Прощание в октябре

Выпуск №2-112/2008, Премьеры Москвы

Прощание в октябре

Театр русской драмы «Камерная сцена» располагается в центре Москвы на театральном пятачке между двумя «таганскими» театрами и Студией театрального искусства п/р Сергея Женовача. Соседство достойное и обязывающее, однако в нем есть и свои «но»: в отличие от соседей, театральной критикой театр не избалован. О его спектаклях есть вполне содержательные и интересные публикации, но такого пристального внимания, которое вызывают прославленные театры, работающие под прицелом репортерских, рецензентских и критических перьев, он, конечно, не ощущает. Этому есть свое объяснение: в ряду прочих столичных театров бытие «Камерной сцены» носит намеренно скромный характер. Его спектакли сродни «негромкой» поэзии Баратынского, чей лирический голос иногда терялся среди собратьев по поэтическому цеху, но не становился от этого менее содержательным. Так и у спектаклей «Камерной сцены» есть свои зрители и свои летописцы, по принципу, продекларированному тем же поэтом: «Но я живу, и на земле мое кому-нибудь любезно бытие...».

Художественная программа руководителя театра Михаила Щепенко такова, что о ней как-то неловко говорить громко, активно и много. А именно: Щепенко одолеваем идеей строительства театра, подлинно христианского по идее, материалу, духу и атмосфере. Интерьеры «Камерной сцены» впечатляют не роскошью украшений и не фотографиями медийных актеров, а чистотой и строгостью архитектурных линий, образцами русской иконописи и религиозной живописи, отсутствием малейшего привкуса пошлости. Люди, внутренне чужие и чуждые изначально установленным нормам закулисного житья-бытья, здесь не задерживаются. Остаются лишь те, кто чувствует себя в этих стенах свободно, ответственно и творчески органично.

Среди работников театра, в основном, люди православно верующие и воцерковленные. Преобладание в коллективе работящих и многодетных христиан вовсе не превращает театр в церковную общину или подобие церковного прихода. Но это преобладание устанавливает в театре свой тон и манеру поведения. Лица артистов чистые, речи спокойные, нервной истерии и эффектной самодемонстрации в них не заметно.

Каждое новое поколение артистов выпускник Щукинского училища Михаил Щепенко воспитывает сам, опираясь на верную поддержку своей жены, коллеги и друга Тамары Басниной. Общегуманитарное образование «щепенки» получают заочное, проходя обучение в Ярославском государственном театральном институте. С педагогами ЯГТИ театр дружен уже третье десятилетие — столько, сколько существует, развившись из опыта студийной жизни и сохраняя по сей день дух студийности. В Ярославле «щепенок» любят, обучая, и обучают, любя. Вот и нынешним летом закончили курс и обрели дипломы молодые артисты «Камерной сцены».

В качестве дипломного спектакля была сыграна комедия Александра Вампилова «Прощание в июне», вошедшая в репертуарную афишу театра и, несомненно, украсившая ее.

Поставленный Михаилом Щепенко и Тамарой Басниной в тонах наивного реализма середины прошлого века, спектакль бережно воспроизводит обстановку, костюмы и прически, атмосферу и дух далеких шестидесятых. В этом постановочном принципе нет ни тяжеловесного этнографизма, ни эстетического любования стилем «ретро». Декорация удивительно соразмерна вампиловской комедии и по легкой, воздушной атмосфере, и по двум планам действия — «комнатному» и «уличному». Удачно соединяются дальний план сцены (в дымке перспективы — купол церкви, насаженные деревья и кусты, решетчатая ограда, за которой просматриваются кладбищенские кресты и надгробья) и ближний (скромная бедность студенческого общежития, солидная основательность ректорской квартиры, безалаберная обстановка золотуевской дачи). Перестановки бесхитростно производятся молодыми актерами на глазах у зрителей, и в этом тоже сквозят черты театральной эстетики прошлого столетия. Приятное музыкальное оформление не перегружает действие, но насыщает его памятью о благородной и симпатичной эстрадной манере, не имеющей ничего общего ни с наглостью сегодняшней попсы, ни с вульгарностью нынешних эстрадных голосов. А детки (Катя и Коля Аверины), запускающие игрушечную ракету, моментально вызывают ассоциации с нашими первыми космическими успехами — и легкий, и забавный, и трогательный прием.

