Семейный праздник на Фонтанке/Юбилейный фестиваль Молодежного театра на Фонтанке "Нас поздравляют друзья"

Выпуск № 1-131/2010, Фестивали

Семейный праздник на Фонтанке/Юбилейный фестиваль Молодежного театра на Фонтанке "Нас поздравляют друзья"

В Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, под сенью деревьев Измайловского сада праздник. Театр, чья слава давно уже распространилась за пределы Петербурга, отпраздновал свой юбилей. Фестиваль, начавшийся 8 июня, был посвящен не только 30-летию театра, но и еще двум замечательным датам: 60-летию его художественного руководителя Семена Спивака и 20-летию его работы в этом театре. Такое совпадение случается нечасто, однако, когда речь заходит о Молодежном театре, то впору говорить если не о волшебстве, то о маленьких чудесах, которые случаются здесь почти каждый вечер. Чудо произошло и на этот раз. Недельный фестиваль включил в себя не только знакомые и полюбившиеся многим спектакли, но и собрал гостей с разных концов света: со своими постановками приехали коллективы из Испании и Франции, а среди поздравлений были приветственные слова от многих театров как Санкт-Петербурга, так и всей России.

Как справедливо отметила в своей книге «Нескучный сад Семена Спивака» Ольга Скорочкина: «Межчеловеческие отношения тут решаются не на ветру. Не на космическом сквозняке - на домашнем совете, за столом». Действительно, весь фестиваль, несмотря на большое количество важных гостей и правительственные поздравления, оставляет ощущение чего-то доброго, мягкого и домашнего. Словно за большим столом, под зеленым абажуром Измайловского сада собрал Семен Яковлевич своих многочисленных друзей, угостив их на славу своими, ставшими уже легендарными спектаклями. Но чудо есть чудо, и в отличие от предыдущих юбилеев организаторы подготовили для своих зрителей настоящий подарок. Можно с уверенностью сказать, что этот подарок оказался не менее дорогим и для самого театра, ведь впервые за все время его существования спектакли игрались на двух сценах. За каких-то пять лет напротив старого, покрытого виноградом и хмелем здания, выросло новое, включающее не только большую сцену, зрительный зал, рассчитанный на 406 мест, но и все необходимые служебные помещения.

В первый день фестиваля на этой сцене прошел творческий вечер «Вспоминаем легендарный спектакль "Маркиза де Сад"». Спектакль по пьесе Юкио Мисимы, поставленный Спиваком в 1997 г., сейчас уже снят с репертуара, и вечер заставил многих вспомнить те одиннадцать лет, когда он шел на старой сцене, а иным, к числу которых отношусь и я, подарил последнюю возможность увидеть его. С первого взгляда может показаться, что слово «легендарный» нескромно, однако не стоит забывать, что право на этот эпитет даровали беспрестанные аншлаги и любовь зрителей. Шесть женщин, одетые в роскошные платья и ведущие легкий и, кажется, непринужденный разговор, атмосфера сказки, величественные золотые колонны на заднем плане, красные тона, немного приглушенный свет - все это захватывало внимание с первых секунд действия настолько, что становилось непонятно, как можно передать такую сложную философскую пьесу столь легким и красивым языком. Ко всему этому примешивались и магические голоса Адриано Челентано и Паоло Конте, не оставляя у зрителя сомнений в том, что ради такого мужчины, каким был Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, героини готовы на многое, если не на все, и это самое желание создает между ними незримые узы, которые можно назвать привычным для Театра на Фонтанке словом «семья».

По мере того, как изменялась атмосфера действия, и роскошные наряды превращались в обычные платья, зритель начинал понимать, что его незаметно и ненавязчиво вовлекли в водоворот, где зло и добродетель нащупывают тонкую, порой едва различимую грань друг между другом.

Тем, кто знаком с другими спектаклями Семена Спивака, подобная пьеса может показаться совершенно ему несвойственной. Он пользуется одной краской, но подобной краски нет ни в одной палитре, она его собственная и неповторимая. Режиссер нашел тонкое решение: он показал все, что обрамляло зло, оставив пустое место, которое зритель, знакомый с многочисленными современными постановками, да и просто с окружающим его миром, с легкостью заполнил сам. Однако Семен Спивак не был бы самим собой, если бы в финале не дал зрителю надежду, последний луч света. Совсем не тот, к которому, словно под гипнозом, устремились все герои пьесы, но тот, который излучала главная героиня Маркиза Рене де Сад (Дарья Юргенс), не поддавшись магическому зову и оставшись на сцене в полном одиночестве с фразой: «Отошли его прочь. И скажи: "Вам никогда больше не увидеться с госпожой маркизой"».

