Пиршество актерского труда/IV Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова

Выпуск № 1-131/2010, Фестивали

Пиршество актерского труда/IV Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова
Еще несколько лет назад затея с театральным фестивалем на Тамбовщине многим казалась чуть ли не маниловщиной. Смогут ли администрация аграрной области и Тамбовский государственный драматический театр, хоть и с очень давними и славными традициями, осилить проведение театрального форума? Этим вопросом не задавался только ленивый и равнодушный. Остальные же тамбовчане, пусть и очень сомневались, но все же мечтали... А руководители области, управление культуры и театра тем временем искали решение. И оригинальный выход был найден. Налаженные четыре с лишним года назад дружеские отношения со старейшим прославленным Малым театром России, которые помогли оформиться и организоваться новому театральному форуму, в дальнейшем способствовали и его развитию.
Успех состоявшегося в мае 2010 года IV Межрегионального театрального фестиваля имени Николая Рыбакова подтвердил, что форум не только не затерялся среди почти двухсот подобных российских мероприятий, но и еще и еще раз подчеркнул свою индивидуальность. Делясь своими впечатлениями о прошедшем Рыбаковском фестивале, член жюри, театральный критик, главный редактор журнала «Иные берега» Наталья Старосельская сказала: «Это замечательный, очень необходимый фестиваль. Значение его огромно, так как это единственный в стране театральный форум, где вручаются премии «Актер России» и «Актриса России». Обычно смотрят на спектакли, режиссуру, сценографию, актерский ансамбль, а сам актер остается в тени. Здесь же наблюдается пиршество актерского труда. А жюри оценивает в первую очередь актерские работы. Мы можем быть не очень довольны спектаклем, но все равно отмечаем какую-нибудь чудесную актерскую работу. И это всегда важно. Потому что школа русского психологического театра, которая в России всегда господствовала и властвовала, жива. Тамбовский фестиваль - это пир духа, потому что предназначен для зрителя, для города. Кто-то из моих коллег сказал, что Тамбов становится по-настоящему театральным городом. И это верно, чем больше будет таких городов в России, тем лучше будет русскому театру. Тогда мы будем по-настоящему оценивать не те антрепризы, которые случайно попадают в провинциальный город, а настоящий русский репертуарный театр».
А такой театр, действительно, на сегодня - самое главное российское достояние. Поэтому члены жюри Рыбаковского фестиваля много обсуждали, много спорили, в чем-то даже не соглашались друг с другом. И это естественно. «Ведь мы разные люди, - продолжила Н.Старосельская. - Но в итоге мы пришли к конечному результату. Для меня этот фестиваль стал хорошим уроком. Я рада была узнать имена тех, кого не знала, вспомнить тех, кого давно не видела, и еще раз убедиться, что актерский труд прекрасен, что он предназначен приносить людям большую радость, смех, слезы, чувство очищения».
В том, что на четвертый Рыбаковский всеми театрами были представлены прекрасные актерские работы, с Натальей Давидовной согласились все члены жюри. А в него, помимо местных деятелей культуры - заместителя главы администрации области Сергея Чеботарева (председатель жюри), профессора Владимира Пенькова и актрис Татьяны Еремеевой (Москва) и Надежды Ефременко (Калуга), - входили весьма компетентные и известные в стране театральные критики Вера Максимова, Наталья Старосельская, Валерий Подгородинский, Анастасия Ефремова, Николай Жегин, Константин Щербаков.
Валерий Подгородинский, возглавлявший отборочную комиссию участников, подчеркнул, что фестиваль с полным правом теперь можно называть всероссийским, так как его география необыкновенно расширилась. Комиссия рассмотрела 38 заявок, пришедших из самых разных уголков страны - Архангельска и Ставрополя, Брянска и Владивостока, Красноярска и Краснодара, Курска, Саратова, Оренбурга и так далее. Валерий Васильевич не только познакомился со всеми видеозаписями спектаклей-конкурсантов, но и выехал в одиннадцать городов, чтобы непосредственно посмотреть работу номинантов на сцене. Он отметил, что театры стали еще ответственнее относиться к отбору. На места выезжали смотреть конкурсные работы и театральные критики, члены жюри В.Максимова и Н.Жегин. В фестивальную же программу, согласно правилам, попали шесть спектаклей. И в номинантах не разочаровались ни жюри, ни зрители.
