Мы будем друг для друга всегда! /Леонид Осокин (Санкт-Петербург)

Выпуск №2-132/2010, Вспоминая

Мы будем друг для друга всегда! /Леонид Осокин (Санкт-Петербург)

Когда я писала маленькие портреты артистов Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке, думала - а следующим непременно будет Леонид Осокин, в котором я высоко ценю не только актерское дарование, но и очень щедрое человеческое наполнение. Он обязательно будет следующим!..

Он им и стал, но уже никогда не прочтет мои слова любви и признательности, как никогда уже не сбудутся мечты увидеть Леню в той роли... или в этой... или вот в этой... Он перешел в иное измерение на сорок первом году жизни - такой короткой, но такой необычайно яркой, что в горле застревает ком, когда думаешь об артисте, и не дает дышать свободно.

Леонид Осокин пришел в Молодежный театр в 2003 году, когда питерская публика уже хорошо знала его, любила, и многие поклонники перекочевали за ним следом из Театра на Литейном по новому адресу, в Измайловский сад.

И здесь в знакомом артисте открылось что-то совсем новое - то ли от того, что стал работать с замечательным режиссером Семеном Спиваком, то ли от того, что попал в другую труппу, а окружение всегда что-то уточняет и корректирует в твоем даровании. Еще далеко было до блистательного Белугина в спектакле «Любовные кружева» по пьесе А.Н.Островского и Н.Соловьева «Женитьба Белугина», до ни на кого не похожего Ильина из володинских «Пяти вечеров», до Андрея Прозорова из чеховских «Трех сестер», прожитого Леонидом Осокиным на таком высочайшем градусе существования, на такой острой и безысходной тоске по несостоявшейся жизни, что дух захватывало... А та глубокая серьезность, основательность, какая-то потаенная, но отчетливо ощутимая страстность уже захватывали, завораживали в сыгранных Осокиным ролях.

Казалось бы, один эпизод из «Жаворонка» Ануя - грубый, примитивный солдат, в котором Жанна почувствовала мужскую силу и надежность; минимум слов, лишь жесты и ухмылки человека, не способного понять, что за девушка перед ним, а как удивительно сыграл его Леонид Осокин! Мы увидели перед собой красивого, статного молодого парня, который, вероятно, давно привык к женскому вниманию; ему не нужен интеллект, его не терзают никакие сомнения, даже тень мысли не омрачает гладкое чело. Его стихия - война, а на стороне справедливости или несправедливости, существенной роли не играет. Он упивается своей мужской силой, своей властью над Жанной, а больше ему ничего и не надо...

Или Хозяин трактира в спектакле «Дон Кихот» М.А.Булгакова. Тоже - всего лишь один эпизод, но зато какой! Поистине незабываемый! Сколько юмора, иронии, ярчайших красок потребовалось артисту, чтобы его персонаж явился перед нами так выпукло...

Что же касается его звездных ролей... Они были поистине неповторимы. Казалось бы, ну как можно сыграть Ильина после Ефима Копеляна на сцене БДТ им. М.Горького и после Станислава Любшина в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров»? А вот Леониду Осокину удалось создать характер совершенно особый, от предшественников независимый - в его Ильине жили не только бравада и сдержанность, но и буквально рвущаяся из души нежность, и стремление притулиться к родной душе, чтобы отогреться рядом с ней и забыть все горькое и страшное, что было в жизни. Эта нежность сквозила во взглядах исподлобья, в невольных интонациях, даже в позах артиста - расслабленных, но одновременно настороженно-ждущих. Чего? - воспоминания о былой любви, которая вспыхнет и заставит Тамару забыть о своей обиде...

А Андрей Прозоров - в начале спектакля полный скрытых сил и желаний, влюбленный, счастливый, ждущий от жизни полноты и ярких красок. Но с каждым следующим действием в его глазах и во всей его фигуре гаснут эти далекие «манки», и жизнь начинает представляться несправедливой, тусклой, бессмысленной. Когда-то Георгий Александрович Товстоногов ставил свой спектакль «Три сестры» об атрофии воли - здесь это ощущение на уровне почти физическом воплощено в Андрее Прозорове, каким его ощутил и сыграл Леонид Осокин. Не помню в других спектаклях по «Трем сестрам», чтобы последний монолог Андрея сопровождался зрительскими аплодисментами - здесь же, в спектакле Семена Спивака, где бы он ни игрался, всякий раз звучали аплодисменты, когда Андрей медленно уходил с коляской за кулисы...

Андрей Белугин у Леонида Осокина был удивительный! Какой страстью и в то же время нежностью дышало его чувство к Елене, как мучительно пытался он дотянуться до нее прежде, чем понимал, что ее высота - лишь кажущаяся, мнимая. И тогда осознавал трезво и горько свой долг - поднять эту прекрасную женщину на ту нравственную высоту, на которую его поставила Любовь.

Ему дороги были спектакли, в которых он мог говорить во всеуслышанье о том, что было свято для него самого - о любви, о дружбе, об истинных нравственных ценностях. И он дорожил возможностью, подаренной Семеном Спиваком и Молодежным театром, играть на этих подмостках то, что выражало его человеческую сущность.

Как же много мог он еще сыграть, этот глубокий, серьезный, умный, нежный, красивый артист - Леонид Осокин!.. Но судьба распорядилась именно так, и ничего с этим не поделаешь. Он играл, пока мог - приходил из больницы и играл, играл, играл. Потому что это была его жизнь - он не мыслил ее без театра, без возможности выходить к своему зрителю и делиться с ним чем-то очень дорогим или хотя бы юмором, иронией. Потому, наверное, и помнится каждая его роль...

У меня в телефоне осталось его новогоднее поздравление: «С наступающим! Будем!» - это пророчество непременно сбудется: мы будем друг для друга всегда - прекрасный артист и преданный ему зритель. Обязательно будем!..

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.