Саранск

Выпуск №2-132/2010, В России

Саранск

В театральной жизни Саранска произошло знаменательное событие: 15 мая 2010 года давали «Грозу» А.Н.Островского. Студенты Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова следили за всем, что происходило на сцене, с особым интересом, ведь в ролях хорошо знакомых по школьной программе персонажей выступали их сокурсники и педагоги.

Сцена Большого зала училища превращается в театральные подмостки не впервые - с 2002 года здесь существует студия-эксперимент «Нина». Неизменным режиссером-постановщиком в ней выступает известный певец, народный артист Республики Мордовия, Лауреат государственной премии РМ Сергей Плодухин. Сразу скажем, что очередной «эксперимент» оказался удачным. Пять действий пьесы прошли на едином дыхании. Перипетии сюжета хрестоматийной «Грозы» на сцене обрели жизненную силу, чем и вызвали непосредственный отклик в душах зрителя. Мы беседуем с руководителем театральной студии - преподавателем Саранского музыкального училища Ниной Фенеши.

- Нина Александровна, согласитесь, не всякий педагог становится во главе театральной студии. Скажите, пожалуйста, с чего все началось?

- Все началось с мечты. С детства люблю театр! Участвовала во всех школьных постановках. А когда начала работать в училище, очень захотелось поставить А.Чехова. Первой ласточкой на пути к организации студии была театрализованная (музыкально-поэтическая) композиция к 200-летию А.С.Пушкина, осуществленная силами студентов нашего училища. Кстати, один из участников того концерта - Константин Пурилкин - теперь сотрудничает с оперной студией Галины Вишневской. Когда ко мне в класс пришла студентка Елена Гончаренко (сегодня она уже солистка филармонии и преподаватель вокала в нашем училище), я поняла: вот она, Нина Заречная! Мы поставили «Чайку». Я и сегодня считаю, что среди чеховских пьес эта - самая близкая нам по духу.

- Теперь понятно, почему ваша студия называется «Нина» - это не только ваше имя, но и имя любимой героини, своего рода символ вашей мечты. Вы знаете, а я почему-то подумала о том, что ваши постановки возрождают традицию. Известно, что в Саранском музыкальном училище еще в 70-е-80-е годы, когда училище возглавляла ваша мама, Л.П.Юшкова, было поставлено, кажется, 10 спектаклей.

- Да, тогда саранская публика побывала на студенческих постановках «Евгения Онегина», «Русалки», «Дубровского», «Корневильских колоколов», «Лючии ди Ламермур», «Улицы дель Корно» и других. Но если говорить о традиции, то нельзя не упомянуть имя П.А.Органова (кстати, моего двоюродного деда), который до революции служил регентом в Петербурге и пел в Мариинском театре. Приехав в Саранск, в 1932 году он основал музыкальный техникум, стал его первым директором и поставил три оперы - «Евгения Онегина», «Русалку» и «Фауста». Он же в 1937 году пригласил на работу из Пензы певца и дирижера Ф.П.Вазерского с женой М.З.Харитоновой (меццо-сопрано), что позволило организовать тогда в Мордовии оперный театр.

- Ваша студия продолжила эту традицию. Это наводит на мысль о какой-то генетической предрасположенности к театру, неодолимой тяге ко всему театральному.

- Возможно. В детстве и юности на меня производили сильное впечатление театральные спектакли с участием известных актеров. Хотелось стать героиней, хоть ненадолго. Кстати, я только сейчас заметила, что героини всех поставленных в нашей студии спектаклей связаны с театром.

- Нина Александровна, на счету вашей студии уже несколько удачных экспериментов: две театрализованные музыкально-поэтические постановки и 7 спектаклей. Среди них преобладает русская классическая драматургия - «Чайка» (2002), «Гроза», «На дне» М.Горького (2006), «Без вины виноватые» А.Н.Островского (2003), «Каменный гость» А.С.Пушкина (2008). Но есть и советская - «Варшавская мелодия» Л.Зорина, и зарубежная - «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса (2004). Как вы выбираете пьесы для своих постановок?

