Йошкар-Ола

Выпуск №2-132/2010, В России

Йошкар-Ола

Новый сезон в Академическом русском театре драмы им. Г.Константинова открыла премьера - «Дама-невидимка» Педро Кальдерона в постановке и сценическом решении Андрея Лапикова, художник - Лион Тирацуян.

На сцене темно и дымно, краснованая «паутина» на «потолке» гамаками висит на осколках архитектурных фризов, в центре задней стены сцены - «каменный гость» - огромный мужик с бородой, в плаще и с согнутой в воздухе ногой, по лицу видно - бронзовый. По бокам сцены - старинные испанские портреты типа Веласкеса в кровавых отблесках свечей: ясное дело, век примерно XVII, лампочек не было... Ах, нет, кажется, все-таки уже были: вон герои со шпагами крадутся в темноте с походным фонарем большой мощности, да еще прикуривают сигареты от свечки на портрете! И музыка «тух-тух-тух», как на дискотеке. И все же это Кальдерон.

Удивительно смешной и легкий, немножко похожий на студенческий капустник, немножко - на детскую игру «в Марфуту» (помните: «Марфута-а-а!» - «Что, барыня, я тута!» - «Принеси мне подушку!» - «Что-что? Лягушку?!»). Ну и на цирк чуть-чуть: массу «сюрпризов» и «приколов» напридумывал режиссер, и, видимо, драматургия это позволяет. Такой благодатный материал, а всего лишь «про это»: одна молодая вдова решила захомутать неженатого графа, а видеться негде и нельзя (в Испании с этим строго), и брат вдовы, и еще один брат в этом же доме живут, и всем позарез надо... видеть своих любимых. Что тоже - «неприлично», иначе скандал и дурная слава в «своей деревне». И один важный момент: надо ведь еще и женить графа на себе, а не «просто так» - тут надо интеллектом поработать. Но испанцы всегда находят выход в сторону своего испанского счастья! За что мы их, в общем, и любим до сих пор. «И нам за ними в путь счастливый!» - как сказал бы Грибоедов.

Двигаться в заданном направлении, работая над собой, в том числе у балетного станка, заниматься телом, дыханием, вокалом начали два месяца назад молодые актеры Русского театра драмы Марина Андреева (донья Беатрис) и Игорь Новоселов (дон Хуан), Надежда Белобородова (Донья Анхела) и Антон Типикин (дон Мануэль), Сергей Васин (дон Луис) и Алексей Луценко (слуга Родриго), Евгений Сорокин (слуга Косме) и Жанна Калашникова-Тимченко (служанка Исабель), а также безмолвные, но шикарно танцующие служанки - Юлия Охотникова и Надежда Мусина иже с ними студентки колледжа культуры искусств им. И.Палантая. И глядя на блестящие и обворожительные женские танцы в «Даме-невидимке», с чувством глубокой солидарности и радости хочется сказать: «Черт! Это же здорово! Трудно! Но здорово!» А как Сергей Васин поет «Карузо» Луччо Далла - лучше Баскова (но несколько хуже Градского). А захотите разобраться с близкими на кухне или на темной улице с гопниками (в нашем городе это актуально), обратите внимание на бои, которые поставил Алексей Луценко, известный любителям театра по незабываемому образу Челмерса в «Там же, тогда же» Слэйда в постановке Ю.Синьковского и Бартли в «Инешман int.» по Макдонаху, впрочем, он и в этом спектакле как актер удивительно хорош и будет еще лучше, если свой горб (придуманный режиссером) будет иногда использовать как подушку под голову, орудие в драке и еще как-нибудь интереснее.

Евгению Сорокину и его зверски обаятельному герою - слуге Косме - Кальдерон... ах, нет, как выяснилось, Андрей Лапиков, вложил в уста ужасно знакомое, почти крылатое четверостишье: «Пьет воробей из мутной лужи. Олень из чистого ручья...» - и зал тут же беззаветно влюбился в актера.

Свет и атмосфера типа «темнота - друг молодежи», реквизит типа «иконки» в компьютере - но «кистью фламандцев», даже на столе вместо фруктов и кушаний, а также напитков. А не на столе - напитки не в опереточных бокалах, а в бутылках, за которыми просматривается логичное желание - вообще заменить бутылки на пивные банки. И было бы в тему!

Работа с «гастролирующим» режиссером была рекордно спокойной - два месяца, актеры отмечают, что Лапиков приехал в театр, досконально продумав будущий спектакль.

Актер Евгений Сорокин: «Лапиков прекрасный педагог, в первую очередь педагог - это редко и ценно для меня и для всего нашего молодого коллектива, после него я легче стал понимать других режиссеров. Это, кажется, не первый его Кальдерон, он поставил по «Даме-невидимке» уже третий или четвертый спектакль - и все абсолютно разные. Он знает пьесу наизусть, ему даже текст не распечатывали. Он полностью сочинил все образы, позы, мизансцены, декорации, игру с декорациями, но принимал на ходу все предложения от актеров, не перебивал никого ни разу - выслушивал до конца, давал возможность выбора, творческого поиска в репетиции. Если честно, я совсем не Косме по натуре, я его еще не до конца сделал, он «вылупился» из меня уже на последнем утреннем прогоне, а вечером - премьера... Но состояние, что кто-то спокойно и уверенно ведет нас всех к победе, оно такое приятное и радостное...»

Актер Алексей Луценко: «Мне дали роль слуги Родриго. Я вообще не слуга, все внутри возмущалось, очень хотел драться на шпагах: в труппе на сегодня никто это не делает лучше меня. Предложил Лапикову поставить бои. Он говорит: «Давай!» И сделали. В рапиде, замедленно. Там есть бой «всерьез» и бой «иронический». А что до моего образа - он такой карикатурный... Вообще-то Родриго - это фактически оруженосец, друг своего господина, почти равный... Надо его додумать...»

Актер Сергей Васин: «Лапиков интересный, опытный педагог и организованный, интеллигентный, умный, спокойный, я бы даже сказал, «комфортный» режиссер. Когда ему урезали репетиционные часы и поставили перед фактом, он смиренно смотрел в свой график и, как полководец, выстраивал новую тактику, при этом не было никакого аврала, психоза, ругани с актерами - очень тактичный! Он расписал все движение, предложил мне спеть на мелодию Луччо Далла. Я не стал чужие варианты слушать и до сих пор не знаю, как это поют: свое не сделаешь, если чужие варианты на слуху. Тексты сами писали, в процессе. У нас почти все стихи пишут: Сорокин, Луценко, я немного... А вокалу я вообще-то учился в свое время у прекрасного педагога в Марийском республиканском музыкальном училище им. Палантая. Зря не закончил: все-таки школа. Мне везет на педагогов».

Особо хочется отметить красоту мизансцен в спектакле, продуманность и гармоничность поз и жестов героев - от драк до самых интимных сцен. Например, когда молодые девушки в закрытой «женской половине» отыгрываются на случайно попавшем к ним слуге Косме, это даже насилием и издевательством назвать нельзя, потому что эти «игры» веселы и эстетичны. А сцена между влюбленным доном Хуаном (Игорь Новоселов) и доньей Беатрис (Марина Андреева) несколько смущает своей беззащитной публичной близостью двух молодых людей, но не дает зрителю повода для иронии или отвода глаз (в присутствии сослуживцев, родственников, даже детей), ибо она прекрасна, напоминая «Пьетту» Микеланджело и одновременно лотос, символ природной чистоты.

Удивительное чувство радости и счастья испытали зрители. При выходе из театра после спектакля только о нем и говорили, даже от этого получая удовольствие.

Фото Светланы Павловой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.