Глаза в глаза…

Выпуск №2-112/2008, Содружество

Глаза в глаза…

В болгарском городе Враца с успехом прошел XIX Международный фестиваль камерных спектаклей. Хорошо зная Болгарию и болгарский театр, я впервые приехала на этот фестиваль и была покорена им.

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Болгарии, мэрия города, фонд «Идея театра» и сам театр города Враца, которому осенью исполнилось 70 лет.

Главным моим спутником во Враце стала красота, которая окружала нас всюду: очаровательный уютный зеленый город на фоне величественных скал; красивые, доброжелательные люди, знакомые и незнакомые; большое красивое здание театра, в котором четыре сцены и где играются драматические, музыкальные и кукольные спектакли.

Очень хочется отметить высокую культуру организаторов фестиваля во главе с его директором Анастасом Попдимитровым, великолепным актером и прекрасным, обаятельным человеком, престижное профессиональное жюри во главе с его председателем, директором агентства «Театр, варьете и цирковое искусство» Красимирой Филиповой.

Поразили нас и замечательные врачанские зрители, которые умеют очень чутко воспринимать спектакли.

К сожалению, я не смогла посмотреть все спектакли, но увиденные дали право сказать определенно: афиша фестиваля была разнообразной и интересной. Зрители увидели и зарубежную классику (Шекспир, Уильямс, Стриндберг, Брехт, Беккет), и русскую (Достоевский, Чехов), и болгарскую драму (Яна Борисова). Открылся фестиваль спектаклем хозяев города «Загадочные вариации» Эрика-Эммануила Шмитта в постановке Йордана Славейкова.

К лауреату Нобелевской премии Абелю Знорко-Веселину Ранкову, уже десять лет одиноко живущему на отдаленном острове в Норвежском море, пробирается молодой журналист Эрик Ларсен-Пенко Господинов. Он хочет взять у знаменитого писателя интервью о его только что опубликованном романе «Невысказанная любовь», основанном на переписке между писателем и его любимой Элен Меттернах. Бурная любовь продолжалась всего несколько месяцев, после чего любовники расстались и пятнадцать лет переписывались. Писатель считал, что только на расстоянии можно сохранить настоящее чувство. Вся пьеса и спектакль построены на ожесточенных словесных поединках двух героев, в ходе которых выявляются их взгляды на любовь, брак, жизнь. По ходу действия Ларсен признается, что Элен была его женой, они прожили вместе два года, а десять лет назад она умерла от рака. Ларсен обнаружил письма писателя и понял, что тот был единственным мужчиной, которого Элен любила всю жизнь. Пытаясь сохранить для себя образ Элен живым, он стал писать Абелю Знорко от ее имени.

Спектакль поставлен аскетически — на оголенной сцене отдельные детали быта и только два героя. раскрывающие свои сердца, свою жизнь и свою большую любовь к одной женщине.

Театральная мастерская «Сфумато» (София) представила «Пляску смерти» Августа Стриндберга, классика шведской литературы, одного из основателей нового театра, пьесы которого совсем не просто воплощать на сцене. Известный болгарский режиссер Маргарита Младенова сумела создать стильный спектакль, заставив тяжеловесный текст заиграть всеми цветами радуги.

Два главных героя Эдгар — Владимир Пенев и Алис — Светлана Янчева будто два игрока бросают вызов жизни и смерти, обретая в этом силу.

Сцены из супружеской жизни людей, проживших вместе 30 лет, поначалу напоминают беспросветный ад. Перед нами два истерзанных жизнью человека, страдающих от уязвленного самолюбия и гордости.

Эдгар не сделал блестящей военной карьеры, дослужившись только до чина капитана артиллерии. Алис не стала актрисой. Каждый винит во всех своих неудачах другого. В финале, после всех взаимных оскорблений и ненависти, Эдгар и Алис остаются вместе, скованные одной цепью, считая, что «все так живут, только мало, кто в этом признается».

Маргарита Младенова вместе с прекрасными актерами «Сфумато» проникла в самую ткань драмы Стриндберга, стремящегося понять сложную природу человеческих отношений.

Софийский Молодежный театр им. Николая Бинева обратился к малоизвестной пьесе одного из интереснейших драматургов прошлого столетия Фердинанда Брукнера «Болезнь молодежи» (в болгарском варианте «Болезнь молодости»). Эту пьесу, которая ознаменовала новый этап в его творчестве, Брукнер написал в 1924 году, переехав из Вены в Берлин, где основал свой «Ренессанс-театр». Пьеса пронизана сексуально-эротическими мотивами. Спектакль, поставленный Биляной Петровой, раскрывает духовный мир «золотой молодежи» Вены после Первой мировой войны.

В студенческом общежитии царят насилие, жестокость, похоть. В этом мире разрушаются все отношения и разбиваются все иллюзии.