- Все спектакли - это мои воплощенные мечты, которые возникли под впечатлением известных театральных постановок и не покидали меня долгие годы...

- Есть ли разница в работе над русской и зарубежной драматургией?

- Разницы нет. Все пьесы, к которым мы обращались, о главном, о вечном. Они говорят на языке сердца и души о том, что волнует человека во все времена - о любви матери к ребенку, о жажде любви, об отношениях мужчины и женщины...

- Давайте поговорим о последнем спектакле - о «Грозе». Зачем ставить хрестоматийную пьесу? Разве только для того, чтобы студенты увидели на сцене то, что им хорошо известно?

- Я не понимаю, почему к «Грозе» так мало обращаются режиссеры, ведь она ультрасовременна. Мы ставили не пресловутый «луч света в темном царстве». Мы рассказали о человеке, который борется с грехом, о молодой женщине, превращающейся в блудницу на наших глазах. За борьбой в душе героини следишь, затаив дыхание, и оплакиваешь гибель этого «падшего ангела».

- Большинство актеров, занятых в спектакле, - студенты-вокалисты. Конечно, их учат актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, но этому отводится гораздо меньше времени, чем в театральных училищах. Но на спектакле не чувствовалось разницы между вокалистами, пианистами - все были прекрасными актерами, и ситуации и чувства были сыграны необыкновенно правдиво, можно сказать, профессионально. Чья заслуга в этом - студентов или режиссера?

- Думаю, что общая. Мы преследовали единственную цель - доставить радость зрителям. Скептически настроенный критик мог бы сказать, что наши актеры очень юны, чтобы браться за такие роли. А мы ответили бы: на протяжении всего спектакля в зале звучал смех. А в финале люди едва сдерживали слезы. А ведь именно этого требовал от театра Островский: крупного комизма и острого драматургического конфликта. Значит, наши усилия были не напрасны. Во время подготовки спектакля нелегко было всем актерам - и взрослым, и молодым. Были бесконечные репетиции, прогоны, были даже слезы...

- Мне кажется, что Сергей Александрович Плодухин - режиссер по призванию. Видимо, он может быть твердым, знает, чего хочет добиться от актеров, и умеет это сделать, если совсем юные ребята (а их возраст от 17 до 20 с небольшим лет) создали незабываемые образы на сцене. Это и Тихон - мягкий, безвольный, но добрый, в исполнении Владимира Акифьева. И прогрессивный изобретатель Кулигин в исполнении Павла Дерябина с раздражающими всех идеями обновления жизни. И Ваня Кудряш - Николай Батраков...

- Я согласна - ребята раскрылись в этой работе. Например, главная героиня Катерина в исполнении Алины Крюковой трогательно искренна, утонченна, в ней есть то, что называется загадочным французским словом «шарм». К тому же она обладательница сопрано нежнейшего бархатного тембра. Совершенная ей противоположность - Анастасия Шепелева, студентка фортепианного отделения. Ее Варвара - огонь и каскад ниагарских вод одновременно. Слово «блеск» одинаково подходит и к мазурке Шопена в ее исполнении на фортепиано, и к танцу, который стал вершиной, жизнеутвердающим аккордом, звучащим в этом спектакле. Кстати, именно ее работу как настоящую удачу отметил заслуженный деятель искусств России Г.В.Спектор. Кто знает, может быть, это открытие будущей театральной актрисы...

- Нетрудно заметить, что во всех спектаклях есть роль для вас. И роли эти очень разные. Вряд ли это вызвано только необходимостью «контролировать» работу на сцене. А отзывы критиков говорят о том, что у вас есть талант. Запомнилось высказывание профессора А.Д.Еремеева, что Н.Фенеши и С.Плодухин на театральной сцене «не столько играют, сколько «проживают» жизнь своих персонажей, мастерски перевоплощаясь в них». Примерно о том же говорила и известный в Мордовии музыковед и театровед, заслуженный деятель искусств РМ Н.М.Ситникова, причисляя вас к тем актерам, кто очень щедро себя растрачивает. Это - признание профессионализма. В «Грозе» вы очень убедительно сыграли роль Кабанихи в дуэте с вашим супругом Сергеем Плодухиным, великолепно исполнившим роль Дикого. Трудно ли далось перевоплощение в женщину властную, жестокую, рядом с которой не каждый может сохранить себя?

