Все дороги ведут в Смоленск/II Международный театральный фестиваль "Смоленский ковчег"

Выпуск №3-133/2010, Фестивали

Все дороги ведут в Смоленск/II Международный театральный фестиваль "Смоленский ковчег"

В июне в Смоленске прошел II Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», в котором приняли участие театры из России, Беларуси и Польши. Спектакли шли на белорусском, русском, польском и английском языках. Если программа первого смоленского фестиваля, который состоялся два года назад, во многом повторяла «Славянские театральные встречи» в Брянске, то нынешний «Смоленский ковчег» более ориентирован на Запад. Достаточно сказать, что по чистой случайности сорвался приезд театра из Швеции, буквально за пару месяцев до начала из-за финансов отказался от участия театр из Болгарии, который едва ли не первым прислал заявку. Зато в жюри под председательством шеф-редактора отдела искусства «Литературной газеты» Александра Вислова (Россия, Москва) работали критики и театроведы из разных стран: вице-президент Международного форума монотеатра Нина Мазур (Германия, Ганновер), доцент Варшавского университета, кандидат филологических наук, театральный критик и переводчик Андрей Москвин (Польша, Варшава), театральный и литературный критик, член Эстонского отделения ФИПРЕССИ, преподаватель учебной студии Русского театра Эстонии Борис Тух (Эстония, Таллин). Смоленск представляла заслуженный работник культуры РФ, член Президиума Смоленского отделения Фонда мира Надежда Деверилина. В качестве руководителя проекта выступил продюсер из Москвы Валерий Беляев, которого со смоленским театром связывают добрые воспоминания: в конце 80-х Валериий Беляев работал актером в Смоленске, театралы до сих пор помнят его Лариосика в нашумевшем в свое время спектакле «Дни Турбиных».

В качестве почетного гостя побывал на «Смоленском ковчеге» и провел мастер-класс знаменитый художник и режиссер, лауреат многих международных премий Борис Бланк. В 1986-1990 гг. Борис Львович поставил на смоленской сцене около десяти спектаклей в соавторстве с тогдашним художественным руководителем театра драмы Игорем Южаковым, в том числе и «Дни Турбиных». А в 2004-2006 гг. Бланк был членом жюри на проходившем в Смоленске кинофестивале «Новое кино. XXI век».

Программа второго «Ковчега» оказалась значительно более разнообразной по форме. Кроме больших «многонаселенных» спектаклей, на основной сцене зрители увидели два моноспектакля, белорусский и польский. «Достоевский вопрос» (по главе «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы») и «DesdeMONA» (по мотивам трагедии  Шекспира «Отелло»). Обоих исполнителей - Валерия Шушкевича из Минска и актрису польского происхождения Йоланту Юшкевич, которая работает в столице Австралии Сиднее - жюри отметило призами «За лучшую главную мужскую (женскую) роль».

Два спектакля представил Республиканский театр белоруской драматургии. Это драма «Когда закончится война» П.Пряжко на большой сцене, а также камерный спектакль о судьбе Марка Шагала «Полеты с Ангелом» по пьесе З.Сагалова - на малой. Оба в постановке Валерия Анисенко. Во втором спектакле режиссер предстал перед зрителями в роли Шагала. Однако награду («За лучшую женскую роль второго плана») жюри присудило его партнерше Анне Полупановой, которая в этом спектакле играет не только Ангела, но и все женские роли. Актриса восхитила зрителей мастерством перевоплощения и мягкой органичностью существования на сцене.

Лучшей мужской ролью второго плана была признана работа Геннадия Вершинина в спектакле Тульского академического театра драмы «Соколы и вороны».

Огорчил спектакль об Александре Твардовском Московского драматического театра художественной публицистики. Представляли его в первый день фестиваля, именно в день рождения Твардовского, и это была, так сказать, обязательная программа, поскольку «Ковчег-2010» приурочен к 100-летию великого поэта. Спасибо организаторам фестиваля за то, что в театре практически не было литературоведов, занимающихся творчеством Твардовского. Все они, как и гости, в этот день находились на родине поэта в Починковском районе, где 21 июня открывали бюст Твардовскому и где проходили основные юбилейные торжества с участием министра культуры РФ Александра Авдеева.

Зато в последующие дни фестиваля действие развивалось, что называется, по нарастающей. Очень красивый, мастерски сделанный, по-настоящему фестивальный спектакль «Привет, Альберт!», посвященный 130-летию великого физика и лирика XX века, в постановке нынешнего творческого лидера Смоленского театра драмы Виталия Барковского представил Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа из Витебска. Жюри удостоило этот спектакль приза «За лучшую режиссуру». Второй раз этот театр участвует в «Смоленском ковчеге» и второй раз увозит домой престижную награду.

Яркий, искрящийся остроумными режиссерскими и актерскими находками спектакль по гоголевским «Игрокам» привез в Смоленск Московский областной драматический театр им. А.Н.Островского. Этот театр знаком смоленской публике по трехдневным гастролям в конце прошлого сезона. «Игроки» удостоены специального приза учредителей фестиваля.

