Йошкар-Ола

Выпуск №3-133/2010, В России

Йошкар-Ола

Премьера спектакля «Спящая красавица» (балет П.Чайковского и М.Петипа в редакции Константина Иванова, сценография Елены Вершининой, Санкт-Петербург) состоялась 12 июля в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э.Сапаева. Этот балет откроет музыкальный фестиваль, посвященный 170-летию П.И.Чайковского, который пройдет в Йошкар-Оле в ноябре.

Сюжет о девушке, которая сделала то, что запрещено, и уснула, зафиксирован у многих народов. Шарль Перро написал на этот сюжет красивую сказку о спящей принцессе; в 1889 г. художник и либреттист И.Всеволожский, балетмейстер М.Петипа и композитор П.Чайковский создали балет в 3-х актах и 4-х картинах с Прологом. В нем смешалось прошлое и будущее, реальность и мистика, злоба и любовь, красота и ущербность. Балет, заказанный Дирекцией императорских театров, по свидетельству композитора, был написан за 40 дней и получился феерично-красивым, но «громадным».

Красота дорого стоит, а в «года глухие» - до нее ли, когда театр не имеет необходимой аппаратуры, финансов для оплаты труда художников и всем всего не хватает; когда восприятие зрителя, его представление о балете сильно изменились на фоне общего изменения культурного уровня страны. Интересно, сможем ли мы когда-нибудь насладиться в России самым большим и красивым русским балетом Чайковского «с французским акцентом» - в полном авторском варианте? Или теперь уже навсегда - 2 действия, без знаменитой «Панорамы», которая, собственно, и придавала балету фееричность?

Дирижер-постановщик спектакля Рубен Агаронян: «Вы считаете, «Спящая красавица» самый красивый балет Чайковского? Для меня, например, «Щелкунчик» - идеальный балет. А купюры в партитуре - обычная театральная практика уже во времена Чайковского. Сегодня в России нет театра с идеальными возможностями, поэтому подгоняют материал под себя. Хотя я лично считаю, что купирование классического музыкального произведения искажает его «харизму», воздействие на зрителя уже не то, какого хотел автор. И если купюр слишком много, кто-то должен сказать постановщику: «Дорогой! Если тебя партитура не устраивает, сядь и напиши сам, как тебе надо!» Римский-Корсаков, например, на партитуре «Снегурочки» собственноручно написал: «Купюры запрещаю!» Чайковский этого не сделал. А современный зритель... тем более зритель с детьми якобы не выдерживает 3 акта. Балет создавался для зрителя, который не торопится на последний троллейбус, для совсем другого общества, для другого уровня культуры!.. Музыка «Панорамы» «Спящей красавицы» в версии нашего театра сохранена, но на нее наложено другое действие: проезд Феи Сирени с Принцем в перламутровой ладье по сказочной реке машинерия нашего театра осуществить не может. Балетмейтер-постановщик приходит и говорит мне: «Вот этот танец в нашей постановке будет состоять вот из таких, таких и таких движений и длиться столько-то минут, сократите его в партитуре до такой-то длительности». Я сажусь и думаю, где сократить наименее безболезненно, хотя это, конечно, нарушение, с точки зрения авторских прав Петра Ильича Чайковского. Но как я скажу балетмейстеру: «Пиши сам!»? - Он же не умеет...».

Видимо, театр в целом ослаб - в сравнении с XIX веком. «Сказочный лес», канонически обязательный по ходу 2-го действия романтического балета, из постановки изъят как таковой. Можно было, конечно, заменить его на кинокадры - сейчас все так делают...

