Саратов

Выпуск № 1-131/2010, В России

Саратов

Тема нашей общей беды, войны и Победы определила последние премьеры саратовского сезона. Порой это выглядело почти как гражданский поступок. Артист театра комедии пришел в театр «Версия» с уже готовым сценарием спектакля-воспоминания - у него отец-фронтовик, горел в танке, вернулся с войны с перебитыми ногами.

Дипломники худрука ТЮЗа могли не делать работу о «предвойне»: у них уже достаточно спектаклей в зачете. Но ребята загорелись и репетировали в абсолютно не театральное время - в 8 утра. За полтора месяца они узнали о предвоенном поколении все: как оно взрослело, любило, страдало, ненавидело.

У артистов Саратовской драмы, в общем, хватало других весенних премьер. Но артист театра решил написать литературно-музыкальную композицию, а труппа почти в полном составе ее исполнила. Эмоциональный подъем актеров объясним: празднуют последние ветераны той войны, возможно, последний юбилей в жизни. Для них и ставили. А еще - для совсем молодых ребят. Чтобы не было конца ему, «полю памяти».

Редко исполняемая песня «Поле памяти» прозвучала в одноименном музыкально-драматическом спектакле муниципального театра «Версия» свежо и сильно. И - неожиданное, далекое от классического исполнение песни «Жди меня» на два голоса. И полузабытая «Фронтовая застольная», с бесконечным множеством куплетов. Режиссер - худрук театра Виктор Сергиенко - решил сделать спектакль ближе к «режиму doc». Подборка вырезок из фронтовых газет сильно повысила его градус, добавление кадров кинохроники поставило последнюю логическую точку. Их всего двое - Солдат с гитарой (Владимир Кабанов) и Солдатка (Татьяна Чупикова). Совсем не давая времени на «разбег», они стремительно вводят нас в самую гущу боя - все движется, мчится, пылает огнем. Газетные факты отобраны с большим тщанием, они врезаются в память. Завораживает финал. Солдат читает стихи, чтение незаметно переходит в пение, ложится на нехитрую мелодию. Негромко исполняет ее актер: «Мне теперь до конца пути / Поле памяти не пройти - / Небеса над ним высоки, / Родники под ним глубоки....» Аккорды стихают, исполнители, так и не соединившись, уходят за экран, никакого ложного пафоса и налета «бронзы».

Актер Виктор Мамонов в Саратовском театре драмы - мастер подобных композиций. В этот раз для постановки «Он не вернулся из боя» придумал сквозной сюжет. Показана жизнь одной фронтовой бригады, выступающей с песнями, танцами, стихами, частушками. В поэтическую ткань вплетены рассказы и письма участников войны. Звучат строки лучших поэтов военной поры. Кульчицкий, Твардовский, Симонов, Коган, Гудзенко, Самойлов... Три друга - военных поэта, герои нескольких сцен, сообщается о судьбе каждого. Неповторимые мелодии военных лет, в сопровождении гитары, аккордеона и рояля, тревожат нашу эмоциональную память. Видеоряд насыщает ее еще больше. «Мы хотим еще раз прикоснуться - понять, почувствовать и пережить те незабываемые минуты народного единения перед лицом общего врага», - пресс-релиз составляли сами актеры.

В спектакле участвуют Елена Блохина, Эльвира Данилина, Игорь Баголей, Виктор Мамонов, Владимир Назаров, Валерий Малинин, Александр Кузьмин и другие.

А в ТЮЗе Киселева - инсценировка знаменитой повести Бориса Васильева «Завтра была война». Постановщики - актрисы Елена Краснова (автор инсценировки) и Виктория Самохина, педагог выпускного курса Юрия Ошерова. Образ довоенной юности, счастливой, несмотря ни на что, создают декорации Юлии Соколовой (изысканный золотисто-осенний задник, расписанные желтыми листиками парты, листья под ногами, над головой). Образ ностальгический - дочь «врага народа» Вика Люберецкая кружится и играет охапками листьев перед тем, как принять смертельную дозу. И отчасти наивный: все первые объяснения влюбленных происходят на детских качалях во дворе.

Постановщики тюзовской версии молоды, крайне молоды актеры, еще моложе их герои - им едва исполнилось 16. Спектакль, как и повесть, начинается с фотографии на память, но герои еще не знают, «что за порогом класса дежурила смерть». И не узнают до самого конца спектакля, скольких из них заберет война. Финальная сцена - та же коллективная фотография. Отец Вики Люберецкой со школьным толстым альбомом проговорит судьбу каждого.

А пока, пока - на площадке театральной 40-й год, и Искра (студентка Ольга Самохина) шутливо сулит одноклассникам «кучу детей и вагон счастья». Спектакль Красновой и Самохиной - не «памятник», пусть лучшему нашему, воспитанному на утопических идеалах поколению (порою ставят эту повесть, возводя ее героев «в чугунный абсолют»). Да, они жили жизнью страны и боролись за честь написать папанинцам на льдину или встретить детей - беженцев из фашистской Испании. Но они оставались девчонками и мальчишками: «списывали и подсказывали, отвечали и решали, сочиняли записки, обижались, назначали свидания, плакали тайком». Как Зина Коваленко. Героиня Марии Лучковой щедро наделена природой, естественна во всем. Это именно Зиночка Бориса Васильева, которая интересуется совершенно не тем, чем должна бы интересоваться комсомолка. Правда, не всегда актрисе удается поплакать убедительно. Зато точно, без пережима, ведет роль такой далекой от всех вначале Вики Евгения Кутенева. Внешне сдержанная, улыбчивая, не без харизмы, исполнительница идеально подошла к роли.