Параллельно на малой сцене шел спектакль «Дни Турбиных», который мне, к сожалению, не довелось увидеть.

Практически каждый спектакль Спивака становится событием в театральной жизни Петербурга, фестиваль словно поставил перед собой задачу за одну неделю попытаться с разных сторон отразить историю последних двух десятилетий пребывания Семена Яковлевича в театре. Не хватало только изюминки. Той самой, которая позволит установить связь времен и докажет, что в этом театре помнят свое прошлое и гордятся им. Такой изюминкой стало решение восстановить спектакль «Танго» по пьесе Славомира Мрожека в прежнем составе на один вечер. Этот спектакль, родившийся в 1988 г. еще в Молодом театре, через год вместе со своим создателем перебрался на сцену Молодежного театра, где и просуществовал без малого два десятилетия.

В те далекие годы появилось очень много спектаклей по пьесам Мрожека, однако количество не всегда переходит в качество. Секрет успеха Спивака, на мой взгляд, в том, что он взял эту пьесу не ради того, чтобы оказаться на гребне модной волны, а потому, что главное в ней - это как раз семья, круглый стол и человеческие отношения - темы, не уходящие со сцены Молодежного театра и по сей день. И совершенно не важно, что семья эта разговаривает на странном, не всегда понятном языке, хранит все старые детские вещи и даже катафалк, оставшийся после смерти дедушки. Важно, что это одна семья, со свойственными каждой семье традициями и укладом.

Тем не менее, с первого взгляда этот уклад производит впечатление полного хаоса и Артур, роль которого блестяще исполняет Анатолий Петров, делает все, чтобы этот хаос остановить. Спивак не стал долго размышлять об игровой природе театра абсурда, о сложных формах. Он сделал все по-честному и очень серьезно, отчего зрительный зал не мог без смеха смотреть на эту странную семейку. Однако ближе к концу смех неизбежно пропадал. Смерть бабушки Эугении (Елена Соловьева) в этой, как казалось, бодрой и веселой комедии, граничащей с фарсом и клоунадой, расставляет все по своим местам. И начинаешь понимать, что все, что происходило до этого, было не фарсом, а реальностью живых людей.

Спектакль оказывается не менее актуальным и сегодня, тем более что финал, к которому приводят благие намерения Артура, поистине похож на ад, ведь, как и во все времена, находится «прагматичный троечник с двумя извилинами в голове», который приходит и строит всех под дулом пистолета. Именно таким оказался незаметный, циничный и услужливый Эдик, которого великолепно сыгранный Станиславом Мухиным. Тема свободы и рабства проходит красной нитью по этому спектаклю, и фееричное танго в конце действия, повторяемое под несмолкающие аплодисменты зала, не способно вытеснить ощущения если не ужаса, то щемящей тревоги. Словно клоун на арене цирка вдруг сел и заплакал по-настоящему. Пожалуй, это один из немногих спектаклей Спивака, с которого уходишь не со светом в душе, но с грустью и желанием сохранить этот свет во что бы то ни стало.

Еще одну грань разнообразного репертуара Молодежного театра на Фонтанке представил давно полюбившийся зрителям спектакль «Касатка» по пьесе Алексея Толстого. Непередаваемая легкость бытия, облаченная на этот раз в деревенскую простоту и очарование провинциальной жизни, покорили зрителей с той же естественностью, с какой покоряет сердца воздушный змей, взмывающий под колосники театральной коробки новой сцены. Этот змей стал переходом от невыразимо скучной, пыльной и полной долгов городской жизни князя Бельского (Михаил Черняк) к свежему деревенскому воздуху. Зал с радостью готов был разделить его восторженные вздохи, крики, ужимки и прыжки, потому что не он один чувствовал струю свежего воздуха, идущего прямо со сцены. Воздух этот совершенно по-разному влиял на героев, и если Илье Ильичу Быкову (Александр Строев) он придавал особый кураж сильного и решительного мужчины, то главную героиню, Марью Семеновну Косареву, Касатку (Наталья Суркова), привыкшую к большому городу, он опьянял. За столкновением этих не уступающих друг другу начал, мужского и женского, зритель следил, затаив дыхание, вплоть до кульминационного взрыва - щелчков кнута и грозы, разрешающей все противоречия.

