Изучая ошибки других, осознаем свои собственные/Игорь Бабанов (Ярославль)

Выпуск №3-133/2010, Гость редакции

Изучая ошибки других, осознаем свои собственные/Игорь Бабанов (Ярославль)

После финального спектакля VIII Международного фестиваля театров кукол «Муравейник» в Иванове, в те звенящие творческим возбуждением минуты, когда последний мазок уже положен и картина, в принципе, обрела окончательный вид, но расходиться еще не хочется, - разговорились с одним из именитых гостей этого форума - главным художником Ярославского государственного театра кукол Игорем БАБАНОВЫМ.

- Игорь Алексеевич, как ветеран кукольного дела, автор более чем 80 спектаклей и участник множества фестивалей, удовлетворены ли вы этим ивановским слетом кукольников?

- Ну, что такое фестиваль?.. Собираемся и, изучая ошибки других, начинаем осознавать собственные ошибки. Мы все идем по одним и тем же тропинкам, наступаем на те же грабли. И уже нет понятий «фестивальный» или «не фестивальный» спектакль - все показывают то, что могут вывезти в данный момент. Так же с нашими «Тремя поросятами» получилось. Сегодня мы, в основном, работаем на стационаре. У нас большой, «академический», можно сказать, театр. Делаем только громадные работы - эдакие полотна. У нас в театре даже нет своего грузового транспорта, выгоднее взять в аренду на день-два.  Выезжаем только по большим заказам. Но те же проблемы и у других театров. Поэтому на фестивали везут то,  что можно легко запаковать.

Первые «Муравейники» были не то что интереснее, но как-то сложней - в том смысле, что каждый стремился показать, чего он достиг, ну, буквально в самый последний момент...

- Почему это ушло?

- Это не ушло. Просто немножко изменился сам формат фестиваля. А жизнь как  изменилась! Некоторые театры очень трудно существуют в экономическом смысле. Конечно, проще загрузить чемодан и послать с ним двух актеров.

- Итак, везли не лучшее, а самое транспортабельное. И все-таки - что же мы при этом увидели?

- Больших открытий не случилось. Но были любопытные работы - например, вологодская «медвежья» история. В этом спектакле просто любуешься работой актеров. Я и смотрел, в основном, на актерские работы. Не люблю критиковать или ругать своих коллег-художников. Режиссура - вообще особый жанр: она либо есть, либо ее нет.

С интересом смотрю на молодых актеров. Если есть какая-то возможность им помочь, что-то подсказать - это непременно надо делать, это и есть задача фестиваля. Режиссеры - они и у себя в театре-то ставят себя выше всех, в грудь себя хлопают: «Это все я придумал, это все я!..» А бедные актеры должны все это реализовывать. А поучить по-настоящему их зачастую некому. Институты, училища  дают только начальный толчок. Но учить все-таки должен человек, который с ними работает, который ставит спектакли... Однако многие театры сегодня работают на потребу самого невзыскательного зрителя, на кабацком уровне, лишь бы посмешить, повеселить, соленость какую-то вставить... Обидно, жалко!

Театры можно понять, им жить надо. Сейчас модно футболистов, хоккеистов «покупать» за границей: одна месячная зарплата такого «варяга» - это два годовых бюджета нашего театра. Ярославль как раз этим знаменит. При всем том наш  «Шинник» - только-только с трудом удерживается в первом футбольном дивизионе. Правда, было время, «Локомотив», наша хоккейная команда, занимала первые места, но с таким трудом и с помощью таких денежных вливаний!..

А театр, извините, вообще под Новый год закрыли! Из-за трагедии в пермской «Хромой лошади» пожарники активизировались. А мы тут при чем, если строили так? На те копейки, которые мы зарабатываем, здание театра не перестроишь. У нас билет для детей стоит 90 рублей. А совсем недавно стоил еще меньше. Мы со своим бюджетом можем разве что купить новые тряпочки для следующей постановки, а не ремонт театра сделать. Театр на балансе у области. И когда его закрывают из-за того, что здание как-то не так или не тем покрашено, это глупость.

С трудом открылись за два дня до начала новогодней кампании. Вот те деньги, что мы на ней заработали, частично пошли на новую постановку, частично - на ремонт. Ободрали все стены, чтобы пожарники не придирались. Зрительская часть еще неплохо выглядела, постарались, повесили украшения. А там, где мы существуем, гвозди из стены торчали, стена не оштукатурена, мел, гипс на полу...

Поэтому и говорю, что театры везут на фестиваль то, что могут довезти.

- Раз вы особо присматривались к молодежи, поделитесь впечатлениями о ней...