- Это было нелегко. Работа над ролью потребовала колоссальных усилий. Отдельные моменты не получались долго, я репетировала постоянно - дома, на даче... Некоторым вещам училась впервые, и неоценимую помощь в этом оказал С.Плодухин - его профессиональный актерский опыт работы в Мордовском государственном музыкальном театре имени И.М.Яушева, где он на протяжении 20 лет является ведущим солистом.

- Кстати, многие зрители обратили внимание на интересную режиссерскую находку С.Плодухина - неожиданную интерпретацию отношений Марфы Игнатьевны Кабановой и Савела Прокофьевича Дикого.

- Да, действительно, мы играли, говоря современным языком, флирт. Это расставило новые акценты в характерах героев, рельефнее подчеркнуло эгоизм, ханжество и лицемерие Кабанихи.

- Во всех ваших спектаклях звучит много музыки. Это и понятно: актеры и режиссер - музыканты. Вы ведь и сами окончили вокальное отделение этого училища. «Гроза» особенно насыщена музыкой - разной, но очень органично вписавшейся в ход драмы. К месту были здесь и мазурка Шопена, исполненная «вживую», и русские песни, романсы, соло и ансамбли. Живая музыка исполняется студентами на сцене и звучит как фон. Единственное произведение, выбор которого вызвал (по крайней мере, у меня) недоумение - это песня «Течет река Волга». Расскажите, пожалуйста, об этой стороне работы.

- Да, в наших спектаклях музыке принадлежит важное место. В «Грозе» с нами плодотворно сотрудничала заслуженный работник культуры Республики Мордовия С.С.Молина, музыкальный руководитель постановки. Мы насыщаем музыкой спектакль настолько, насколько позволяет авторский замысел. В «Орфее», например, С.Плодухин поет две баллады собственного сочинения на стихи Т.Уильямса и А.Рембо. Они идут у него в концертном исполнении. В «Грозе» звучат и ансамбль народных инструментов, и инструментальное трио, и дуэт гитаристов, и вокальные соло, дуэт, ансамбль.

Сейчас у молодежи больше популярен «Нотр-Дам», нежели «Гусарская баллада». А в нашей интерпретации «Грозы» мы достигаем главного: зритель вновь «полюбляет» свое, русское, и не только слово, но и мелодии. Ведь основа пьесы насквозь песенная. А песню «Течет река Волга» мы взяли намеренно: она должна была символизировать Россию не только образом великой русской реки, но и ассоциациями с голосом Людмилы Зыкиной. Эта песня - дань памяти великой русской певице.

- Хотелось бы отметить очень удачное воссоздание стиля - как в костюмах, декорациях, так и в реквизите. Как это удалось в безбюджетном спектакле?

- Благодаря энтузиазму. Здесь постарались все - чем-то помог театр, наш СТД, друзья, а что-то было найдено в домах участников спектакля: нашли и самовар, и даже угольный утюг, и шали, и платья, и костюмы...

- В завершение нашей беседы я хочу вас поблагодарить за то, что вы делаете. Когда-то театральные кружки и студии были обычным делом. Совсем не то сегодня. Легче найти клуб рэперов или студию брейк-данса, молодежь куда охотнее сидит за компьютером или тусуется в ночных клубах... А тут - театр... Воплощая свою мечту, вы даете молодым возможность приобщиться к высокому и прекрасному. Это особенно важно сегодня, когда молодежь мало читает и в результате теряет способность к сочувствию и сопереживанию. Тот духовный опыт, который они приобретают, участвуя в спектаклях, бесценен для них. Я желаю вам и вашей студии новых интересных работ и новых успехов.

Фото из архива студии-эксперимент "Нина"

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.