Но была в этом спектакле еще одна сила, существовавшая вне противоборства города и деревни. Силе этой было подвластно очень многое, она чувствовала себя как дома не только в дешевой гостинице, где скрывались князь Бельский и Касатка, но и в деревне, под крылом тетушки Варвары Ивановны Долговой (Татьяна Григорьева).Сила эта - Абрам Алексеевич Желтухин - Сергей Барковский, при каждом появлении которого зал разражался аплодисментами, ведь герой покорял неунывающим присутствием духа, находчивостью и колоссальным зарядом положительной энергии.

Но за всей этой теплой и домашней атмосферой, за этим семейным столом снова повеяло какой-то грустью. И невозможно точно сказать, в чем здесь дело. Может быть, все дело в гигантском дереве на заднем плане, абсолютно лишенном листвы, с яблоками, готовыми сорваться от малейшего сотрясения? Дерево это - гениальное творение художников Марта Китаева и Михаила Платонова, - подпертое со всех сторон лесенками, словно бы символизировало всю эту семью, и нет сомнений в том, что урожай в этом году удался. Но что будет на следующий год? Тем более что следующий год - 1917-й.

Спектакли чередовались с шоу и просто поздравлениями от гостей театра. Молодежный театр на Фонтанке известен всему миру благодаря многочисленным гастролям, и теперь пришло время принимать гостей в Петербурге. Только три дня всецело принадлежали хозяевам, остальное время было подарено многочисленным друзьям театра. И каждый из этих дней имел свой характер и колорит. Измайловский сад каждый день изменял свой облик, представая то в виде испанской провинции, то французской Ривьеры, то превращаясь в Chinatown с бумажными фонариками и дракончиками.

Второй день фестиваля был посвящен испанским гостям. В саду были накрыты столы, где можно было продегустировать и знаменитые испанские вина, и национальную кухню, а в фойе работали выставки графики и офортов Франсиско Гойи и фотоэкспозиция «Города Испании». В этот вечер на новой сцене звучали ритмы настоящего фламенко. Это был спектакль «Планета Сакромонте» театра Ирины Куберской - танцевальные зарисовки в стиле фламенко, объединенные общей цыганской темой. И хотя это действие нельзя назвать цельным спектаклем, потрясающее чувство ритма и настоящий испанский огонь в глазах исполнителей не оставили никого равнодушным. Тем более что выходящих после спектакля восторженных зрителей встречала вечерняя программа на открытой сцене, где свое искусство испанского танца показывали уже петербуржские коллективы.

Во время французского дня на дорожках Измайловского сада можно было встретить уличных мимов, прелестных цветочниц и даже клошара, читающего Мольера. Главным же событием стали приезд известного французского драматурга Мишеля Винавера, прочитавшего две свои пьесы, и спектакль «Жак-Фаталист» театра «Montansier» (Версаль).

Несмотря на то, что день Китая омрачил тот факт, что театр провинции Шаньдун со своей постановкой «Му Лан» приехать на фестиваль не смог, представление на старой сцене, состоявшее из различных мастер-классов по техникам ушу и Тай-Чи, игры на национальных музыкальных инструментах и многочисленных вокальных номеров продемонстрировало, что благодаря гастролям спектакля «Три сестры» в Шанхае Театр на Фонтанке приобрел новых друзей.

Венцом фестиваля явился гала-концерт, объединивший все предыдущие дни под сочетанием из трех цифр: 20-30-60. День начался с праздничного переезда всей труппы на новую сцену: мимо аплодирующих зрителей проходили знакомые актеры в костюмах из разных спектаклей театра, символически перенося эти постановки на новую сцену. Центральная площадка Измайловского сада превратилась в зрительный зал под открытым небом, и на сцене проносились воспоминания о прежних временах Молодежного театра, о двух замечательных режиссерах Владимире Малыщицком и Ефиме Падве, давно уже вписанных в золотые страницы истории Театра на Фонтанке. Со сцены звучали многочисленные поздравления от официальных лиц, среди которых были и письма от Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко, Александра Калягина и других, а также от различных театров России, среди которых были и АБДТ им. Г.А. Товстоногова, и Академический МДТ - Театр Европы, и Театр им. В.Ф.Комиссаржевской, и многие другие. Среди прочих выступили студенты и выпускники актерско-режиссерского курса СПбГАТИ, поздравив своего мастера веселым капустником и лишний раз доказав, что С.Я.Спивак не только замечательный режиссер, но и прекрасный мастер и педагог.

Последним аккордом фестиваля стал салют в честь тройного юбилея, и всю центральную площадь Измайловского сада усыпали конфетти в виде маленьких сердец. И не только в дни фестиваля этот театр дарит нам свое сердце, чтобы сделать нас немного лучше и дать ощущение семейного тепла, которое так редко можно найти в наше время.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.