Душа в теле/VIII Международный фестиваль современного танца "Рампа Москвы"

Выпуск № 1-131/2010, Фестивали

Душа в теле/VIII Международный фестиваль современного танца "Рампа Москвы"
В июне в столице открылся VIII Международный фестиваль современного танца «Рампа Москвы». Его основал художественный руководитель театра «Балет Москва» Николай Басин еще в 1999 году. Основной задумкой Николая Анатольевича было познакомить публику с современными хореографами и исполнителями, которые непрестанно ищут новые средства художественной выразительности, не боятся экспериментировать и нарушать классические формы. За прошедшие 10 лет в фестивалях приняли участие коллективы из Канады, Нидерландов, Греции, Испании, Швеции и других стран. В этом году зрители познакомились с коллективами из Италии, США и, конечно же, России. В Москве фестиваль проходил три дня на сцене РАМТа, затем участники отправились в Санкт-Петербург и выступили в Государственном театре «Балтийский дом».
В столице фестиваль открыл «Балет Москва», выступив со спектаклем «Сансара». В афише можно было прочитать краткое описание балета, в котором зрителей обещали посвятить в «сакральный ритуал», рассказать о «поисках истины и преодолении себя», а также изобразить «слияние элементов индийской хореографии и современных танцевальных техник», которые «образуют сплошную вязь из изломанных поз и изогнутых линий». Что ж, весьма непростая задача. Сегодня удивить публику довольно трудно, но «Балету Москва» это удалось. Остаться равнодушным к такой постановке просто невозможно - не каждому удастся изобразить в танце суть реинкарнации и показать жизнь тибетских гуру.
Языческие ритуалы и ритмичные танцы погрузили зрителей в центр таинственных обрядов тибетских племен. Признаться, для современного человека это зрелище было довольно необычно и могло вызвать чувство неприязни и даже отторжения. Порой казалось, что танцоры бьются в эпилептическом припадке, страдают от ломки или помешательства. Нескоординированные движения, каменное выражение лиц и намеренно уродливое искажение плавных изгибов человеческого тела создавали впечатление, что исполнители ушли в транс и больше не отдавали себе отчета в своих действиях. В голове крутилась мысль, что изображаемые на сцене события происходили в преисподней.
В довершение всего в качестве музыкального сопровождения было выбрано тяжелое и гнетущее гортанное пение. Если бы ТАКОЕ (имеется в виду сансара) ждало КАЖДОГО после смерти, то жизнь была бы похожа на бессмысленное колесо, в котором мечутся жалкие белки-человечишки. Пожалуй, постановщику удалось передать смысл сансары как бесконечно-мучительной цепи перерождений, где человеческая сущность сродни жалкой соринке, с которой играет ветер...
Под конец второго акта нервы накалились до предела. На сцену вышли тибетские ламы, одетые в бесформенные балахоны и страшные языческие маски. В экстазе они передвигались по кругу, отбивая какой-то странный ритм. Музыка становилась все громче и навязчивее. Хотелось, чтобы это безумие побыстрее закончилось... Вдруг резко погас свет, и наступила гробовая тишина. Зал в недоумении молчал. Прошло несколько минут. Загорелся тусклый свет прожектора, на пустую сцену вышел руководитель театра «Балет Москва» и попросил прощения за технические неполадки. «Всякое бывает!» - сказал он и с сожалением развел руками. Зрители громко зааплодировали, поддерживая актеров и призывая их не расстраиваться. Конечно, всякое бывает... Однако ничего не происходит случайно. Даже такую неприятность, как технические неполадки, можно расценить как знак свыше. Любому безумию приходит конец. Порой мы погружены в тревогу и отчаяние, нас преследует гнетущее чувство тоски от бессмысленно прожитой жизни, душа погружается в демоническую черноту и языческие напевы. Один день похож на другой, мы постоянно чем-то заняты, что-то делаем, как-то вертимся, а сердце ноет от тоски. Кажется, что выхода нет из этого порочного круга. Но вдруг происходит чудо. Каким-то неведомым нам образом мы освобождаемся от дьявольских чар. Наступают тишина и время для размышлений. Появляется шанс вырваться из сансары...
