Выросла "репка" большая-пребольшая. Лабораторная/IX Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей "Золотая репка"

Выпуск №3-133/2010, Фестивали

Выросла "репка" большая-пребольшая. Лабораторная/IX Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей "Золотая репка"

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей «Золотая репка» в Самаре (ее главный организатор - самарский театр юного зрителя «СамАрт») - фестиваль с историей и традициями, рабочей, но очень душевной атмосферой, ежевечерними (до полуночи) обсуждениями спектаклей дня (их вел Олег Лоевский), замечательной эмблемой-статуэткой, автор которой - великий итальянец Тонино Гуэрра. Проводится раз в два года, нынешняя «Репка» уже девятая.

Особенность фестиваля - деятельное формирование будущего, завтрашнего дня российского театра для детей. Здесь работает лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких», где начинающие режиссеры (недавние выпускники театральных вузов или студенты-старшекурсники) за считанные дни создают вместе с актерами «СамАрта» своеобразные спектакли-эскизы, некие заявки на будущее полноценное театральное зрелище. Из таких эскизов выросло несколько спектаклей девятой «Репки». Например, «Азбука Льва Толстого» в постановке молодых режиссеров Юрия Алесина и Евгения Зимина (идея арт-директора «Золотой репки» драматурга Михаила Бартенева). Как известно, великий писатель учил по своей «Азбуке» детей Яснополянской школы складывать буквы в слоги, слоги - в слова, слова - в истории и загадки («Маленький Данилка в петельке удавился»: какой ребенок не догадается, что речь идет о пуговке). А в спектакле «СамАрта» из «букв» театрального языка (звук, цвет, удивление, фантазия, реакция, движение) на глазах маленького зрителя рождается живое и увлекательное чудо Театра. Зрители постарше считывают свои смыслы, переклички с вполне «взрослыми» произведениями яснополянского гения.

Другая лаборантка прошлой «Репки», молодой режиссер Полина Стружкова поставила в «СамАрте» и представила на нынешнем фестивале «Красную Шапочку» по пьесе современного французского драматурга Ж.Помра как мистическую, стильную и страшную историю о красоте порока (за это, разумеется, отвечал Волк) и тайнах и комплексах взрослеющего существа, девочки, становящейся девушкой. Этот спектакль во многом напоминал постановки столичного театра «Практика»: минимализм, замечательное видео и дух театральной провокации.

Российский академический молодежный театр из Москвы привез две постановки учениц Сергея Женовача: Марфа Горвиц-Назарова сделала с командой молодых актеров РАМТа веселый и лихой спектакль по «очень страшной сказке» Афанасьева «Бесстрашный барин», а Сигрид Стрем Рейбо (она родом из Норвегии) - киплинговскую историю «Как кот гулял, где ему вздумается». У молодых «женовачек» (сколько талантливых девушек пришло в режиссерскую профессию!) просто-таки моцартовский дар сценической простоты, внятности, бьющей через край энергии и обаяния. Условия театральной игры задаются и весело формулируются прямо на глазах у зрителя, радостно их принимающего. Очень важно вот что: актеры, играющие в этих двух спектаклях, не просто молоды, красивы, пластичны и профессионально оснащены. В них есть уверенность и сила по-настоящему свободных людей, таких, на которых хочется быть похожими юным зрителям. Взрослые опять же извлекут собственные уроки. Про то, к примеру, что в играх с нечистой силой нельзя выйти победителем (про это небанальный финал «Бесстрашного барина», помните, как говорила одна героиня Островского: «Вот так играешь, играешь и заиграешься»). Или про то, что жизнь должна строиться по правилам (а не по понятиям), и лучше, чтобы эти правила устанавливала Женщина (спектакль «Как кот гулял...» во многом об этом).

