиция сложилась у Волгоградского отделения СТД – отмечать значительные даты известных театральных деятелей, вспоминать их добрыми словами. В эти дни исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Александровича Илюшина, прекрасного актера, режиссера, театроведа, театрального критика, педагога, писателя, участника Великой Отечественной войны.
- Он прожил долгую, прекрасную, но очень сложную жизнь. Мы встретились с его супругой, заслуженной артисткой России Таисией Федоровной Коноваловой, которая рассказала очень много интересного.
- Родился Илюшин в Донецке в многодетной семье. И уже в 11 лет пошел работать на шахту. В 20-х годах в Донецк приезжало много знаменитых гастролеров. Он видел Орленова, Юрьева, Долматова и многих других «титанов». Эти талантливые люди зародили в нем любовь к театру. Он стал участвовать в художественной самодеятельности шахтерского клуба. Руководство заметило в нем актерскую искру и направило в Москву на театральный рабфак. Приехав в столицу, Алексей был околдован и городом, и своими педагогами. Директором рабфака была красавица А.Н.Фурманова, жена известного писателя Д.Фурманова. Мастерство актера преподавали великие вахтанговцы: Щукин, Мансурова, Захава. Сценическую речь вела знаменитая Сарычева. Западноевропейскую литературу читал сам Луначарский. Учился Илюшин с огромным удовольствием, был замечен и избран председателем профкома факультета. После окончания рабфака Илюшин поступает в ЦТЕТИС ( впоследствии ГИТИС). Этот период особенно замечателен для него тем, что он бывает на репетициях самих Станиславского и Немировича-Данченко. Студентов приглашают для участия в массовых сценах спектаклей. Это была великая актерская школа! Он участвовал в спектакле МХАТа «Враги» Горького и в спектакле музыкальной студии Станиславского «Борис Годунов». Юношеская память Алексея сохранила Станиславского седовласым, высоким, очень красивым, необыкновенно темпераментным и очень ласковым со студентами.
- По окончании учебы великий Леонидов решил из выпускников организовать новый театр в Гомеле. Один год репетиций в Москве, подготовка репертуара ? и Белоруссия получила новый театральный коллектив. Алексей Илюшин успешно играл роли Карандышева в «Бесприданнице», Жадова в «Доходном месте», очень любил роль Треплева в «Чайке». Этот театр так и остался для него самым родным.
- Начало войны застало театр на гастролях в Бобруйске. От Леонидова из Москвы пришла депеша о брони театру и о срочной эвакуации на Урал. Но на общем собрании коллектива было решено отказаться от брони и всем мужчинам добровольцами идти на фронт. Более половины не вернулось.
- Судьба Илюшина оказалась тоже весьма драматичной. В окружении под Киевом он был контужен, попал в плен, бежал. Ночью с трудом дополз до ближайшей деревушки, где его выходили и помогли перебраться к партизанам. Полтора года находился в партизанском отряде имени Ворошилова под командованием легендарного генерал-майора Дибровы в Знаменском лесу. В 1943 году этот отряд помог наступающим частям Красной Армии взять узловую станцию Знаменку, затем Кировоград и вошел в состав Второго Украинского фронта под командованием маршала Малиновского. Илюшин вошел в полк
- связи, но при кишиневском наступлении был ранен. Вернувшись в строй, с боями дошел до Праги, где и встретил День Победы.
- Вернувшись в Гомель, он продолжает играть в героико-патриотическом репертуаре. Константин Симонов становится его любимым драматургом и поэтом. Он через всю жизнь пронесет его стихотворение о войне «Ты помнишь, Алеша ...», читал его на концертах. Война оставалась в нем до последних дней. И сны ему снились только военные.
- В 1955 году артиста приглашают в Сталинградский драматический театр им. М.Горького. Ему давно хотелось в Россию, на Волгу. Да и предложение исходило от самого Покровского, народного артиста СССР. Сталинградский театр того периода имел великолепную труппу. Одних народных артистов было шесть: Мязина, Синицын, Машков, Бурэ, Акимов, Филиппова. Роли, сыгранные Алексеем Александровичем в это время, это Буденный в «Олеко Дундиче», Голован в «Беге», Герберт Уэллс в «Кремлевских курантах», Нил Андреевич в «Обрыве», Кулыгин в «Трех сестрах». В его Кулыгине была огромная душа. Тонкая духовная жизнь этого человека была очень близка и понятна зрителю.
- Параллельно с театром Алексей Александрович занимался педагогикой. Вел актерское
мастерство в культпросветучилище, преподавал в пединституте и сельхозинституте
на факультете общественных профессий. Поставил там спектакли «Юность отцов»,
«Ее друзья», «Мораль пани Дульской» и другие. В 1953 г. Покровский организовал
студию при театре и пригласил Алексея Александровича быть завучем курса.
Илюшин много делал для студентов и сохранил с ними дружеские отношения на
всю жизнь. Выйдя на пенсию, он не оценил праздной жизни и упорно искал новое дело.
Поставил в ТЮЗе несколько спектаклей с молодыми актерами. Так появились
«Фантазии Фарятьева» Соколовой и «Стеклянный зверинец» Уильямса. Обе постановки имели большой успех. - Алексей Александрович написал ряд рассказов и стихотворений и с успехом читал их на эстраде. Тяга к журналистике, к писательству появилась у него давно. Еще в партизанском отряде он написал рассказ «Борец» и потом читал его всю жизнь со сцены. Он написал около ста творческих портретов и рецензий на спектакли местных и гастролирующих театров. Поощряемый товарищами, отважился написать книгу об «эпохе Покровского», золотом периоде драмтеатра им. Горького и театра музкомедии. Так появилась историко-биографическая повесть «Актеры, роли, спектакли». Книга имела огромный успех. Автор с большой любовью и теплотой пишет о своих товарищах, о театре в целом. Стремление познакомить молодое поколение с живыми творческими традициями русского театра проходит через всю книгу. А через четыре года была подготовлена к издана еще одна книга – о друге автора, народном артисте РСФСР К.Синицине – «Наша общая память».
- Алексей Александрович Илюшин силой своих человеческих качеств, высоких и благородных убеждений оставил большой след в искусстве, заняв почетное место в мире театра.
Отправить комментарий