Лица актеров, их поведение, их сценические манеры и голоса пробуждают в памяти облики персонажей, характерные для ранних «оттепельных» фильмов. Они открыты, искренни, чисты, но вовсе не стерильны, а напротив, эмоционально подвижны и обаятельны. Они дурачатся, порой балбесничают, иронизируют по поводу и без повода. Но танцуют ли они, спорят ли, попивают ли на досуге винцо или соперничают по делу и не по делу — они остаются цельными и здоровыми натурами.

Вся эта студенческая компания — и Букин (Владимир Шашмурин), и Фролов (Александр Шанин), и Гомыра (Иван Бурдин), Серьезный (Сергей Шадов), и даже Веселый (Антон Пушкарев) — запоминается прежде всего своей содержательностью. Они вовсе не пусты и не бездумны — на этом театр настаивает, не желая уподобляться тем, кто презрительно зачислил все это поколение в «совки». Равным образом и их девушки — студентки далекого сибирского университета Маша (Ирина Обложнова), Красавица (Ирина Андреева), Комсорг (Елена Зотова) и Строгая (Дарья Руденко) — вызывают симпатии зрительного зала. В массовых сценах артисты «Камерной сцены» демонстрируют подлинно ансамблевую и содержательную игру. Даже Милиционер (Павел Левицкий), появляющийся на сцене всего на пару минут, не выпадает из ансамбля.

Хорош в этом спектакле и Золотуев. Сергей Нестеров играет его кем-то вроде городского сумасшедшего, обуреваемого идефикс: всучить взятку засадившему его когда-то следователю и обрести, наконец, душевный покой. Понятно, почему Колесов не желает с ним считаться и относится к его «завихрениям» более чем пренебрежительно.

Вампиловского героя в этом спектакле играет Дмитрий Щепенко-младший, или, как издавна принято говорить на театре, Щепенко 2-й. Упрямый, серьезный, вспыльчивый и нетерпимый — таков в его исполнении Колесов. Озорства в нем маловато, в его талант ученого-биолога верится с трудом, но вот в его совестливость и нежелание продолжать жить в нравственном компромиссе веришь безусловно. Такой мог порвать и выбросить неправедно доставшийся диплом. И такой Колесов, несомненно, нуждается в прощении, без которого ему нет жизни.

Таню свежо, искренно, наивно и чисто играет Антонина Королева. Может быть, в ней не хватает твердости и внутренней силы подлинно вампиловской героини, но то, что в ней безусловно наличествует, — это желание правды и способность следовать ей. Во всяком случае, ни ее отец (Геннадий Кухаренко), ни мать (Валерия Полякова) не могут противопоставить ее ясному взору ничего, столь же убедительного. И оба они сдаются: отец — ради покоя в семье, мать — ради любви к дочери.

В целом вампиловский спектакль оставляет свежее, душевно здоровое и настроенчески прозрачное впечатление.

Вы спросите, почему же названием этих набросков стало «Прощание в октябре»? А очень просто: едва ли не половина вчерашних выпускников призывается в армию, и спектакль рискует отправиться на «запасную полку». Нужно заметить, что никаких охов и ахов от тех, кто отправляется на военную службу, услышать не удалось. Настрой, в общем-то, правильный: надо — так надо, отслужим и вернемся. Настрой здравый, но, прямо скажем, редкий по нынешним временам. А «Камерная сцена» их, несомненно, дождется.

Фото Натальи Тоскиной и Владимира Мышкина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.