Казань

Выпуск №2-132/2010, В России

Казань

В Казанском государственном театре юного зрителя к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне режиссер Владимир Чигишев выбрал для постановки пьесу Рустама Ибрагимбекова «Прикосновение». Свой спектакль казанцы назвали «Танец маленьких лебедей». Основная тема пьесы - двуязычие азербайджанской культуры и шире - взаимоотношения Востока и Запада. Актеры на главные роли были выбраны по типажу: «простой русский парень» Павел Густов и «восточная красавица» Алсу Густова. Эта яркая семейная пара не только на сцене, но и в жизни будоражит воображение соединением славянского и тюркского. На протяжении часа Павел Густов показывает многомерность своего героя Андрея, простого советского парня - рассказывает Алсу (Адалат) свою биографию, желая произвести впечатление, но успеха не достигает: образование семь классов, профессия - альфрейщик, нечто среднее между художником и маляром (вручную, без трафарета, рисовал орнаменты на оштукатуренных стенах). Родом из Саратова, но переехал с родителями в Баку, где впитал в себя дух интернационализма, так что в мусульманстве ему внятно все - религиозные праздники, трепетное отношение к женщине (ведь все они чьи-то сестры, дочери и жены). Пусть у него на руке наколка - свидетельство увлечения блатной дворовой романтикой, зато Андрей ценит и понимает искусство. Его возраст - 27 лет - пустяки, он еще успеет после войны выучиться на художника.

Суетливым многословием Андрей напоминает Петруху, пристающего к восточной девушке: «Гюльчатай, открой личико». А «Гюльчатай», то есть Адалат в исполнении Алсу Густовой, «не открывает» - ведет себя замкнуто и молчаливо, время от времени взрываясь неприятием: «Ты мне не нравишься! Кто ты такой, чтобы любить картины - для этого нужно много учиться!» Алсу Густова строит роль по иному принципу - дает не связную совокупность черт характера, а резкие характерные детали. Она символизирует Восток - созерцательное, недеятельное начало. Пытаясь проникнуть в потаенную суть случайного знакомого, Адалат поднимается по лестнице к колосникам, где висит изображение Богородицы с младенцем, и оттуда что-то напряженно рассматривает в бинокль, кажется, душу Андрея - то самое христианское жертвенное начало.

Перелом в отношениях героев наступает, когда при первых признаках опасности Андрей вскидывает винтовку и твердо заявляет: «Я солдат хороший!», не поддается на уговоры Адалат, ужом вьющейся вокруг него и уговаривающей не рисковать. В этот момент в нем проступает несгибаемый, способный во имя дела отринуть любой соблазн красноармеец Сухов. В целом действие как таковое в спектакле «Танец маленьких лебедей» отсутствует. Замедленный темп компенсируется лихорадочным ритмом, который создается детальным проживанием обыденных дел: Андрей вскрывает банку тушенки ножом, долго и смачно ест, вылизывает ложку, перебинтовывает ногу, расставляет и вновь складывает в ящик картины; Адалат приводит себя в порядок: расплетает косы, расчесывает волосы, вновь заплетает косички, грызет сухари. С помощью этих незатейливых действий актерам удается создать образы персонажей мягкими и подвижными, а цепь, по которой драгоценная душевная энергия течет от артистов в зал, незаметной.

Фото предоставлено Казанским ТЮЗом

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.