Юбилей Нины Яковлевой (г.Чебоксары)

Выпуск № 1-131/2010, Юбилей

Юбилей Нины Яковлевой (г.Чебоксары)

Юбилей отметила народная артистка России и ЧАССР, актриса Чувашского академического театра им. К.Иванова Нина Яковлева. Поздравляя ее, коллеги собрали цитаты из публикаций, посвященных юбилярше, которые рисуют ее мини-портрет.

"В жизни Нина Михайловна Яковлева ничем не отличается от других: она любящая и заботливая дочь, жена, мать и бабушка. Сыновей растила - вместе с ними Виктора Цоя слушала, футбол-хоккей смотрела. Теперь так же привязана к внучкам. Выросшая в деревне, даже прожив в городе больше полувека, не чувствует себя оторванной от земли.

Но на сцене она преображается. Если поставить в один ряд ее героинь: жрицу Кебе («Когда гаснут звезды» Н.Сидорова), Пелагею («Пелагея и Алька» Ф.Абрамова), Праски («Тетушка Праски дочку выдает» А.Чебанова), Пашу («Выйди, выйди за Ивана» Н.Айзмана) и других - не верится, что все это сыграно одной и той же актрисой. И комедии, и трагедии ей по силам.

- Театр учит и воспитывает зрителей. А лично на вас, Нина Михайловна, ваши героини как-то повлияли?

- Безусловно. Разве могут пройти бесследно для актера сыгранные им роли? Оглядываясь назад, осознаю, что на  меня как на человека огромное влияние оказал Валентин Распутин. Мне посчастливилось играть Марию в спектакле «Деньги для Марии» и Дарью в «Прощании с Матерой». Это мощные, психологически насыщенные образы. Даже когда монолог произносишь - в зале стоит абсолютная тишина, и нутром чувствуешь, что каждое твое слово доходит до зрителя. Такие героини и душу очищают, и силы придают.

Газета «Сцена» (Советская Чувашия)

"Прекращение бытия, трагический исход людей из обжитых мест - главные темы философски мощного спектакля Чувашского театра им. К.Иванова по апокалиптичному в сути своей роману Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Режиссер Валерий Яковлев решает его в ораториальных тонах. Нина Яковлева потрясающе сыграла старуху Дарью новой Антигоной, которой пришлось дожить до старости. В этой упрямой женщине есть эпическая сила истинно античной героини, чье «упрямство» не что иное, как памятливость души. Ее поддерживают в этом прежде всего тени прошлого - целая вереница прежних жизней, память о которых для Дарьи священна".

Александр Иняхин. «Культура» (1996)

Главный режиссер Чувашского академического театра имени К. Иванова поставил пьесу В.Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня», где сумел соединить, не только символы традиционно-театральные, но и общефилософские, национальные. Театр возникает из мифа и на круги своя в миф возвращается. Н.Яковлева в роли бабушки, наверное, одно из самых сильных впечатлений фестиваля. Трудно найти слова, которыми можно рассказать о том, как сделана эта роль. Боязно разрушить цельный образ неточным эпитетом. Поверьте на слово: это необходимо видеть.

Нина Карпова, «Экран и сцена» (1991)

"Не удивлюсь, если кто-то скажет, что на спектакле «Анаталла-тёвалла» не смог сдержать слез. Какое сердце останется равнодушным к судьбе женщины по имени Анукка, потерявшей в годы сталинских репрессий мужа, двух сыновей, сноху и внука? Этот спектакль выдвинут театром на конкурс «Узорчатый занавес» в номинации «Лучший спектакль года», а Нина Яковлева - Анукка - в номинации «Лучшая женская роль».

Первооснова пьесы, считает Нина Михайловна, конечно, в повести Дениса Гордеева, которая вышла когда-то в библиотечке журнала «Ялав».

- Изумительная книга о жизни в послевоенное время. Очень понятная, с глубокими образами. Но вот выразить все это на сцене - сложно. Я хорошо помню годы, когда разоблачали Сталина, Берию. Было мне 13 лет, а это тот возраст, когда активно впитываешь все происходящее вокруг. Помню, как трудно и бедно жили в деревне, дети в 6-7 лет уже умели жать, женщины занимались тяжелой мужской работой. Но такой трагической судьбы, как у моей героини, не встречала. И у меня в жизни, слава Богу, не было таких горестей. Хоть отец и погиб на фронте, но меня воспитывал хороший отчим. В жизни все складывалось благополучно. Поэтому вживаться в образ Анукки было трудно.

- В списке сыгранных вами ролей героини разных национальностей: марийка, башкирка, грузинка, аварка, испанка, осетинка, полька... В раскрытии характеров женщин разных национальностей  возникают дополнительны трудности?

- Темперамент может быть разный, костюмы другие. Традиции, обычаи, поведение     закладываются в драматургический материал. В остальном же женщина останется женщиной: она любит и ненавидит, ревнует и страдает, детей растит, оберегает родной очаг... Вроде бы женская доля одинакова, тем не менее ни одна из моих героинь не повторяется в другой. А как этого достигать? Вес зависит от того, что ты вобрал в себя с малых лет: что читал, видел, запомнил, чем душу обогатил. Плохое, хорошее - все оседает в кладовой души.

Дарья Двойнова. «Сцена Чувашии» (2008)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.