Мироновы: жизнь удалась/Александр и Наталья Мироновы (г.Лысьва)

Выпуск №2-132/2010, Лица

Мироновы: жизнь удалась/Александр и Наталья Мироновы (г.Лысьва)

Лысьвенский муниципальнй театр им. Анатолия Савина имеет славную историю. Как во многих театрах малых городов России, в нем работали хорошие талантливые артисты. Если написать историю каждого, вышел бы большой роман о Театре. Кое-кого мне удалось увидеть на сцене, о ком-то услышать только рассказ. Носителем этих актерских баек-воспоминаний всегда оказывается Александр Сергеевич Миронов. Сейчас он «последний из могикан», живой носитель добрых человеческих традиций этого театра.

Можно подумать, что речь идет о восьмидесятилетнем старце. Ан вовсе и нет. Заслуженный артист России Александр Сергеевич Миронов прошлой осенью отпраздновал шестьдесят пять лет. Отпраздновал красиво, весело, с капустниками, розыгрышами, чествовал его весь город. (В 2006 году артист стал Почетным гражданином Лысьвы.) Тем не менее, он действительно «последний из могикан», потому что пришел в театр в 1961 году, когда ему не было семнадцати и, выходит, служит в этом театре почти полвека. Пришел он рабочим сцены, освоил все театральные профессии, стал артистом, потом ведущим артистом. В 1981 году получил звание.

По его послужному списку можно изучать историю театра. Русская классика перемежается с хорошими советскими пьесами, а они - с давно забытыми именами, есть и коммерческие пьесы, и западная классика. Миронов играл в театре все, что надо было театру. Высокий, крупноголовый, с прямой спиной, прекрасно танцующий (просто летающий в танце до сих пор), он всегда тосковал по водевилю и комедии. А играл царя Федора, Федю Протасова, Большова («Свои люди - сочтемся»), Михаила в «Последнем сроке», Нагульнова в «Поднятой целине», Дикого в «Грозе». Да, в общем, всех социальных героев переиграл за свою актерскую жизнь.

Вот ведь странность театральной судьбы: кто-то, играя комедии, всю жизнь мечтает о короле Лире, а здесь наоборот. Все просил: «Найдите мне к юбилею водевиль какой-нибудь незаезженный. Так хочется станцевать, пока еще могу». И сыграл... Эфраима Кэбота в «Любви под вязами». Ужас, какая веселенькая пьеса!

Нынче не принято говорить об «актерской теме». Да, признаться, и мало актеров, у которых эта тема есть. А у Миронова она присутствует. Один из первых спектаклей главного режиссера Анатолия Савина, чье имя теперь носит театр, был «Царь Федор Иоаннович». Миронов играл мягкого, доверчивого, сомневающегося в себе, наивного человека. Играл совестливого царя, абсолютно точно, вместе с режиссером угадав природу трагедии Толстого. Его Михаил в «Последнем сроке» был глубоким русским человеком, с теплой, чего-то не принимающей душой. Его Дикого в «Грозе», как это ни странно, было жалко. Видно, что он страдал, метался и чувствовал, что как-то не так, не по его закону идет жизнь. Он сыграл и настоящую драму купца Большова в пьесе Островского. Его Яков в «Последних» умирал, кажется, не от сердечной болезни, а от непереносимой душевной боли. В спектакле заезжего сильно пьющего режиссера актер сам вытянул тему нравственных мучений Федора Протасова.

Конечно, он играл и комедийные роли: Крутицкого («На всякого мудреца») и сначала Хлестакова, а потом Городничего в «Ревизоре», Акопа в «Хануме» и Яичницу в «Женитьбе». Ему было сорок лет, когда он сыграл Митрофанушку в «Недоросле». Режиссер Владимир Дроздов настоял на том, чтобы именно Миронов сыграл большого, лысоватого, но так и не выросшего недоросля. Это было очень забавно. Но он всегда находил в своих героях «человеческое, слишком человеческое». Какая-то удивительная мягкость, совестливость, иногда лукавство, отсутствие штукарства и, боже упаси, концепций всегда отличают его на сцене.

Его последние роли проявили эти актерские качества. Наверное, это и называется «актерской темой». За исполнение роли Германа Льюиса в спектакле «Искренние чувства» Р.Баэра (режиссер С.Светлицкая) он стал лауреатом на краевом фестивале «Волшебная кулиса». Это был очень нежный, музыкальный дуэт с заслуженной артисткой России Галиной Дубровиной. В роли Лейзера Волфа в «Поминальной молитве» Г.Горина (режиссер Т.Насиров) он был трогательно-смешным, суетливым, впадал в какое-то полуобморочное состояние, боясь отказа невесты. (За эту роль он получил диплом седьмого фестиваля «Театров малых городов России».) А в последней своей роли Эфраима Кэбота («Любовь под вязами» Ю.О'Нила, режиссер В.Годунов) он вышел на сцену вместе с дочерью Натальей, которая сыграла Абби.

