Оренбург

Выпуск № 1-131/2010, В России

Оренбург

Деньги!!! Не будем ханжами - что может быть актуальнее и важнее для большинства современников? Страна, сделав исторический вираж в сто лет, снова вернулась на круги своя. Наше прошлое стало настоящим. Россия после отмены крепостного права так похожа на нынешнюю послереформенную Россию! Нужно срочно восполнять упущенное: наживать, осознавать и двигаться дальше. Что ж, не впервые нам предстоит «догонять» цивилизованный мир.

Театр, который всегда чутко реагировал на запросы времени, откликнулся на злобу дня премьерами. Например, в «Сатириконе», где Константин Райкин поставил пьесу А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», дав ей новое емкое название - «Деньги». В столичном спектакле сюжет из позапрошлого века переносится на окраины мегаполиса. Современную трактовку получила и премьера «Бешеных денег» в Оренбургском государственном областном драматическом театре им. М.Горького. Классика всегда была способом истолкования современности. Художественный руководитель театра Рифкат Исрафилов для постановки пьесы А.Островского пригласил режиссера из Абхазии Валерия Кове.

Пьеса, которой 140 лет, имеет богатую сценическую историю. Только до 1917 года она выдержала 1670 представлений на сценах разных театров. Как надо играть Островского сейчас, в какой манере, в какой тональности? Режиссер, который известен тем, что не прячется за дорогие конструкции и спецэффекты, предложил свою концепцию - «стиль работы на голой площадке». Валерий Михайлович объясняет его так: «Наш актер изолирован от сценических удобств. Мы ставим целью при максимальном аскетизме наполнять пространство художественным смыслом во всех аспектах». Этим он полностью оправдал имидж минималиста, и в результате спектакль оренбургского театра имеет один акт вместо двух и малочисленные декорации. «Из бюджета не выйду» - это слова не только главного героя. Время - деньги, это знают все. Нечего попусту тратить ни то, ни другое. Играть сейчас Островского в купеческом стиле, имитируя при этом быт златоглавой Москвы, невозможно - ХХI век на дворе, где экономика экономна, города компактны, а семьи неполны.

При всех сокращениях текста, сюжетная линия пьесы сохранена. В Москву по делам приезжает коммерсант Савва Васильков, и умудряется жениться по любви на «лучшей невесте» Лидии Чебоксаровой. В ристалищах семейной жизни избалованная красотка превращается в послушную и кроткую жену, а наивный провинциал в дельца, сделавшего хорошую карьеру и хорошие деньги. Вот такое «укрощение строптивой» по-русски. Кстати, Островский в свое время переводил «Усмирение своенравной» Шекспира. Комедия не может плохо заканчиваться. Хеппи-энд в виде семейного счастья ей гарантирован. Но все-таки главная идея в другом. Она четко прописана в названии спектакля. Деньги, деньги и еще раз деньги - вот эпицентр сценических событий. Они становятся движущей драматической пружиной, разные у каждого героя: у Кучумова (Андрей Лещенко, Юрий Труба) - эфемерные, вымышленные, у Телятева (Сергей Шахмуть, Дмитрий Гладков) и Глумова (Антон Костин) - чужие, занятые, Лидия (Мария Губанова, Алсу Шамсутдинова) стремится к «бешеным», Васильков (Сергей Тыщенко) сколачивает свои, кровные, а значит, «умные». И только Чебоксарова старшая (Зинаида Карпович) вне критики по той простой причине, что она - мама, и как хорошая мама желает лишь блага своей дочери.

Так в Оренбурге еще не ставили. Новые принципы, иная работа над ролью. Дуэль на пистолетах, игра в бильярд, вечеринка в ресторане и многое другое заменяется пластикой актеров, порой напоминающей пантомиму. Зачем даром реквизит переводить? Во времена Островского высшим пилотажем было сыграть «как в жизни». Стилистика же Валерия Кове метафорична, наполнена многочисленными символами. Весь спектакль словно соткан из них. Одни читаются сразу, другие раскрываются постепенно, что рождает желание снова и снова приходить в театр. Так, удары кувалдой по рельсу олицетворяют тяжелый труд, при котором «куют» капитал; расплескивание воды - то, как быстротечно утекают купюры из кошелька. Оркестровая яма может превратиться в яму долговую, а разбросанные или, наоборот, собранные чемоданы - это не что иное, как растраченное или сохраненное состояние семьи. Режиссер хорошо знает историю современного искусства. Спектакль то отсвечивает образами сюрреализма, когда главная героиня держит в руках роскошный торт, которым сладострастно лакомятся ее многочисленные поклонники, то напоминает советское агитационное искусство, когда светлый силуэт ее фигуры со вскинутыми руками так похож на плакат «Помогите». Новый режиссер обнаружил в труппе новые возможности, обогатив личный актерский опыт исполнителей, которые играют здесь отточенно, без нажима. Никто понапрасну не «шумит», как часто бывает в постановках Островского. Кстати, Островский также оставлял в стороне пьесы, богатые внешними эффектами, избирая для перевода с иностранного те, которые написаны с тонким знанием сцены и которые могут доставить артистам полезное упражнение.

Вернемся к декорациям - они больше всего подверглись критике. Зря, ведь художник-постановщик Тан Еникеев предельно логичен и последователен. Зеленые металлические листы олицетворяют собой не только знаменитые замоскворецкие заборы с зелеными садами за ними, но и метро, и стройку, которая в кульминации спектакля растет на глазах, взмывая вверх, словно «бешеные деньги» цвета у.е. Жесткость декораций уравновесили изящные костюмы в черно-белом стиле «ретро» и многими любимая романтическая музыка Гии Канчели, которую зрители напевали и после спектакля.

«Идеалы, которые у каждого времени свои, должны быть определены и ясны, чтобы в зрителях не оставалось сомнения, куда им обратить свои симпатии или антипатии», - писал в свое время Островский. Наши симпатии, несомненно, отданы Савве. Васильков - герой нашего времени. Он знает экономические законы, занимается «частными предприятиями», образован, умен, владеет языками. А его подчеркнутый провинциализм в начале пьесы быстро улетучится в конце, веселая непосредственная речь на «о» станет деловой. Прожекты, проценты, расчеты, бюджет, похоже, становятся вечными ценностями. Не культ наживы, а предпринимательство. Служение не золотому тельцу, а делу, где деньги - не зло, а стихия со своими законами. Недаром Николай I о пьесах Островского говорил, что это не просто пьесы, это - уроки. Урок «Бешеных денег» пройден - делайте деньги, господа, и желательно, «умные». Пусть они будут мерой всех «вещей» и не более того.

Фото Ларисы Терентьевой и Ивана Анисимова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.