Конечно, например, были претензии со стороны жюри к сценографии спектакля «Марья» Тамбовского государственного драматического театра и особенно к выбранному материалу. Пьеса Анатолия Кудрявцева, по мнению критиков, устарела, она слишком надрывно, но в то же время не так уж выразительно и глубоко отражает животрепещущую тему войны. Такому сильному режиссеру, как Мавлет Тулпаров, по плечу куда более философские и глубокие пьесы. Работу же номинанта фестиваля Ирины Горбацкой (премия «Признание») и актрисы Светланы Томилиной в «Марье» жюри оценило очень высоко, отметив их органичность, умение наполнить искренними чувствами образы своих героинь.
Номинант Нижегородского академического театра драмы им. М.Горького Анатолий Фирстов (премия «Актер России»), сыгравший в спектакле «Дядя Ваня» заглавную роль, сумел в ней талантливо соединить клоунаду с фейерверком и тонкую чеховскую интонацию. Зрители насладились также изумительными актерскими работами Георгия Демурова (Серебряков), Ольги Береговой (Елена Андреевна), Татьяны Жуковой (няня Марина) и особенно Сергея Блохина в роли Астрова (премия «Признание»). Такого удивительно живого, нерезонерского, напористого и в то же время ранимого доктора Астрова я давно не видела на сцене. За актером Сергеем Блохиным, за его вниманием к деталям было интересно следить каждую минуту его существования на сцене. За исключением того единственного эпизода в гостиной, когда цельный образ Астрова, следуя режиссерской придумке Валерия Саркисова, вдруг был на мгновение нарушен ненужной бытовой подробностью.
Сценографические нелепости мешали восприятию и в другой работе. Ни жюри, ни публика так и не разгадали, почему создатели спектакля Краснодарского академического театра драмы им. М.Горького «Нахлебник» по пьесе И.Тургенева, заставили своих героев то и дело нырять под низко опущенный занавес с роскошными осенними листьями, дворовых девушек долго петь и хохотать по ходу действия, а готовящихся к приезду хозяев слуг - вовремя не расставить мебель и не убрать с нее густой слой пыли. Спектакль часто вызывает недоумение. Почему нахлебник Василий Кузовкин (номинант Анатолий Горгуль) так и остался расхристанным к приезду горячо любимой дочери, почему режиссер Алексей Ларичев таким галопом проскакал по сцене опьянения главного героя и так неоправданно затянул начало спектакля? С постановкой во втором акте более-менее примирили сцены Кузовкина и его дочери Ольги в исполнении Марины Слепневой, сыгравшей стильно и с большим чувством.
Номинант Николай Горохов (премия «Признание») в роли Короля Лира в одноименном спектакле, поставленном Линасом Зайкаускасом в Государственном учреждении культуры Владимирской области «Театральный комплекс» (Владимирский театр драмы), с первых же минут шумно ворвался на фестивальную сцену и покорил своим неукротимым нравом. Безусловно, немного избыточно, но богато аранжированная тема Лира дала актеру бенефисную возможность проявить свой талант и сорвать жаркие аплодисменты публики. Всеми были отмечены и яркие актерские работы Анны Лузгиной в роли Реганы, Владимира Кузнецова в роли Эдмунда и Михаила Асафова в роли графа Глостера. Если бы не обилие режиссерских ребусов, которые к середине спектакля поднадоело разгадывать, спектакль поднялся бы на высшую фестивальную ступеньку.
Ее же по праву заняла великолепная постановка Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова «Последний срок» по Валентину Распутину. Спектакль режиссера Геннадия Шапошникова хорош и выбранной прекрасной прозой большого писателя, когда, наблюдая за бытом и семейными отношениями героев, зритель задумывается о Бытии, и чудесным актерским ансамблем, и, конечно же, великолепной работой номинанта Наталии Королевой в роли старухи Анны. Артистка настолько органична каждое свое мгновение пребывания на сцене, что зритель забывает о том, что он находится в театре. Присуждение Королевой премии «Актриса России» публика встретила бурей оваций.
