Саратов

Выпуск №2-132/2010, В России

Саратов

В основном саратовские театры посвятили премьеры конца сезона юбилею Победы в Великой Отечественной (см. «СБ, 10» № 1-131). Но немало и других спектаклей поставлено было этой весной. Остановимся на двух. В ТЮЗе Киселева - дипломный спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Режиссер-постановщик - Юрий Ошеров, режиссер Александр Соловьев.

«Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не в невидимом», - заявлял остроумец Уайльд. Актеры, играющие в его пьесах, должны обладать выигрышными внешними данными, элегантными манерами, «пленительной манерой вести разговор», умением носить костюм.

«Веер леди Уиндермир» (1892), первая из пьес драматурга, переведенная в России, предъявляет все эти требования. Намеренно пущенная стрела светской сплетни на наших глазах разрастается до пушечного ядра, готового взорвать благополучный и, главное, благопристойный мир лорда и леди Уиндермир. И только вмешательство «этой неприличной Эрлин» помогает молоденькой хозяйке дома удержаться на краю пропасти.

Говорят герои пьесы афористично, тонко и зло. Но говорят так много!

«Пьесы Уайльда - это коммуникационная катастрофа. У него персонажи постоянно останавливаются посреди действия и начинают острить, практически друг друга не слушая», - есть и такие отзывы.

Зачем же «останавливать действие», его вообще здесь немного. «Великую тайну Эрлин» в спектакле мы узнаем в начале второго акта, а по пьесе и того раньше - в конце первого. Уайльдовские комедии интересны не столько интригами и тайнами, сколько блистательными диалогами. И той мерой светской отстраненности, которая не позволяет превратить эстетскую пьесу в банальную мелодраму.

«Имя твое - льдинка на языке», - это о Блоке, но как будто и об Уайльде. Особенно холодны, изящны и злоречивы его леди. В «Веере» великолепно прописан образ герцогини Бэрвик. Так же удачно его исполнение Т.Филатовой в спектакле. Она и внешне напоминает «узкую» английскую даму. Именно ее искусно-опасный язычок разжигает огонь страстей. Миссис Эрлин, хоть и не леди, по уму, проницательности и силе характера даст фору любой даме высшего света (отлично сыграна М.Лучковой).

Есть в спектакле забавные, хорошо очерченные мужские персонажи - лорд Огастус (А.Крайнов), Сесил Грэхем (А.Коренев). К сожалению, они не главные. Супруги Уиндермир старательно играют мелодраму там, где по тексту идет светское пикирование. Можно, конечно, все изобразить в духе «Петербургских тайн», с поправкой на уголовно-лирический лондонский колорит. Будет даже смешно и убедительно. Только при чем здесь Уайльд? Правда, костюмы и декорации на редкость аристократичны (художник Григорий Соломин). Но, очевидно, чтобы в тон верно попасть, этого мало. Не всем зрелым актерам по зубам «холоднокровный» эстет Уайльд, не то что студентам.

После длительного «антракта» в Саратовском областном театре оперетты снова идет комедия Оскара Фельцмана «Здравствуйте, я ваша тетя!». Музыкальный руководитель новой постановки Анатолий Гризбил, режиссер-постановщик Галина Тарасова и художник Борис Анушин из Санкт-Петербурга. Премьера «первоисточника», салонной комедии Брэндона Томаса «Тетка Чарлея» (или «Тетка Чарли»), состоялась в Лондоне почти сто двадцать лет назад (1892). Через два года впервые поставили ее в России. Мюзикл с несколько иным сюжетом памятен зрителю по киноленте с Александром Калягиным и Арменом Джигарханяном. Чтобы взяться за «Тетю» после этого фильма, нужна определенная смелость. Было множество попыток перенести на сцену историю про то, как переодетый в женское платье герой помогает своим друзьям жениться на любимых девушках. Далеко не все удались. «Мы как бы шли в этой постановке от противного. Не хотелось повторять творческие находки фильма, - рассказывает Борис Анушин. - Получилась вполне самостоятельная работа, выдержанная в рамках жанра».

Спектакль еще не обкатан, далеко не сразу входит зритель в суть конфликта. Бабс здесь не бездомный, забравшийся в чужое жилище, а один из друзей хозяина дома. Экранный вариант был более динамичным. Однако стоит Михаилу Крещикову облачиться в роскошное вишневое одеяние «бразильской миллионерши», как комедия положений вступает в свои права. Круглолицый и миловидный Крещиков в пышном курчавом парике похож на Калягина в этой роли. Он и парик поправляет тем же жестом. К счастью, актер находит свои выразительные средства. Герой Крещикова мягче, интеллигентней. Его «донна Люция» довольно грациозна и симпатична. Но вдруг вспомнит о своей возлюбленной - и промелькнет тут «лиризм посреди фарса».

Подстать Баблу его проказливые друзья-студенты. Николай Сухоручкин в роли Эрика убедительней, чем его партнер Виктор Елизаров (Чарли). Забавны девушки-неразлучницы Китти и Энни. Чуть комичней Елена Комиссарова (Китти). Сумел ни в чем не повторить киновариант Анатолий Горевой в роли полковника Френсиса. Его герой - честный служака, ухаживает за «вульгарной дамочкой» только ради сына. И лишь Андрей Каленюк в роли прокурора полностью копирует «страсти роковые» и «адский смех» Армена Джигарханяна. Хороший актер мог бы поискать краски в собственной палитре.

Спектакль этот скорей драматический, чем музыкальный. Как ни странно, не так много поют - а ведь мюзикл! Тогда хоть бы танцев побольше. Время действия пьесы - конец XIX века, когда вальс уже отходит на задний план, появляются быстрые танцы. У оперетты опытный балет, актеры достаточно пластичны.

Декорации аскетично-симметричны. Обои в английскую полоску, костюмы молодых людей в клетку - серую, белую, черную. Платьица девушек тоже «геометричные», хорошо сочетаются между собой и с костюмами «влюбленных половинок». Второе действие, где «английская чопорность разбавлена лирическими переживаниями героев», уже расцвечивается красками. Несмотря на все «но», спектакль вышел и смешным, и лиричным. Почти все зависит здесь от исполнителя главной роли. Есть тетка Чарлея - есть спектакль, нет ее - нет спектакля. Так что спектакль есть.

Фото Виктора Крайнова

Фото предоставлены Саратовским театром Оперетты

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.