Еще о двух спектаклях лаборантов прошлых «Репок». Два театра (Барнаульский молодежный и Екатеринбургский ТЮЗ) привезли постановки по модной пьесе У.Хуба «У ковчега в восемь» про историю Всемирного потопа, увиденного глазами трех пингвинов. У режиссера Дмитрия Егорова и художника Фемистокла Атмадзаса в Барнауле получился почти эпос (правда, с рэпом) с монументальными декорациями, бригадой музыкантов в полосатых купальниках (неВИА «Божий промысел»), новыми (отсутствующими у драматурга) действующими лицами, внятно очерченными характерами пингвина-романтика, пингвина-обжоры и пингвина-харизматика (их играют Дмитрий Гомзяков, Евгений Нестеров и Алексей Межов). Уроком религиозного воспитания это тяжеловесное зрелище так и не стало (драматургия к этому не располагает), забавной театральной игры (материал для нее вполне подходящий) тоже не вышло.

У режиссера Евгения Зимина и художника Анатолия Шубина в Екатеринбургском ТЮЗе получился как раз почти анекдот с танцами (прикольными танцами, а песенка была всего одна, но замечательная). Вот только взаимоотношения главных героев режиссер выстроил (это, впрочем, мое абсолютно субъективное мнение) по давно отработанной тюзовским театром модели: один пингвин играл кого-то вроде Винни-Пуха, другой - Пятачка, третий - ослика Иа, Голубка была кем-то вроде мудрой Совы. Вместо поиска новых характеров и отношений использовалось то, что давно знакомо и привычно. И это вызывало некоторую досаду. Хотя зрительский успех обоих «Ковчегов» был абсолютным.

О лаборантах девятой «Золотой репки». Их было трое. Ученица Олега Кудряшова Ольга Лапина на материале сказки «Хемуль, который любил тишину» (автор - Туве Янссон) придумала историю о странствиях одинокой и странной души в поисках, пожалуй, самой себя. В этом эскизе спектакля был интересный главный герой (большое дело!), но вокруг - много малосодержательной суеты. Пятикурсник мастерской Олега Кудряшова Никита Кобелев взялся за благодатный, но непростой материал - рассказ Тонино Гуэрры «Лев с седой бородой». Увы, ничего не получилось: ни атмосферы цирка, ни элегической интонации, ни перекличек с Феллини и Хржановским. Попытка, не более, но за попытку - спасибо. Четверокурсник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова Андрей Шляпин тоже взялся за интересный и непростой литературный материал: его эскиз «СссТТТрРРааАШшШННный СОН» по мотивам рассказа Евгения Клюева - этакая мистическая история в духе Милорада Павича. Но не было найдено адекватное визуальное, пластическое решение, и эскиз остался заявкой. Будущие режиссеры ищут что-то свое, не всегда находят, но это нормально.

Девятая «Золотая репка» предполагала и серьезный разговор о тюзовском спектакле на большой сцене (таков был замысел Михаила Бартенева). Симпатичных спектаклей на малой не счесть (во всяком случае, немало, те же постановки РАМТа и «СамАрта»), на большой - царство рутины и халтуры. Фестиваль открывала «большеформатная» «Белоснежка и семь гномов» ТЮЗа им. А.А.Брянцева из Санкт-Петербурга (постановка все того же Евгения Зимина, ставшего и героем, и антигероем фестиваля). Богатые (хотя не сказать, что стильные) декорации и костюмы Марины Азизян, свет, музыка, пение под фонограмму, крепкий актерский состав. При этом: штамп на штампе, ни одной сценической тонкости, подробности, ни одной тщательно проработанной линии повествования или характера. Вампука и фальшь. Семерых гномов играют семь тетенек (никакие не травести, вполне себе тетеньки, особо не скрывающие половой принадлежности). Когда очередная из них заводила все ту же песню («Братья, я влюбился в Белоснежку!»), даже маленькие дети впадали в отчаяние. «Вася, это не конец!» - обреченно сказал один карапуз другому после первого действия. Как он был прав в своей тоске.