- Я уже сказал, что мне понравился спектакль Вологодского областного театра кукол  «Мишук, или Сказка о непослушном медвежонке». Очень хорошо знаю этот театр, потому что часто туда езжу. Там, кстати, две школы сошлись. И как раз в фестивальном спектакле двое актеров представляли нижегородскую школу, и один парень - ярославскую. Вот они молодцы. Ну, там и режиссер-постановщик интересный - Андрей Князьков. Он в Питере преподает и свой театр там сейчас создает. Не все мне там безусловно понравилось, но как работали актеры, просто поразило. Вот эти их микроскопические оценочные действия... Если актер до этого дошел, и он это держит, не забывает, не пробалтывает - это дорогого стоит. Совсем иное впечатление произвел  спектакль из Ставрополя «Котенок на снегу». Но это работа молодого режиссера, я видел, как она переживает... Вот это и ценно: на своих, на чужих ошибках - мы все пытаемся за счет фестиваля над собой вырасти. Мне-то уже, вроде бы, расти больше некуда, а все равно хочется...

- Судя по фестивальным спектаклям, мало кто в нашей стране сегодня работает с марионеткой...

- Марионеткой надо заниматься всю жизнь. Нет смысла брать ее только для того, чтобы какой-то другой прием в театре применить: сегодня мы с варежкой, завтра с марионеткой... Актер у нас, как и в драматическом театре, имеет свои амплуа. Управлять марионеткой - очень тонкое ремесло. Люди нарабатывают его годами, они просто живут этим, это способ их выражения, их язык... В Германии таких театров тоже мало осталось. Сегодня марионеткой занимаются, в основном, чехи и китайцы. Правда, если китайцы берутся за что-то, будь то спорт или цирк, они достигают удивительных высот... И вот сейчас они марионетку освоили.

Тут есть еще одна тонкость. Это очень сложная кукла. И она больше всех напоминает человека, только уменьшенного. Значит, нужна настоящая, очень хорошо выбранная, очень точная драматургия.

- Но разве марионетка с ее человекоподобием не может использоваться в любой драматургии? И в таком случае ее возможности беспредельны!

- Ну вот Костромской областной театр кукол показал нам чеховского «Медведя». Раньше марионеткой здесь не занимались. Возможно, поэтому постановщик решил подстраховаться, и была сделана запись голосов знаменитых артистов. Если бы костромские кукольники сами озвучивали свои роли, они бы, может, и действовали как-то по-другому. А так - все время было ощущение, что они просто пытаются попасть (и не всегда удачно) в  фонограмму. Так что пока этот опыт меня не убедил.

- У вас не было ощущения, что это как «фанера» на эстраде? Но на эстраде, хотя многие этим и пользуются, все знают, что это стыдно. А в данном случае нас пытались убедить, что это - один из вариантов прогресса в кукольном деле. Неужели театр пойдет в своем развитии в эту сторону?

- Когда директор костромского театра спросил мое мнение, я сказал: «Ну - хороший мультик, анимация... Но это не совсем чистое искусство получается...» Как научиться водить марионетку в таких условиях - это для студентов. Им бы еще было любопытно поработать под фонограмму с куколками. Можно ввести этот метод  в процесс обучения для совершенствования техники управления куклой. Но - не как зрелище, не как спектакль для зрителя. Тем более, сразу возникает вопрос: а кому вы это показываете, кто будет на это ходить? Наверняка, билеты дорогие. Наверняка, это вечерний спектакль. А люди сегодня предпочитают вечером в ресторан сходить, караоке попеть...

- Как сделать, чтобы они предпочли всему этому театр?

- То, во что сейчас превратился театр кукол, - большие сцены, помещения... - это не совсем правильно. Мы заложники советского периода, когда на культуру, на искусство выделялись немалые деньги... А ведь исторически кукольный театр всегда был мобильным. Вот как раз таким, каким явился нам на «Муравейнике» Театр кукол на колесах из Паневежиса. Литовские артисты показали очаровательный спектакль «Красная Шапочка» - в лучших традициях балагана, передвижного театра, где царит импровизация, где берется материал, который все уже знают, и вдруг он приобретает какие-то совсем новые черты... Это замечательно! И я, кстати, так же понимаю театр.

- А почему бы и ярославским кукольникам не выкатиться однажды из обшарпанных стен своего «академического» театра, чтобы, как в старину, колесить в фургончиках по дорогам?..

- А где жить-то? Сейчас аренда помещения стоит дороже всех наших театральных дел... У нас есть театры, где два-три актера берут кукол, ставят что-то и куда-то продвигают свою работу. Ну - детский садик их принимает, да. А если это делать, как настоящий театр, выступать надо там, где собирается интеллектуальная публика, люди, которые понимают и любят театр, которые пришли не на караоке с тюремными песнями... Только вряд ли это сегодня осуществимо. У нас ведь кризис не только в театре. Кризис в самом обществе. Был же еще недавно период, когда денег крутилось не меряно. Куда они закатились, все эти деньжищи? Хоккеисты, футболисты, дворцы какие-то по 400 метров высотой - «вавилонские башни»... А в культуру-то денег шло совсем мало.