И тут надо вернуться далеко назад. И назвать бы эту часть статьи: «Дочь русского актера». Наташа МИРОНОВА впервые вышла на сцену в «Последнем сроке», где ее отец сыграл одну из своих лучших ролей. Ей было восемь лет. Родители были против. Но Анатолий Савин, художественный руководитель театра, у которого Миронов сыграл все свои самые значительные роли, главный режиссер в его жизни, сказал: «Вам этой участи не избежать. Наталья все равно пойдет в театр». Сказал, как отрезал. Она и пошла.

В шестнадцать лет, как она сама со смехом говорит, она «блистательно провалилась в ГИТИСе». И, как отец, пошла актрисой вспомсостава. Потом заканчивала театральный институт в Екатеринбурге, поработала в Брянске, Владимире, где сыграла Шурочку Азарову и получила приз зрительских симпатий на Третьем фестивале «Голоса истории» в Вологде. А потом переехала в Советск вместе со своим мужем, режиссером Валерием Годуновым. В «Тильзит-театре» работать бы и работать. Но родилась дочка, и потянуло на родину, к папе и, главное, к маме. Она работает в театре уже 22 года. Какое количество ролей она переиграла за это время - трудно сосчитать. Эффектная, статная, с глубоким низким голосом, с актерским куражом, с темпераментом, который иной раз буквально «накрывает» сцену, она действительно дочь русского актера. Она обожает своего отца, который стал ее первым театральным педагогом еще в детской студии.

Она выходит на сцену с обмирающим сердцем, и это всегда чувствуется в первых звуках ее голоса. Приезжие режиссеры побаиваются ее. Качают головой и говорят: «Миронова - да! Темперамент, фактура! Для нее надо что-нибудь придумать». Конечно, надо! Потому что она очень заметна на сцене. Она была невероятно пленительная Херарда в «Изобретательной влюбленной» (реж. В.Годунов). Она умно и жестко сыграла Мать в спектакле В.Кокорина «Сексуальные неврозы наших родителей». Она была теплая и нежная Александра в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас». В спектакле П.Зобнина «Удалой молодец - гордость Запада» ее вдова Куин, неторопливая, насмешливая, как будто понимала, чем закончится эта история, и с сожалением ждала печального финала. На ней лежала печать одиночества, какой-то тайной опасности от сексуальности, исходящей от нее. Хоть молодой режиссер, воспитанный С.Женовачом, всячески эту сексуальность изгонял, но - не удалось.

Очень интересной работой оказалась «Ночь Гельвера» Вилквиста, где она играет Марту. Вместе с Игорем Безматерных они очень хорошо показались на лаборатории современной драматургии, которая проходит в Лысьве под руководством Олега Лоевского. Эта «читка» превратилась в спектакль, который имеет все качества «фестивального» и в то же время пользуется большим вниманием у зрителей. Этим летом на Гражданском форуме-фестивале «Пилорама», который проходит в музее ГУЛАГа «Пермь-36», «Ночь Гельвера» вызвала серьезный общественный резонанс. Наталья Миронова играет безмерную нежность, которая является и искуплением вины перед собственной покинутой дочерью. Некоторая экзальтация, вообще свойственная ей, здесь приходится, как нигде, кстати. Обычно ее приходится усмирять.

На юбилейном вечере своего отца они вышли на сцену вместе. Александр Сергеевич играл в старом Кэботе почти библейскую притчу. Он играл сильного, еще не старого, но как будто высохшего человека, который всю жизнь страдал от холода и нелюбви. От одиночества. Как всегда, Миронов оправдал своего героя. А дочь играла молодую женщину, которая до отвращения ненавидит старого мужа. И мучается от страсти к своему пасынку Эбину. И Наталья тоже заставила пожалеть свою героиню. Наверное, потому, что она дочь Миронова.

Странно и необычно было видеть вместе отца и дочь. Таких разных и таких похожих Мироновых. Теперь Наталья тоже преподает в театральной студии. И ее дочь собирается стать театральным художником. «Жизнь удалась!» - считает Наташа. Конечно, удалась! Причем у всех Мироновых.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.