Вечный студент Фредер — Малин Крыстев издевается над всеми. Его сокурсницы Мари — Искра Донова, Дезире — Ярослава Павлова, Ирене — Яна Титова то дерутся, то занимаются лесбийской любовью, доходя до исступления. В конце концов, одна из них идет на панель, другая накладывает на себя руки. Спектакль исследует гибель моральных ценностей «потерянного поколения», которое война опустошила и духовно уничтожила.

Драматический театр имени Гео Милева из Стара Загоры захватил зрителей ярким и страстным спектаклем по произведению Исаака Башевиса и Евы Фридман «Тойбеле и ее демон».

Режиссер Пламен Марков умело соединил фантастику и реальность, быт и романтику. Художник Мира Каланова выстроила на сцене белую деревянную конструкцию, затянутую сверху огромной сеткой. В ней, словно в клетке, живет в безысходной тоске и томится в ожидании любви молодая красивая Тойбеле — Лора Мутишева (прекрасная актерская работа). Бедный помощник местного учителя Алхон — Тигран Торосян, безнадежно влюбленный в Тойбеле, появляется ночью в образе демона Гурмезаха, зазывает ее на крышу-сетку и соблазняет.

Мутишева играет сильную натуру, но любовь и страсть оказываются неподвластны здравому смыслу, и богобоязненная Тойбеле находит счастье в объятиях демона. Подчинившись его воле и выйдя за Алхонона, Тойбеле сгорает в тоске. В этом притчевом спектакле, напоенном атмосферой страсти, заложены общечеловеческие проблемы, и как набат для всех живущих на земле звучат слова: «Нет смерти, есть только вечная любовь».

Большой успех выпал на долю Камена Донева, актера Пловдивского драматического театра им. Н.О. Масалитинова, сыгравшего свой авторский моноспектакль «Взгляды одного учителя на народное творчество». В течение почти двух часов (быть может, даже слишком долго) Камен Донев ведет эмоциональный разговор со зрительным залом, прерываемый песнями и танцами. Читая лекцию о народном творчестве, сопровождаемую шутками, тонким юмором, импровизацией, он утверждает, что народные песни и танцы помогают преодолеть все неурядицы в семье и на работе.

В бешеном ритме и необыкновенно пластично Донев изображает, как пляшут в Испании, показывает старинные тракийские танцы, поет на всех языках и уморительно дает рекомендации иностранцам, как овладеть танцами болгарскими. Он великолепно изображает голоса животных, стук колес поезда, шум уходящего автобуса.

Замечательный актер умело вовлекает зрителей в игру. Он считает, что, проснувшись, все должны танцевать и петь о солнце, любви и жизни. В международной программе фестиваля были представлены зарубежные театральные коллективы. Мне удалось посмотреть два.

В театре «Славия» из Белграда (Сербия) пьесу «Ясмина на перепутье», написанную актрисой Лиляной Лашич, поставил Владимир Лазич. Спектакль скромен и по мелодраматическому материалу, и по режиссуре, но покоряет игрой трех замечательных актеров.

У двух сестер — Елены в экстравагантном и ярком исполнении Лиляны Лашич и Марлены, которую тонко и изящно играет известнейшая югославская актриса Рада Джуричин, приглашенная в театр «Славия» на эту роль, не сложилась личная жизнь. Елена пытается найти выход в светских развлечениях и нарядах, Марлена обращает свой взор к Богу.

Много лет назад в Париже Марлена сошлась с шофером своего отца-дипломата и родила сына. Чтобы скрыть грех сестры, Елена, сказав, что ребенок умер, отдала его на воспитание в другую семью. Она следила за его жизнью и вот решила пригласить юношу, ничего не знающего о своих родителях, погостить у них в доме. Актер Синиша Убович практически без репетиций заменил заболевшего коллегу и очень органично вошел в спектакль, создав обаятельный образ молодого человека.

Сербский спектакль негромкий, неброский, но проникновенный, затрагивает глубины человеческого сердца.

«Предложение» — быть может, лучший водевиль из череды блестящих чеховских миниатюр. Режиссер московского театра «Апарте» Нина Григорьева неординарно решила этот текст. Она ввела в спектакль четырех женихов, приезжающих делать предложение, наделяя каждого какой-либо одной чертой. Есть ряд смешных режиссерских находок, хороша Наталья Степановна — Юлия Голубева, но в целом спектакль затянут, в нем много ненужных повторов, излишней суеты, мешающих воспринимать Чехова деталей. Очарование камерных спектаклей в том, что они играются в непосредственной близости к зрителю, как говорится, «глаза в глаза», когда актеры не могут спрятаться за вычурные мизансцены, навороченную декорацию, даже за своих партнеров.

XIX Международный фестиваль в городе Враце еще раз показал, что современный театр тяготеет к камерности, к постановкам на малых сценах, позволяющим актерам, выходя на публику, обнажать свои мысли и чувства.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.