Души прекрасные порывы/Москва

Выпуск №2-132/2010, In brief

Души прекрасные порывы/Москва

В один из июньских вечеров на сцене Театрального зала Московского Международного Дома музыки композитор, профессор, руководитель творческой мастерской «TERRA MUSICA» Юрий Абдоков представил музыкально-хореографическую программу с участием молодых выпускников-балетмейстеров Московской государственной академии хореографии, лауреатов международных конкурсов Кирилла Радева и Константина Семенова. Участие в концерте воспитанников Московской консерватории Камерной капеллы «Русская консерватория» под управлением художественного руководителя и дирижера, лауреата международных конкурсов Николая Ходзинского продемонстрировало тесное содружество представителей двух старейших музыкальных академических школ: консерваторской и хореографической. В программе прозвучали произведения композиторов XVI - XXI веков, никогда прежде не исполнявшиеся, и тем более не использовавшиеся в балетном театре: Диего Ортиса (ок.1510 - 1570), Стефано Ланди (ок. 1586 - 1539). Целью участников концерта была идея реализовать на хореографической сцене зримый синтез пластического и музыкального искусств. Как часто этот пресловутый синтез лишь декларируется или подменяется формальным присутствием музыкантов на сцене и в оркестровой яме, всем хорошо известно. Первым подарком не только для меломанов, но и для балетной публики, претворяющим хореографическое действие, стала мировая премьера (первое посмертное исполнение) незаслуженно забытого чешского барочного композитора Яна Дисмаса Зеленки (1679 - 1745) «Gloria для солистов, хора и оркестра, ZWV 30», с проникновенной глубиной и блестящей виртуозностью исполненная капеллой Ходзинского. Сложная фактурная вязь партитуры услышана музыкантами объемно и рельефно. При этом музыканты отвергают позднеромантические клише, предполагающие обязательную, а на самом деле губительную сглаженность и ровность, тотальную сбалансированность звучания разнородного вокально-инструментального состава. Как и большинство композиторов того времени, Зеленка создавал произведения церковной музыки, в которых обращался к Богу и вечности. После смерти Зеленки его архив хранился как собственность королевского двора и не издавался. Многие рукописи погибли во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны. Незаурядное мастерство композитора особенно ярко проявилось в области хоровой полифонии, что и было услышано в этом произведении в исполнении мужского и женского хора капеллы. История знает достаточно примеров, когда признание приходило уже после смерти. Произведения композитора, пролежавшие нетронутыми 200 лет, возвращаются из небытия. Сложность композиций и художественное совершенство произведений Зеленки сопоставимо с творческим наследием Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), «Концерт для клавира с оркестром ре минор, BWV 1052» которого прозвучал в программе первого отделения. В двух последующих отделениях были представлены хореографические работы Константина Семенова и Кирилла Радева на музыку П.Хиндемита, К.Хачатуряна, Б.Чайковского и Ю.Абдокова. Разных по темпераменту и пластическому мышлению молодых хореографов объединяет профессиональная работа с музыкальным материалом, особенно это касается удивительного чувствования музыкальной архитектоники и собственно музыкальной ткани. В их постановках пластически отмечаются тончайшие нюансы: от интонационных оттенков до самых мелких штрихов музыкальной пунктуации. Они превращают музыкальные свет и цвет в удивительные по красоте пластические метафоры.

Подобный вечер, отмеченный высоким стилем и вкусом, продемонстрировал важность преемственности поколений, наставничества и ученичества, хотя молодые ребята уже перешагнули этот рубеж, доказав собственную зрелость и профессионализм.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.