Качественного «большеформатного» спектакля для маленьких зрителей фестиваль так и не увидел. И «Сказка о золотом петушке» Челябинского ТЮЗа в постановке Константина Кучикина таковой тоже не стала. И у Пушкина недетская история, и Кучикин выстраивает сложную вокальную и пластическую партитуру спектакля с древними считалками-заклинаниями, плясками, ворожбой. Когда-то, на премьере, это было интересно, но минувшим летом театр покинули одиннадцать актеров, игравших в спектакле (в основном это ученики бывшего главного режиссера Челябинского ТЮЗа Владимира Оренова, также летом ушедшего из театра). Скоропалительные вводы позволили сохранить внешнюю форму спектакля, но ушла внутренняя энергия, заразительность действа.

А вот для подростков и зрителей постарше несколько по-настоящему глубоких театральных впечатлений подарила и большая сцена. Кировский «Театр на Спасской» сыграл «Толстую тетрадь» по роману А.Кристоф в постановке Бориса Павловича (спектакль - номинант последней «Золотой Маски») - историю о том, как война расчеловечивает, духовно опустошает даже детей, двух братьев (Лукаса и Клауса играют Михаил Андрианов и Константин Бояринцев, глубоко и очень верно). «Вы хотите молиться? - Мы хотим понять», - диалог из этого спектакля, мне кажется, иллюстрирует эволюцию отношения отечественного театра к военной теме. Раньше спектакли о войне были только «молитвой», сейчас - попыткой понять очень многое. В том числе, что такое ребенок на войне, пусть даже далеко от непосредственных военных действий и, что называется, по другую линию фронта, понять, как книжные мальчики становятся ангелами (или демонами?) смерти и мщения.

Два брата были и героями трагического спектакля Башкирского молодежного театра «Ночевала тучка золотая». Анатолий Приставкин писал о событиях 1944 года, депортации чеченского народа, режиссер Мусалим Кульбаев ставит и про наше время тоже, и для него это принципиально. Братьев Кузьменышей (абсолютно убедительные, эмоционально точные актеры Андрей Ганичев и Андрей Максимов) в этом спектакле дублируют куклы - момент хрупкости и нежности.

Много событий вместила эта «Золотая репка» номер девять. Было два французских театра (куда же без них в Год Франции): уличный «BIB» с заразительным представлением «Где-нибудь вне мира» по мотивам полотен Шагала (они даже одного самарского милиционера вовлекли в свой перформанс, и ведь хорошо сыграл!) и театр «VELO», ведущий актер которого Шарло Лемойен провел для участников фестиваля мастер-класс «Предметный театр». 23-летний и уже знаменитый драматург Ярослава Пулинович прочла свою пьесу «За линией». Пулинович - настоящая, «генетическая» ученица Николая Коляды, завороженность тайной смерти (а значит, и жизни, ведь жизнь - ожидание смерти) и детство как потерянный рай для нее тоже главные темы. Она талантлива, слышит шум времени, его голоса.

Закрывал фестиваль спектакль «СамАрта» «Фальшивый купон» (драматическую версию повести Льва Толстого написала Наталья Скороход, осуществил постановку петербургский режиссер Анатолий Праудин). «Фальшивый купон» - это поздний Толстой, морализатор и проповедник, отчасти резонер. Удивительно, но для этой простой истории режиссер Праудин нашел краски театрального экспрессионизма, гротеска, а зрительный ряд спектакля (художник Алексей Порай-Кошиц) - просто-таки антология русского живописного авангарда (и одновременно - живописи библейской темы). Сочетание, казалось бы, несочетаемого вышло удивительно органичным, картинки падшего мира, отношение к которому Толстого можно назвать, пожалуй, тягостным отвращением, передаются в очень визуально конкретных образах. Лубок, моралитэ, жанровое определение можно подбирать долго, но главное - это работа режиссера-мастера: и на уровне смысла, и на уровне формы. Зрелище нелегкое, в каком-то смысле душевыматывающее. Но и душеспасительное, что в современном театре не встречается почти никогда. Тем дороже стоит ценить такие редкие встречи.

Фото Лены Винс

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.