Исключения есть, но они очень редки. В Мытищах, при мощной поддержке мэра, в 90-е годы возник и очень интересно существует кукольный театр «Огниво». Однако на «Муравейнике» я  узнал, что теперь и там трудности начинаются. А вообще тамошние кукольники и за границу ездят, и к себе приглашают.... К примеру, показанный в Иванове спектакль Южно-Сахалинского областного театра кукол «Одержимая любовью» поставил режиссер Петру Вуткэрэу, который мало в нашей среде известен, я впервые видел его работу. А Мытищи его открыли для себя уже давно, два спектакля ему заказывали...  Он не кукольный режиссер, но он мыслит метафорой, а это очень редкое и важное качество. По-моему, кукольный театр ближе всего к метафоре. Он ближе к поэзии, даже к балету, чем к слову. Слов наговорено уже слишком много, слово уже не работает, не держит зал... Тем более - маленьких детей.

- Несмотря на все оханья по поводу отсутствия современной драматургии, похоже, сами театры мало интересуются новыми авторами.  Зато драматургией пробавляются сегодня и театральные художники, и режиссеры.... Мы это наблюдали в разных вариантах и на нынешнем «Муравейнике».  Как правило, опыты эти не слишком удачны...

- Не могу согласиться, что совсем нет современной драматургии, но она очень сложная. Петрушевская, к примеру... Все эти драматурги родились в определенных исторических условиях, и что-то у них в головах раз и навсегда повернулось и застыло. Сегодня надо и мыслить, и писать иначе...

- Так вы говорите об авторах последней трети ХХ века...

- А те, кто начинал свой творческий путь уже в ХХI веке, пишут, в основном, на потребу кабацкого зрителя.

- А может быть, театры просто ленятся искать «своих» драматургов, «выращивать» их?

- Страна у нас очень большая. Но все происходит в основном в Москве. А на периферии, если на авторе пьесы нет московской «печати», ему просто не верят. Но режиссеру надо что-то ставить. И он либо переписывает ту драматургию, которая уже есть, либо пишет сам. И у меня была такая история, как раз на первом фестивале «Муравейник». Я привез свой спектакль, где был и художником, и драматургом, а потом пришлось стать еще и режиссером, потому что никто не брался ставить то, что я написал. Это была пьеса по русским сказкам. Спектакль назывался «Бабайки залетные». Благодаря ему, я, можно сказать, стал знаменит на ивановской сцене.

- Молодые актеры из Вологды, которые и вам, и мне, и многим на фестивале понравились, помимо прочего, восхитили замечательными, истинно актерскими, голосами. Сейчас такие голоса и в МХТ редко услышишь. А ведь яркий звучный голос - это одно из самых главных качеств, каким непременно должен обладать актер...

- Голос - это инструмент. А в театре кукол - это не просто инструмент, а то, что ты должен перебросить через ширму, через какие-то пространства... В Нижнем Новгороде хорошо учат, традиции там очень крепкие, но они стараются. А вот из ярославского института кукольные актеры выходят очень слабенькие...

- Но если в театре кукол утвердятся фонограммы, «мадонки» и прочие «костыли» для маленьких голосов, то звучный, хорошо поставленный голос, так же как и умение  подавать его через все препятствия в зал, будут вроде бы уже и не нужны...

- Да, происходит подмена. Это как выступление музыкантов на стадионе. Но театр - это все-таки не стадион.

Кстати, нас тоже вынуждают работать на стадионах. В дни всяких праздников мы, со своими маленькими куклами, выходим на огромные площадки, где шумит зритель, который пришел вовсе не в театр, а пива попить или пострелять из ракетниц, и актеры, бедные, надрываются, кричат. Или выступают «под фанеру».

- Не лучше ли сделать несколько ростовых кукол, и на каждый праздник писать им новые репризы...

- Таких кукол должно быть много, чтобы разные сказки можно было охватить. Одно время в магазине ВТО чемоданчик такой продавался: там куколки были разные - дедка, бабка, царь, Василиса... Штук десять сказок можно было показывать. Сейчас театр от этого ушел. Сегодня театр кукол - это все-таки театр художника. И если художник что-то не доделал, не додумал - это сразу же видно.

- Дедка - бабка - Василиса... Забытые персонажи. Взять хотя бы ту же афишу  «Муравейника» - мы не видим тут русских сказок. Но пока границы и национальности еще не отменены, народные сказки являются одним из инструментов воспроизведения менталитета нации...