Но тут художник-постановщик спектакля Елена Вершинина та-ак на меня посмотрела исподлобъя, что я быстро спрятала и руки, и ручку, и записную книжку куда подальше: хочется хоть как-то соответствовать, даже используя сиреневые тона и корейские синтетические ткани (хотя от них просто мутит к концу первого действия). Елене всего 26 лет, она из Нижнего Новгорода, в роду все художники, сама преподает в Петербургской театральной академии, но после постановки «Бала в Савойе» и «Спящей красавицы» в этом сезоне в Йошкар-Оле слегка «вылетела» из состояния творческого полета, а уже началась работа над следующим спектаклем в этом же театре - оперой «Пиковая дама» Чайковского: «Раздражают сиреневые тона?!! В театре нет художника по свету и всего 4 световых фильтра (лимонно-желтый, синий, красный и зеленый)! Как сделать феерию, если декорации сами по себе - плоские и, не будучи освещены должным образом, не оживают? Световая аппаратура - за гранью фантастики: ни стояков для размещения света за сценой и в кулисах, ни современных театральных осветительных приборов (они за границей покупаются, дорогие). Как создать иллюзию сказочного леса? Осветишь его этим зеленым - будет болото! Золотисто-охристые фильтры я просила, даже осторожно требовала стояки для бокового света... Надеюсь, что к осеннему фестивалю Чайковского они все же будут сделаны...».

Французские историко-бытовые танцы в дивертисменте 3-го действия (менуэт, гавот, пасспье, ригодон, фарандола, сарабанда) тоже выпали, остался «крестьянский танец» в костюмах простых открытых цветов: юбки из охристого и красного штапеля, черные башмаки на каблуках, белые чулки. Танец приятно выделился из общего массива хореографии полу-народной пластикой и цветовым решением на фоне утонченных розового-сиреневых и серо-зелено-голубых полутонов.

Допускаю, что и сорокоградусная жара в этот день подлила масла в этот до предела насыщенный коктейль из современных синтетических материалов, изысканных цветовых сочетаний и роскошной музыки, но в такие дни и в зрительном зале хочется кондиционеров...

Художественное руководство утверждает, что в новом здании оперного театра, которое в настоящий момент активно достраивается на соседней улице, все это будет: в 2010 году средства на окончание работ наконец-то выделены Правительством России и РМЭ. Но отнесемся к проблеме как к «предполагаемым обстоятельствам» - поживем-увидим.

Поговорим о приятном - о детях. Их присутствие и обилие на сцене и в зале - подлинное украшение спектакля! Их шум, беготня, проблемы, слезы, ожидания за кулисами и на сцене нашего музыкального театра. В балетах театра уже не первый год принимают участие учащиеся школы искусств при йошкар-олинском Лицее «Бауманский» и студенты хореографического отделения Марийского республиканского колледжа искусств им. И.С.Палантая. Это как огромная сжатая пружина, которую поддерживает справа и слева сравнительно немногочисленное старшее поколение артистов балета. Дети царят в «Щелкунчике», «Цветике-семицветике», и вот еще один спектакль. На детей театральные цеха специально шьют роскошные костюмы, обувь. От их простодушной естественности сцена театра кажется тесной и маленькой, как в частном крепостном театре графа Шереметева.

Старшее поколение артистов балета - в том числе Василий Ялпаев - Король и Лариса Казанкина - Королева как всегда принуждено в основном разводить руками, в нашем случае - буквально: танцевать им не дают по роли, словами в балете выражаться не принято. Но потрясающий актерский талант Владимира Шабалина (Фея Карабос) и здесь находит выход: виден иттеллект и чувство юмора артиста, его искусство рассказывать о мыслях и сложнейших чувствах - только мимикой и движением. Показать движение ног под длинным подолом кажется просто невозможным, но артист даже это умудряется сделать, не впадая в оскорбительные относительно всех некрасивых женщин намеки. Неистребимое женское кокетство подчеркнуто легко, серебряно, почти жалобно... Творчество этого артиста, уже практически не танцующего на сцене (разве что Санчо Панса в балете «Дон Кихот») и в основном преподающего, его умный, радостный, лирико-иронический талант требуют отдельного разговора. Жаль, что сам театр не ведет работу в этом направлении, ведь легенда должна сохраняться не только в памяти народной.