Убедительна в своей чистоте и цельности великая максималистка Искра Полякова Самохиной. Ее поединки и с пакостной Валендрой, и с матерью, решающей все проблемы с помощью широкого солдатского ремня, и с отбившимся от рук «воспитуемым» Стамескиным - центральные в спектакле. Несколько бледнее выглядит сам «воспитуемый» (Андрей Коренев). Девочки вообще получились живее. Хотя с замечательной энергетикой ведет роль Шефера актер ТЮЗа Алексей Кривега (это совместная работа тюзовцев и дипломников). Трогателен Ландыш студента Артема Яксанова.

Валендра актрисы Ольги Кутиной редко доходит до высшей точки закипания - в совершенстве владеет она искусством яростного шепота. «Э-то шко-ла», - произнесет она даже не по складам - по звукам в очередной схватке со своими учениками. Но так, что всем станет ясно, кто есть полномочный представитель режима в школе. Александр Федоров очаровывает в роли Люберецкого - отца, интеллигента, настоящего мужчины. Доброжелательно и спокойно излагает вечные истины его дочь. По-настоящему вечные. А не те, «непреложные», классовые, каким учит свою дочь вечный комиссар Полякова.

У Нины Пантелеевой есть всего несколько эпизодов, чтобы создать образ «железного Феликса» в юбке. Большая актриса, она делает это блестяще. Потрясает сцена, когда, сраженная арестом товарища по оружию, Полякова издает странный пугающий звук. Васильев гениально его описал - Пантелеева гениально воспроизвела: «Сзади раздался смех. Жуткий, без интонаций - смеялись горлом».

Важную роль отводит писатель директору школы, лихому кавалеристу Ромахину. К сожалению, многие эпизоды с ним в инсценировке опущены, у талантливого актера Алексея Карабанова директор выглядит обаятельно-искренним, не более. Осталась только его любимая песня про былинников речистых. И странно слушать именно из его уст самые главные слова: «Убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость».

Тяжелая плюшевая скатерть, клеенчатые стулья с высокими спинками, массивная мраморная чернильница дописывают детали эпохи, что глядит на всех с небольшого портрета. Высоко сидит, далеко глядит - и в темноте виден. Но тиран - еще не вся эпоха, не вся страна, не весь народ. «Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне».

«Василия Теркина» в театрах по-прежнему ставят и ставить будут. Великая поэма «про бойца» сочностью языка и эпической силой сразила даже Ивана Бунина, хмуро не принимавшего из своего эмигрантского «далека» советскую поэзию. Неунывающий солдат возродился на сцене Саратовского областного театра оперетты. Постановку осуществили режиссер театра Дмитрий Леонтьев, дирижер Анатолий Гризбил и художник Елена Немчанинова. В музыкально-героическую композицию Анатолия Новикова добавлены песни Александрова, Блантера, Богословского, Соловьева-Седова, без которых уже невозможно представить те годы. Ветераны войны (и театра) стали первыми зрителями спектакля. А поздравил их со светлым праздником, сойдя со сцены прямо в зал, «лично» Теркин.

На эту роль назначен выпускник музыкального отделения театрального факультета Саратовской консерватории Антон Кузнецов. Начинающий солист оперетты обладает не только приятным тембром голоса и вокальной культурой, но и несомненным драматическим даром. Тема войны тоже личная для него: еще застал в живых прадеда - командира пулеметной роты. В том было что-то от Теркина - его умения сохранять присутствие духа и природную веселость. Таким и вышел народный герой Вася Теркин в исполнении Кузнецова: обладателем «жизнерадостного патриотизма» простого солдата.

Сценография создает графически выразительный образ войны: черные, нервно изогнутые стволы на заднике и, словно щупальца, потянувшиеся к нашей земле, тревожные, темные границы Союза на прозрачном занавесе. Тонкоствольные березки как бы рассекают их на карте страны, за ними видна сцена, а там - до боли родные гимнастерки, пилотки, ушанки.

Действующие лица составляют спетый во всех смыслах ансамбль. Редкий случай: одновременно звучат все лучшие мужские голоса оперетты - Анатолий Горевой, Александр Фатеев, Алексей Хрусталев, Равиль Улямаев. Не в шутку, а всерьез охотится за раненым бойцом Смерть, вкрадчиво нашептывая ему баюкающую речь (Любовь Данилова и Светлана Жукова). Но упрямо повторяет слабеющий Теркин ставшую уже поговоркой фразу: «Я солдат еще живой!». Мастерски читает текст «от автора» Алексей Закутаев.

Зритель получает тройное удовольствие - и от замечательной напевности поэтического слова, от мелодичных военных песен, и от зажигательных танцев. Так, «Смуглянка-молдаванка» дана в задорном исполнении хора и балета. К бойцам приближаются, танцуя, нарядные молдавские девушки. Жаль, что все так быстро заканчивается - драматургически сюжет разработан слабо.

В военных спектаклях саратовских театров нет каких-то новаций, но есть бережное отношение к теме, есть восхищенное уважение к Победителям.


Фото Ирины Крайновой, Михаила Гаврюшова

Фото предоставлены Саратовским театром оперетты

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.