Большой успех выпал и на долю спектакля «Пиковая дама» Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И.Качалова. Здесь свою решающую роль сыграли и оригинальная режиссура Александра Славутского, весьма современно и ярко подавшего классический материал, и сочная, блистательная игра номинанта Светланы Романовой (премия «Признание»), которая в роли графини буквально завораживала. Зрители не могли оторвать глаз от сцены, наблюдая за удивительной пластикой актрисы. Романовой, которую Наталья Старосельская очень верно назвала великой клоунессой, подвластно в одночасье превратиться из старухи в молодую женщину, сотворив на глазах изумленной публики то, что мы называем театральным чудом.
Четвертый Рыбаковский фестиваль можно не лукавя назвать театральным праздником, ибо он был весьма щедр на открытия. Тамбовчанам повезло увидеть немало прекрасных актерских работ.
Фестиваль не мог не запомниться и участникам. Многочисленные встречи театральных коллективов между собой подарили радость общения, искреннюю атмосферу дружбы и взаимопонимания. Губернатор Тамбовской области Олег Бетин отметил: «Наш фестиваль позволяет не только широкой аудитории простых зрителей познакомиться с лучшими актерскими достижениями на театральных подмостках, но и самим российским актерам увидеть вершины их коллег в творчестве. Таким образом, это мероприятие формирует новый образ театральной России, становится прологом будущего нашего театрального искусства». Олег Бетин поблагодарил руководство Малого театра, и, в частности, его художественного руководителя Юрия Соломина, за поддержку, которую оно оказывает фестивалю им. Н. Х.Рыбакова на протяжении всех четырех лет. Кстати, на открытии фестиваля труппа Малого театра два вечера безвозмездно показывала тамбовским зрителям спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского. А на второй день фестиваля также состоялась и творческая встреча с народными артистами России В.Бочкаревым, Л.Поляковой и Е.Глушенко.
Фестивальную программу организаторы насытили не только показами спектаклей и встречами, но и различными мастер-классами для артистов, которые проводили маститые психологи и педагоги по актерскому мастерству. Была предусмотрена и внеконкурсная программа. Молодой Тамбовский театр юного зрителя показал постановку по мотивам Н.Гоголя и Н.Садур «Панночка», оценку которому дала Н.Старосельская: «Должна сказать, что студенты четвертого курса Академии культуры и искусств ТГУ им. Г.Р.Державина, занятые в спектакле, меня покорили своим невероятным темпераментом, своим горением. Они уже в чем-то очень профессиональны. Естественно, у меня были замечания к спектаклю. Но мне кажется, что этот театр имеет будущее. И хорошее будущее».
Спектакль «Завтра была война» по Б.Васильеву со студентами третьего курса Академии поставила их педагог В.Сазонова. Для студентов было весьма престижно сыграть в рамках Рыбаковского фестиваля, и они выложились полностью. «Спектакль произвел совсем не ученическое, а целостное впечатление, - сказала после просмотра А.Ефремова. - Начиная с того, как изумительно, с какой фантазией он был оформлен. Хорошее впечатление произвели девушки, занятые в центральных ролях. Это стопроцентное попадание. Но и ансамбль в этой работе очень слаженный. Ребята отыгрывают все до мельчайших жестов. Режиссура спектакля классическая, грамотная». Фестивальные уроки критиков были пылко и с благодарностью восприняты студентами. А завершился фестиваль внеконкурсным показом экспериментального спектакля «Венецианские затейники» Театра Доктора Дапертутто (ЦДИ «Дом Мейерхольда», Пенза). Так что Рыбаковский фестиваль, подаривший широчайшую палитру зрительских впечатлений, стал именно таким событием, которое еще долго будет вспоминаться и обсуждаться.

Фото предоставлены пресс-центром Фестиваля им. Н.Х.Рыбакова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.