История одной любви

Выпуск №2-112/2008, Лица

История одной любви

Заслуженная артистка России Ирина ЯНКО, актриса Ульяновского областного театра драмы им. И.А.Гончарова, отпраздновала юбилей. Свой бенефис она назвала «История одной любви».

Начало дороги

Молодая семья вчерашних студентов Воронежского театрального института — Ирина Янко и Сергей Кондратенко — прибыли в Ульяновский театр сразу после выпускного бала.

Летом 1980-го наш коллектив с успехом гастролировал в городе Волгограде. Стояла несусветная жара, и днем, до просмотра вечерних спектаклей, Сергей и Ирина бегали на волжский пляж, купались, загорали...

От красивой и счастливой пары нельзя было оторвать глаз. У нее — роскошные волосы и озорные ямочки на щеках, а он статью напоминал Михаила Янко, старшего брата Ирины. Михаил учился в ГИТИСе на одном курсе с Борисом Александровым и вместе с ним был приглашен в труппу нашего театра. Красавец и интеллектуал, он играл все роли молодых героев и был страшно популярен. Но к тому времени, когда младшая сестренка собралась покорять ульяновский театральный Олимп, он уже покинул наш город и переехал в Липецкий драматический театр. Там Михаил Леонидович дослужился до звания народного артиста, получил Государственную премию России за работу над чеховскими спектаклями.

— Старший брат напутствовал: «Поезжайте в Ульяновск, там крепкая школа, хороший режиссер и коллектив. Поработаете, определитесь, — рассказывает Ирина Янко. — Бережно храню блокнот с записями, который Миша подарил мне, когда я поступала в институт.

Наша героиня и думать не могла, что ее беспечная жизнь с волжскими купаниями закончится через три дня. Именно столько отвели на репетиции ввода на роль Луизы в спектакль «Коварство и любовь».

— Главный режиссер Юрий Галин пригласил меня и строго спросил: «Сможешь?», — вспоминает Ирина Леонидовна. — Я плохо помнила, кто такая Луиза. Подумала: «Наверное, служанка». И уверенно ответила: «Конечно!». А когда мне принесли увесистую роль, чуть не потеряла сознание. Но отступать было поздно. Через три дня я вышла и сыграла. Это была хорошая школа: я дебютировала в замечательном спектакле, где работали настоящие мастера — Дуров, Александров, Шадько, Юченков, Радина, Миликов, Редюк. Мне оставалось лишь соответствовать. Как я сыграла, не знаю. Знаю лишь, что получила огромное удовольствие от игры. С этого и началась моя гладкая дорога в театре.

Рог изобилия

В театре талантливых ребят полюбили сразу. Они работали жадно, с интересом, у них не было времени заниматься чем-то еще, кроме театра: приходили в 11 утра и уходили в 11 вечера.

— Роли сыпались, как из рога изобилия, — продолжает свою историю Янко. — Из одного спектакля в другой. Как-то я попыталась сосчитать, сколько ролей мне посчастливилось сыграть. На 150 остановилась. И добрая половина из них — главные. Только за два первых сезона: «Девочка и апрель», «Р.В.С.», «Пеппи Длинный чулок», «История одной любви» — пять главных ролей. Ой-ой-ой!.. Мы работали радостно, и зритель нам отвечал любовью. Помню, на творческой встрече после спектакля «Р.В.С.» юные зрители живо интересовались: «А где актер, который играл Димку?». Мои длинные волосы наш мастер-гример под парик час укладывал. Вот они меня и не узнали, расстроились. Роль мальчика Димки я и беременная играла, на шестом месяце. Миша Миликов в нашей сцене подтрунивал: «Гляди-ка, как Димка-то опух от голода...».

Режиссеры Янко обожали: с ней работать одно удовольствие. Кроме того, она вполне могла бы претендовать на звание «мастер срочного ввода». После «проверки» в «Коварстве» Ирина стала, пожалуй, единственной актрисой, которая без проблем могла быстро выучить любое количество текста и практически без репетиций качественно сыграть любую роль. А однажды Янко удосужилась ввестись на главную роль в спектакль Вильнюсского театра. Гастролеров из Литвы подвела киношная дива Татьяна Лютаева, которая из-за очередных съемок не смогла приехать в Ульяновск. Ирине пришлось вводиться в спектакль за два часа до начала.

— Риск был велик: либо провал, либо триумф моей памяти! Я должна была выучить и сыграть (!) 17 эпизодов. Все случилось неплохо, и меня после спектакля приглашали работать в Вильнюс. А вот теперь я ни названия пьесы, ни имени моей героини, убей, не вспомню!