К сожалению, не всем удается уйти от ежедневного круговорота. Кто-то так и мечется по жизни как белка в колесе, даже не успевая оглянуться назад. Тогда человек незаметно для себя превращается в робота, бездушную машину, выполняющую чужую программу... Эта мысль была развита в постановке «Игра» американской труппы «Метрополитен Колумбус». Идея балета стара, как мир, и одновременно актуальна. Всю свою жизнь человек играет по чужим правилам, которые в ежедневной суете начинают казаться ему своими собственными. Утром мы встаем, завтракаем, идем на работу, работаем, обедаем, продолжаем работу, с кем-то спорим, наполняем свою жизнь развлечениями и бессмысленными делами - и так каждый день. Как заметил Кафка, «жизнь все время отвлекает наше внимание, и мы даже не успеваем заметить, от чего именно». Если кто-то и прислушивается к себе и задумывается о смысле своего существования, то игра вновь затягивает несчастного в свои сети, заглушая в нем разум. Ритмичная музыка, танцоры в деловых костюмах и сюжет, знакомый не понаслышке каждому, увлекают зрителей в круговерть событий, обыгрываемых на сцене.
А не пора ли нам задуматься: стоит ли игра свеч? Кто мы такие и какова наша роль на самом деле? На этот вопрос попыталась ответить итальянская труппа Ariston Proballet Sanremo под руководством хореографа Марчелло Альджери. Двухактный балет «Вот человек!» повествует о жизни всего человечества, о духовном развитии личности и познании себя. В первом акте хореографическое исполнение сопровождалось видеорядом, в котором была проведена параллель между развитием ребенка в утробе матери и формированием нашей земли и цивилизации. Сначала на экране показали зародыш человека, который еще едва виден в первые недели беременности. Затем камера перенеслась в космос, откуда видно, как на земле смещаются материки. Опять новый кадр - организм человека начинает постепенно формироваться - а на суше и в воде (как будто одновременно с развитием ребенка) появлялись растения и животные. Все, казалось бы, логично и красиво. Непонятно одно. Настало время рождения. Организм матери стал выталкивать ребенка на свет, и этот момент сопоставили с войнами, убийствами, цунами и наводнениями на земле. Должен был родиться человек, а процесс его появления на свет сравнили с убийствами. На экране показывали горы трупов и разрушительную силу смерти. Сложилось впечатление, что процесс рождения омерзителен. Впрочем, у каждого - свое видение мира...
После видеоряда началась композиция под названием «Легкий бриз», в которой человек знакомится с окружающим его миром и познает смысл своего существования. Во втором акте личность открывала для себя четыре стихии - воздух, воду, огонь и землю. Создатель спектакля намеревался показать, как «несовершенная плоть» ищет и находит свою духовную составляющую, «освобождается и постигает истинные ценности». В таком красивом, наполненном глубокого смысла замысле не может быть двусмысленности: человек растет и развивается физически, а со временем приходит к духовному росту и самосознанию. Однако многих зрителей занимали не глубокие философские вопросы, а полуобнаженные танцовщицы, под конец спектакля выступавшие... топлес.
Конечно, в большинстве европейских стран обнаженное человеческое тело уже почти никого не удивляет. Для России же это не является нормой. Многих это шокирует. Некоторые (как это было на фестивале), напротив, радуются выпавшей возможности бесплатно поглазеть на полуобнаженных женщин. Никоим образом не хотелось бы обличать таких зрителей. Возможно, отправляясь на представление, они и не подозревали, что им выпадет такая «удача». Конечно, человеческое тело прекрасно и гармонично, но его не следует выставлять напоказ, ведь тело - это сосуд души. А если человеку нечего скрывать (в прямом смысле этого слова), то возникает вопрос: что же у него внутри? Как бы то ни было, но горячие итальянки, выступающие топлес, были восприняты нашей публикой неоднозначно: одни неодобрительно морщились, другие не спускали восхищенных взглядов с определенных частей тела, третьи, казалось, не увидели в этом ничего предосудительного. Что ж, у каждого свои взгляды на искусство, однако автор этого текста испытал от столь непривычного зрелища «культурный шок».
Вернемся же к остальным участникам фестиваля. Как уже было упомянуто выше, всего выступало три коллектива - из России, Италии и США. Это был вовсе не конкурс, поэтому победителей определять не пришлось. И, пожалуй, это правильно. У каждой страны свои особенности, техника исполнения и своя изюминка. Раз в два года коллективы из разных стран приезжают в нашу страну, чтобы поделиться опытом, показать, на что они способны, и научиться чему-то новому. Российский зритель, в свою очередь, получает возможность увидеть театральные коллективы из разных стран мира, расширить свой кругозор и даже увидеть мир, не выезжая из своей страны. Да, не всегда все проходит гладко, но, совершенствуясь, человек достигает небывалых высот - что и было основной идей театрального фестиваля современного танца «Рампа Москвы». Интересно, что приготовят нам новые участники в следующий раз?
 
Фото предоставлены театром "Балет Москва"

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.