Но, безусловно, апогеем фестиваля стал спектакль Смоленского государственного драматического театра им. А.С.Грибоедова «Одна абсолютно счастливая деревня» (постановка Анатолия Ледуховского). По словам председателя жюри Александра Вислова, в отношении этого спектакля жюри проявило полное единодушие. Спектакль удостоен «Гран-При», а художник-постановщик Светлана Архипова награждена «За лучшую сценографию».

В заключительный день фестиваля на малой сцене был показан спектакль «День смерти Моцарта», который представлял камерный польский театр из Варшавы, который так и называется «День смерти Моцарта». Пьеса - психологическая драма о судьбе русской актрисы и польского пианиста. Автор (актриса театра Нина Черкес) написала эту пьесу о себе. Но главное даже не в этом. В начале июня нынешнего года на фестивале в Сопоте Нина Черкес удостоена награды «За лучшую женскую роль». Она получила ее за работу в спектакле о художнице польского авангарда Екатерине Кобре, которая в начале 20-х годов прошлого столетия жила и работала в Смоленске. Она была ученицей Казимира Малевича. Представляя свой театр на «Смоленском ковчеге», руководитель варшавского театра обратил внимание зрителей и жюри на то, что все сегодняшние участники смоленского фестиваля  несколько веков назад входили в одно государство. «Может быть, сегодня, - завершая речь, подчеркнул он, - у нас и есть разные интересы в политике, но в культуре, безусловно, много общего. И этот фестиваль - тому подтверждение».

После подведения итогов я попросила сказать несколько слов о своих впечатлениях о фестивале председателя жюри Александра Вислова и члена жюри, театрального критика Андрея Москвина.

- Наверняка у вас были какие-то ожидания, насколько они оправдались или не оправдались?

Андрей Москвин: Ожиданий не было никаких, потому что это в первый раз. Не знаешь фестиваля, не знаешь города, не знаешь театра...

- Тем не менее вы согласились приехать!

Андрей Москвин: Согласился, потому что в 2008 году в Гомеле на фестивале «Славянские театральные встречи» я видел смоленский спектакль «Ревизор» в постановке Анатолия Ледуховского. В Гомеле я был как критик, а не член жюри, и участвовал в обсуждении. «Ревизор» меня потряс. Я всячески его пропагандировал. Мы устроили разбор спектакля, пригласили журналистов. Поэтому, конечно, мне было интересно приехать в Смоленск. К тому же наиболее интересный момент - когда что-то только-только начинается. Существует две разных модели театральных фестивалей. Первая - когда какой-то театр организует на своей базе фестиваль, и это сразу взрыв какой-то. Но к четвертому-пятому его проведению заметен спад. А бывает, что фестиваль медленными шагами идет к своей кульминации.

Мне кажется, в Смоленске мы имеем дело со вторым вариантом. Есть несколько моментов, указывающих на то, что этот фестиваль обещает взрыв. Это потрясающая труппа и тот опыт, который был накоплен. Это спектакли Ледуховского, новый спектакль Барковского, который мы не видели, но о котором слышали. Желание огромное руководителей театра и актеров. Потенциал большой. Необходимо обратиться к властям города за финансовой помощью, чтобы этот фестиваль поднялся.

Александр Вислов: Второй фестиваль более представительный географически. Даже Австралия некоторым образом представлена. Есть еще один для меня важный момент. Если в прошлый раз хозяева показались не самым лучшим образом, то на этот раз жюри единодушно признало, что украшением фестиваля стал спектакль Смоленского драматического театра «Одна абсолютно счастливая деревня». Сомнений в этом не было ни у кого. Этот спектакль доказывает, что Смоленск - отнюдь не театральная провинция, что здесь замечательный театр.

Что касается концепции фестиваля, сегодня уже можно сказать, что она вырисовывается. Если к Беларуси и Польше подтянутся страны Балтии, то есть северо-западные соседи, то это будет замечательно. Конечно, масса финансовых сложностей, но мне кажется, это вполне реально. Пока еще и на первом фестивале, и на втором чувствуется налет домашней радости. Понятно, что вот этот театр участвует, потому что... И так далее. Не очень хорошо, что в фестивале участвуют два спектакля одного театра, два спектакля одного режиссера. Вот это все признаки юношеского возраста. Москва, конечно, должна быть представлена чуть лучше, Россия может быть представлена чуть иначе...

Если у Смоленска есть действительно серьезные претензии иметь театральный фестиваль, а все свидетельствует о том, что такие претензии быть должны, «Смоленский ковчег» будет развиваться.

- Насколько может повлиять на имидж смоленского фестиваля участие в жюри критиков из разных стран?

Александр Вислов: У членов нашего международного жюри богатые театральные связи, мы еще будем что-то советовать, вести переписку с организаторами. Надеюсь, что к третьему фестивалю какой-то качественный скачок произойдет. Главное, что есть, мне кажется, желание у театра, у города, есть замечательный зритель. Действительно, я сегодня это уже говорил со сцены, меня поразило, как точно реагирует зритель, аплодируя в тех местах, которые и мы, критики, отмечаем. Это дорогого стоит. Есть все условия, чтобы здесь появился серьезный фестиваль. Фестивалей в России масса, а серьезных не так много.

Фото предоставлены фестивалем «Смоленский ковчег»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.