Поколение сегодняшних «звезд» нашего театра: Екатерина Байбаева (Фея Сирени, Фея Сапфиров), Ольга Челпанова (принцесса Аврора), Коике Саори (Фея Резвости, принцесса Флорина), Константин Коротков (Принц Дезире) и другие - активно побеждает на международных конкурсах и поощряется местными премиями. Но, видимо, все-таки не только у меня появилось чувство дурноты во время спектакля: у многих зрителей возникала путаница в головах от того, что одни и те же артисты выходят в разных костюмах и партиях. Ни с кем не спутаешь, пожалуй, только оригинальную по пластике, телосложению и образности, диаметрально отличающуюся по костюмам Татьяну Козлову (Белая Кошечка, Фея Щедрости, очаровательная белая Нимфа цветов). Но когда лауреат международных конкурсов Коике Саори танцует Фею и Принцессу (обе примерно в одинаковых балетных пачках), или Анастасия Семенова - Фею Серебра во втором акте, и она же - Фею Беззаботности в первом (в пачках одинаковой длины и цвета), возникает неразрешимый вопрос: не ввести ли художнику по костюмам Татьяне Изычевой хотя бы некоторую дифференциацию длины юбок персонажей - по степени их сюжетной значимости, например? Или выходить разным персонажам из разных мест, или тапочки менять (по цвету)?

Никто и не ждал, что начнут раздавать веера или кислородные подушки. Но романтическая феерия либо не существует вообще, либо поражает всех исполнением каких-то чудесных ожиданий, насыщает сердце и глаза красотой. И нам жаждалось - свежего воздуха загадочных лесов и замков старой Европы, озер, ручьев, влажных туманов (можно было обеспечить распылением из пульверизатора воды из-за кулис), полета птиц в ветвях, прекрасной перламутровой ладьи Феи Сирени, проплывающей по реке непроходимым лесом в древний замок, где спит вечно юная принцесса... Дорогу к этому сулил сказочно-красивый сиренево-розовый в белых и золотых розочках интермедийный занавес Елены Вершининой.

Но, к сожалению, цветовой мотив, свойственный современной одежде и рекламе, стал нарастать, вытесняя из балета образ красивой и нежной Природы, которая у Чайковского и является олицетворением течения Времени и Истории. Прозрачные розовые кущи, свисая с падуг, перемежались со стальными вертикальными мотивами ионических колонн (напоминая георгиевские ленточки «Билайна»). Колыбель принцессы Авроры - розовая дымка, знаменитые цветочные гирлянды кордебалета - тоже что-то розовое, мягкое и синтетически-неживое. С живыми цветами эти сооружения не ассоциируются, скорее... с колбасными изделиями современности. А когда это еще в сочетании с «малиновым киселем»...

В общем, к концу первого акта зрителя слегка подташнивало, как от масляного торта...

Елена Вершинина: «А балет «Спящая красавица» и задуман как роскошный королевский торт! Танцы в нем чередуются, как слои крема. Драматического действия почти нет: ну, феи желают всего хорошего новорожденной Авроре, ну, Фея Карабос проклинает - а дальше принцесса сразу взрослая, укалывается веретеном и сразу ее находит принц. И все! Все танцуют весь третий акт. Розовый, сиреневый, жемчужная гамма - это в стиле Франции эпохи короля Людовика, которую мы и обыгрываем. А сказочный лес пришлось изобразить иносказательно двадцатью балеринами кордебалета в нежно-зеленых «пачках»: для кого-то это лес, для кого-то лужок. А кто хочет настоящий сказочный лес, пусть читает сказку Перро!».

Сегодня балетно-оперный театр, как, впрочем, и драматический, и хорошая беллетристика, все труднее воспринимаются сознанием рядовых граждан, уже приученных кино и телевидением к четкой картинке, ненапряжной композиции с хорошим светом и пояснительным закадровым текстом. Но кто-то еще любит театр за его беззащитную «нетехничность», за его упрямое противодействие бытовизму реальности рукотворной гармонией и красотой. (Ведь это говорит о том, что человечество все еще может ее создавать!) И мы преклоняем колени перед нашими героическими артистами, музыкантами и художниками, ведь только они еще и дают возможность «предъявить» городским детям Красоту как радостный и неизменный атрибут жизни! Восхитительный, щедрый и роскошный розово-сиренево-серебряный интермедийный занавес Елены Вершининой к «Спящей красавице» - в белых, золотых и кофейных объемных розах, розочках, бутонах и лентах, бесспорно, стал и зачином, и апофеозом, и главным украшением «Спящей красавицы». Можно было даже им одним обойтись.

Фото предоставлены В.Шабалиным

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.