Нижний - новое место встречи актеров и режисеров/Всероссийский семинар "Авторская сцена"

Выпуск № 1-131/2010, Мастерская

Нижний - новое место встречи актеров и режисеров/Всероссийский семинар "Авторская сцена"

С 1 по 10 июня в Нижнем Новгороде состоялся XXIII всероссийский семинар «Авторская сцена». Впервые семинар прошел на базе профессионального театра - Нижегородского театра «Комедiя». В предыдущие годы семинар проходил в Щелыково, Тарусе и носил скорее закрытый лабораторный характер. И вот в первый день июня пять драматургов во главе с художественным руководителем семинара С.Коковкиным и заведующей кабинетом драматургии СТД РФ О.Новиковой встретились с пятеркой нижегородских режиссеров. На репетиционный процесс дали всего неделю, в последние три дня состоялись сценические показы, открытые для всех заинтересованных лиц.

Первой на малой сцене театра была показана комедия «Памятник» Владимира Жеребцова из  Стерлитамака (Республика Башкортостан) в постановке режиссера Ирины Лаптиевой. Герой пьесы, обыкновенный житель райцентра, обнаруживает на площади памятник самому себе. Можно представить, что началось среди жителей поселка! Сюжет пьесы дал раздолье для создания сочных народных характеров. Актеры купались в игровой стихии, чувствовали себя очень свободно с текстом в руках. Наверное, поэтому режиссер И.Лаптиева сознательно постаралась убрать бытовые интонации из показа. У этой истории с памятником, при всей ее абсурдности, нашлось вполне реальное объяснение. Возможно, чтобы расширить рамки «народной комедии» и усилить воздействие на зрителя, в финале нужно некое неожиданное - трагичное или фантастическое - событие. Немало в России людей, похожих на главного героя, чистых и бескорыстных, вот только ценить у нас принято совсем других.

Вечером этого же дня в «курилке» театра состоялся показ пьесы «Не люблю баклажаны» Марии Зелинской из Ростова-на-Дону. История о мучительных отношениях молодых супругов держала зрителей в напряжении, заставляла неотрывно следить за развитием сюжета. И совершенно не оставила впечатления чернухи. Хотя насилия и смертей там было хоть отбавляй. Думаю, это произошло благодаря режиссеру Владимиру Червякову, который построил показ пьесы как «первую читку», запретив актерам играть и поставив задачу «читать с личным отношением к тексту». В некоторых сценах герои специально прочитывали подробные авторские ремарки. Благодаря такой установке зритель воспринимал страшную ситуацию, в которой оказались герои, спокойно и рационально, не ужасаясь насилию, а вникая в причины и истоки агрессии, встречающейся на каждом шагу... И, как часто случается с пьесами и спектаклями, затрагивающими больные темы общества, на обсуждении больше говорили не о композиции и языке, а о проблеме, не о степени раскрытия характеров, а о поступках персонажей. Что подтверждает конкретную социальную направленность пьесы, привлекающей внимание людей к проблеме домашнего насилия, к его последствиям и отсутствию реальной помощи, о неготовности нашего общества для осознания и решения подобного вопроса. В пьесе есть некий заряд боли, попадающий в зрителя и заставляющий его говорить и спорить о жестокости и любви, о великой силе прощения, о поисках спасения в нашем безбожном мире.

