Американский "маскарад" в традициях русской оперы/"Демон" (антрепризный проект)

Выпуск №2-132/2010, Премьеры Москвы

Американский "маскарад" в традициях русской оперы/"Демон" (антрепризный проект)
Творчество современного талантливого американского композитора, писателя, драматурга Джеролда Л.Моргуласа известно российскому слушателю по постановкам, осуществленным московским камерным театром «Арбат-опера». В 2005-2008 годах три оперы композитора были поставлены на сцене Дома актера: «Анна и Дедо» на текст самого композитора о периоде знакомства Анны Ахматовой с Амадео Модильяни, «Несчастье» и «Знакомый мужчина» по мотивам рассказов А.П.Чехова. А в 2009-м при участии этого же театра на сцене Третьяковской галереи были представлены еще две одноактные оперы Дж.Моргуласа на русские тексты - «Реквием» по мотивам стихотворений А.А.Ахматовой 1935-1940-х годов и «Демон» по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова.
Обращение к русской литературе не случайно для Дж.Моргуласа. Американец со славянскими корнями, он с юных лет стал страстным почитателем русской культуры, а сочинения на русские тексты в его многожанровом творчестве заняли особое место.
Одно из таких сочинений - опера «Маскарад» по мотивам одноименной драмы М.Ю.Лермонтова на текст собственного либретто - была представлена нашему слушателю 2 июня в совместном российско-американском проекте. Презентация камерной версии оперы прошла на сцене Камерного зала Дома музыки при финансовой поддержке крупных американских компаний и при участии дирижера-постановщика из «Арбат-оперы» Игоря Сукачева, молодого режиссера из Санкт-Петербурга Николая Панина, ведущих артистов Камерного музыкального театра Б.Покровского, а также приглашенной американской вокалистки Анастасии Ройтман.
В сюжетной канве «Маскарада», как и в большинстве других своих сочинений, Моргулас обращается к философской теме, в данном случае - к теме фатального Рока, игры Случая, силы Судьбы. Безграничная любовь главного героя Евгения Арбенина к своей супруге Нине не проходит испытания роковым Случаем и приводит к трагической развязке, подобной развязке «Отелло». Браслет, случайно оброненный Ниной на маскараде и подаренный затем баронессой Штраль своему поклоннику князю Звездичу, спасенному, по иронии той же Судьбы, Арбениным в начале действия от долговой ямы, становится поводом для обвинения Нины в измене и отравления якобы неверной возлюбленной.
Двухактная опера была показана в оригинальной концертной постановке, где события сюжета получили сценическое выражение, в котором артисты имели возможность проявить себя в драматическом амплуа. Декорации заменил многомерный по смыслу видео-арт, сопровождающий представление на большом экране и комментирующий текст, контекст и подтекст происходящего действия в свободных художественно-образных ассоциациях. Впрочем, такой видео-арт стал отражением музыкального замысла, столь же многомерно насыщенного разноплановыми выразительными интонациями и лейтинтонациями - они передают как внешний план развития действия, так и особенности внутренней жизни героев. Эти интонации отмечены «русскостью» композиторских ассоциаций, органичностью композиторского мышления, по-своему переработавшего лучший опыт русского музыкального наследия. Творчество Дж.Моргуласа уже не раз впечатляло своей включенностью не в букву, но в смысл русской культуры, интонации, будь она песенной, жанровой либо омузыкаленной поэтической речью. Интонация - живая, трогательная, проникновенная - остается главным выразительным элементом музыкального языка композитора. И в этом смысле он - консерватор в лучшем понимании этого слова.
В «Маскараде», впитав богатый опыт музыкальных традиций русской классики, Дж.Моргулас создал рельефные образы героев, объединив их смысловыми интонационными пластами. Главный герой Евгений Арбенин - натура романтически-чувствительная и фатально-трагическая - обрисован с лирико-драматической аффектацией. В его интонациях и музыкальных темах слышатся реминисценции и из бородинского монолога Князя Игоря (в частности, в монологе из девятой картины, где он размышляет о безграничном, но омраченном ревностью чувстве любви к жене), и из партии Ленского из «Евгения Онегина» (эти лейтинтонации, лейттемы возникают в дуэтах с Ниной во втором действии, где они, как и у Чайковского, носят фатально-роковой характер). Роману Боброву, обладателю красивого, ровного баритона и исполнителю Арбенина, удалось передать непростой внутренний мир переживаний своего героя с особой силой. Образ Нины, хрупкий и беззащитный, трогательно исполненный Ириной Курмановой, интонационно подчинен Арбенину и также пронизан интонациями рокового предвестия. Иначе обрисованы образы Звездича, непринужденно исполненного Леонидом Казачковым, и баронессы Штраль в исполнении свежего и нежного меццо-сопрано обаятельной Анастасии Ройтман. Они - во власти маскарадного флирта, а потому их интонации подчинены вихрю танцевальных ритмов и мотивов городского фольклора. Танцевальные ритмы пронизывают все действие, скрывая за легкостью и непринужденностью истинную трагедию сюжета, так же как маскарадные маски скрывают истинные лица. Драматургически узловым танцевальным номером становится блестящий полонез, предваряющий трагическую развязку в последней картине, во время которого Арбенин угощает Нину мороженым с ядом. Трагическая развязка, следующая за ним, заставляет содрогнуться слушателей: Арбенин, хладнокровно взирающий на муки умирающей Нины, затем, подхватывая ее, склоняется в рыданиях под звуки заключительного православного хорала.
«Создавая музыкальную оправу для лермонтовского «Маскарада», я старался следовать великим традициям русской классической оперы XIX века. И поэтому моя музыка сознательно консервативна и, я надеюсь, мелодична и легка для восприятия, - говорит Дж.Моргулас. - ...Я всегда пишу такую музыку, какую люблю слушать сам, - надеюсь, вы получите удовольствие, слушая ее». Думаю, бурные овации зала - свидетельство живого отклика нашего слушателя, приветствующего творение американского композитора. И, хотя дальнейшая судьба оперы остается пока неопределенной, хочется выразить надежду на ее сценическую жизнь в будущем и получить возможность услышать ее в полномасштабной версии и в качественной театральной постановке.

Фото предоставлены организаторами проекта

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.