«Режиссер — себе не враг, — говорят в театре. — Он в спектаклях занимает только одаренных актеров». С приходом в коллектив нового художественного руководителя Юрия Копылова Янко стала играть еще больше. И какой репертуар! Ни одна самая ведущая прима столичного театра не может похвастать таким разнообразием классических ролей: Королева в «Ричарде II», Алкмена в «Амфитрионе», Донна Анна в «Доне Хуане», Фрау Адулуц в «Шлюке и Яу», Ирина в «Монархах», Изабелла в «Мере за меру», Мирандолина в «Хозяйке гостиницы». И, наконец, сразу три роли в «Двенадцатой ночи»!..

— Я любила этот спектакль: он требовал особой фантазии. Три образа, три разных характера: Себастьян, Виола и Цезарио, приходилось менять даже голос. Спектакль был построен так, что все актеры сидели на сцене, я с удовольствием наблюдала за виртуозной игрой партнеров. Особенно нравился Валерий Шейман (Мальволио), смотрела и получала удовольствие от его увлеченной игры.

«Двенадцатая ночь» нравилась не только исполнителям, спектакль с восторгом принимала и публика. Через пять лет Ирина Леонидовна сама предложила режиссеру заменить ее в спектакле-долгожителе и ввела на свои роли юную Катю Скворцову.

— Слава Богу, в нашем театре 40-летние актрисы не играют пятнадцатилетних героинь. Хотя другие труппы этим часто грешат. У нас во все времена было много талантливой молодежи. Наш театр уникален не только в этом, — признается Ирина Янко. — Мы вместе празднуем радостные события и вместе переживаем горе. Театр — это семья, где тебя всегда смогут выслушать и понять, подставить плечо, если надо. Без помощи друзей сразу после рождения дочери я не смогла бы ни репетировать, ни играть.

«О!...Ноги-волосы!»

Спектакль «Игры с привидением» Славомира Мрожека в постановке Вадима Климовского Ирина называет «звездным». Не только потому, что ее партнерами были Шейман, Александров и Кустарников. Спектакль три раза приглашали в Польшу. На фестивале, посвященном творчеству Мрожека, который проходил в Краковском Старом театре, ульяновских актеров чествовал сам автор. Мрожек на показе заливисто хохотал, а после благодарил, жал руки. Ульяновский спектакль стал настоящим хитом фестиваля: он так понравился публике, что пришлось играть его три раза. Когда наши актеры появлялись на улицах Кракова, зрители громко выкрикивали их фамилии. Правда, про Янко чаще приходилось слышать: «О!...Ноги-волосы!». В честь ульяновских актеров давали прием директор фестивального форума Ежи Опальский и жена японского филолога — гостя фестиваля с коротким именем Ё. 

Переход на возрастные роли стал для актрисы Ирины Янко настоящим триумфом. За роль Вари Волковой в «Конкурсе» она получила очередную порцию комплиментов от коллег и зрителей.

Кстати, Янко является одной из самых признанных актрис нашего театра. На последнем фестивале «Лицедей» ей был вручен специальный приз Попечительского совета театра «Признание». Теперь у нее «на полке» — пять «Лицедеев». Есть даже приз «За лучшую роль в театральном „капустнике“. Эту награду наша героиня разделила с двумя народными артистками — Кларой Шадько и Зоей Самсоновой. „Крупногабаритная“ троица так лихо отплясывала „Яблочко“, что оставила далеко позади своих молодых конкурентов, и еще много лет „бисировала“ на всех театральных тусовках.

Накануне бенефиса

— У меня нет никакого хобби. В свободное время люблю читать, образовываться. На гастролях первым делом бегу в город — открывать для себя новые музеи, улицы, людей... Но больше всего на свете я люблю играть! Игра доставляет мне огромное удовольствие, особый кураж. Если актер не испытывает подобного чувства, ему следует заняться другой профессией. У меня нет нелюбимых ролей. Зато есть спектакли, в которых я не чувствую под собой сцены. Даже не знаю, что со мной происходит, будто летаю. Как моя Свинья в „Очень простой истории“...

Кстати, именно эту роль актриса выбрала для своего бенефиса.

— У меня есть приятель, известный в городе адвокат Федор Горобцов. Посмотрев „Очень простую историю“, он сказал: „Ирушка, я свинину больше есть не буду!“. И не ест. Сколько раз после показа мы слышали слова благодарности и видели слезы на глазах самых разных зрителей: мужчин и женщин, ярых критиков и преданных поклонников театра. Все, кто не видел этот спектакль, непременно должны его посмотреть», — считает Ирина Леонидовна. В программу юбилейного вечера вошли также актерские поздравления в «капустном» стиле и другие неожиданные сюрпризы от коллег и самой бенефициантки.

И еще. Сейчас актриса репетирует в новом спектакле по роману И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Интересно, что ровно двадцать лет назад, в первом варианте этой постановки она играла Наденьку, а теперь выйдет на сцену в роли ее матушки Марии Андреевны. И это будет новая история любви Ирины Янко.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.