Если в первый день зрители были вовлечены в две совершенно противоположные стихии, то во второй оба показа плавно вытекали один из другого и дополняли друг друга. Обе пьесы, построенные скорее в формате кино (быстрая смена места действия, короткие эпизоды, большое количество персонажей), оказалось, очень удачно вписываются в неформальное театральное пространство. Пьеса «Переезд» Татьяны Рахмановой из Санкт-Петербурга в постановке Елены Фирстовой была показана в декорационной мастерской Нижегородского ТЮЗа. Среди нагромождения досок, железа, лестниц, ящиков, мусора, под дневным светом окон и горящих ламп герои легко оказывались то в подъезде, то в квартире, то в лифте, то на дискотеке, то во дворе. Все движение происходило вокруг зрителей, становясь движением жизни. Актеры за короткий срок присвоили (не хочется говорить выучили!) текст, сделав своих персонажей живыми, узнаваемыми соседями зрителей. При всем этом в показе не было острой «документальности» - тонкая, пронзительная лирическая линия сделала его подходящим для семейного просмотра, поднимающим проблему внутреннего конфликта между чувством долга и личной свободой. Юная выпускница мечтает уехать из родного поселка в Питер. И уезжает, несмотря на уговоры и угрозы мамы, на первую любовь и непонимание друзей. Вот, собственно, и весь сюжет. Отсутствие интенсивного действия в пьесе могло бы сделать представление скучноватым, как и само мирное течение жизни в поселке, однако неожиданный поворот в сюжете лишил бы ее животрепещущей правдивости. Этого поворота ожидают все: и герои, и зрители. А жизнь течет по своим законам.

Вечерний показ пьесы «Жульета» Сергея Руббе из Кельна (Германия) стал продолжением темы первого. Здесь в жизни героя, в гастрольных скитаниях фокусника случается неожиданный поворот: на его попечении оказывается молодая девушка, странная и смешная. Как во всяком произведении, написанном в жанре «дороги» (опять ссылка на кино), главное здесь не то, что ждет героев в конце пути, а то, какие встречи на нем происходят. И перед нами открываются истории простых (и не очень!) людей, в сущности хороших и по-своему несчастных. Автор, отступив от русской литературной традиции, когда путешествие героя становится основой сатирического произведения, рассказал грустную и смешную историю о неприкаянности «загадочной русской души». Герои С.Руббе, как бильярдные шары, стукают друг друга по гладким бокам, сталкиваются и разлетаются в разные стороны, отправляя кого-то случайно в лузу смерти. Режиссер показа Александр Ряписов отправил в путь зрителей - действие происходило в фойе театра «Комедiя». Для разных остановок, таких как бар, зал ДК, подъезд, автомобиль, квартира, гостиница, были задействованы два этажа фойе, буфет театра, лестница и даже входные двери.

В последний день семинара была показана притча-модерн нижегородского драматурга Нины Прибутковской «Агентство расставаний, или Город богатых мужчин», которую режиссер Александр Сучков прочитал в откровенно фарсовом ключе. Автор сама участвовала в представлении в роли Драматурга, читающего ремарки и заставляющего «заигравшихся» актеров не выходить за рамки написанного. Этот опыт «небережного» отношения к тексту дал, однако, положительный результат в виде яркого сатирического представления.

Семинар, прошедший под занавес трудного театрального сезона в Нижнем Новгороде, привел к неожиданно оптимистичным выводам. Пять нижегородских режиссеров продемонстрировали готовность к экспериментам, умение работать в непривычных для себя жанрах и, как это ни банально звучит, большой творческий потенциал. Артисты четырех нижегородских театров («Комедiи», ТЮЗа, Академического театра драмы, детского театра «Вера») активно включились в работу. Поистине бенефисными стали показы для актеров Игоря Смеловского и Юлии Лыковой, Игоря Михельсона и Марианны Асста, Дмитрия Кальгина, Натальи Червяковой, Сергея Бородинова. Все участники семинара признавались, что присутствие драматурга на репетициях оказывалось полезным. Подобный опыт показал, что современная драматургия существует - актуальная, живая, отражающая все проблемы и нашего общества, и нашего творческого сообщества. Показы вызвали большой зрительский интерес. Несмотря на неудобное для обычного зрителя время и непривычное, даже некомфортабельное расположение мест, аншлаги были всегда! К сожалению, за дверьми оставались студенты-филологи и арт-журналисты, готовые не только смотреть экспериментальный показ, но и обсуждать. У семинара есть и конкретный результат - театр «Комедiя» заключил договор с Сергеем Руббе на постановку пьесы «Жульета».

Нижний Новгород не раз становился полигоном для экспериментов - экономических и социальных. Творческая лаборатория СТД РФ лета 2010 года оставила у нижегородцев самые добрые впечатления.

Фото Дины Барт

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.