- А кто их знает-то сегодня, эти сказки? Детям их не читают. У меня в театре всякие  стоят домики, в том числе, ледяной и лубяной... Спрашиваю детишек: «У кого был ледяной домик?» - «У Снежной Королевы» - «А попроще что-нибудь?». Молчат.

Я говорю: «У Лисы был ледяной домик, который растаял...» Не знают. Зато с малолетства читают Гарри Поттера и прочее в этом духе. Мы «Муми-тролля» легче воспринимаем, чем свои сказки, хотя Янсон очень трудно перевести в видеоряд, автор же сама рисовала. Конечно, виноваты мы сами, все больше на «конфетки» кидаемся и читаем детям всю эту западную, совсем не нашу литературу, и забываем, что у нас есть свой колодец, из которого можно черпать, черпать и черпать. Тут и народные сказки, и литературные...

Хватаем то, что поближе, попроще. Лежат на прилавке какие-нибудь шведские сосиски - мы и рады, покупаем... И театры почему-то пытаются идти тем же путем, хватают первые попавшиеся красивые упаковки...

- Или заново «красиво упаковывают» что-нибудь вроде «Маленького принца»? Странно, что эффектный вроде бы спектакль Курского областного театра кукол по сказке Антуана де Сент-Экзюпери совсем не тронул...

- Нет, не тронул. Даже раздражали многие вещи. И молодой артист с ролью Летчика не справлялся. А уж Лис! Меховая колбаса какая-то: лап нет, потом появляется рука в перчатке.... Занудный, монотонный спектакль. Я из того поколения, у которого «Маленький принц» был настольной книгой. Уходя в армию, я уже был романтик, влюбленный в Экзюпери. С его мыслями - что ты в ответе за тех, кого приручил, и прочее - мы просто жили! Если люди читали когда-то эту сказку, они это все иначе воспринимают. Артист, конечно, старался. И опять мы возвращаемся к разговору об актерской школе.

Глупо, что при обсуждении фестивальных спектаклей больше всего достается от критиков режиссерам и художникам. Хотя многие из них даже не приехали на фестиваль. А слушают все это актеры. Им бы про себя послушать. Но все сходится к решению спектакля: «попали - не попали», «удалось - не удалось». Однако то, что предназначено для режиссеров и художников, - зачем это слышать всем? Тем более что потом это начинает обрастать в труппе мохом легенд: «А вот их там разложили... раздраконили...» Нас ведь не так много, могли бы собраться отдельно, 5-6 человек. И мы бы послушали критиков, но и сами могли бы возразить что-то. А здесь, при таком стечении народу, не каждый будет высказываться, да и не тот формат, что уж там базар затевать...

А вообще-то фестиваль более ценен даже не для нас, авторов, которые все так «круто» напридумывали, а именно для артистов. И если уж говорить - так о школе актерской. О том, что актер вылез из-за ширмы и думает, что его не видно, а мы видим... Как в анекдоте:  Центральной фигурой в картине Пикассо «Девочка на шаре» является мужчина, сидящий спиной на кубе... Или о том, что его не слышно. Да, настоящих голосов стало очень мало на театре, и особенно в театре кукольном. Профессия перестает быть престижной.

- Так ведь беда еще в том, что театры, в целях экономии, перестали приглашать выученных в хороших вузах и сузах специалистов и начали растить себе смену сами.

- Да, и опять же учат не всегда лучшие, а те, у кого есть возможность, кто меньше занят. Тиражируются присущие именно этим актерам, этому театру штампы, огрехи... И ведь как раз актеры, мало занятые в репертуаре, носят в себе самые сильные комплексы, особые амбиции... И они их закладывают в своих учеников. Конечно, во всем виновато само общество. Все свои беды мы сами куем, своими руками. Честно говоря, свет в конце туннеля - когда мы начнем жить свободно, не боясь, что нас кто-то где-то зажмет или финансово, или еще как - пока не просматривается.

- Но если происходят фестивали, которые помогают артистам, художникам, режиссерам творчески вырасти, «значит, это кому-нибудь нужно»...

- Ну вот разве что радуют фестивали... Раньше их было больше, за сезон мы могли объехать пять-шесть театров, все с праздниками, банкетами. Сейчас все гораздо скромней. Хорошо, что «Муравейник» еще держится. Хотя, конечно, устроители каждый раз с трудом находят спонсоров: Иваново - далеко не самый богатый город. Ивановцы молодцы. Сохранили традицию. Я с удовольствием сюда приезжаю. Даже если нечего показать, стараюсь приехать, увидеть своих коллег из других городов. Самому мне не доехать до Сахалина, а здесь встретились...

Фото Д.Бахтина, К.Островской, В.Сенцова


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.